• Авторизация


История создания панорамы "Сталинградская битва" 14-10-2024 06:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Грандиозное полотно "Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом"  главная музейная жемчужина в Волгограде. 

4878453_panopano203 (700x453, 111Kb)

На его подготовку которого ушло два года. Самое крупное полотно России размером 16х120 метров весом порядка 2 тонн и предметного плана площадью около 1000 кв. метров смотрится очень впечатляюще. 

4878453_panopano206t (700x500, 87Kb)

Создание панорамы было поручено художниками Студии им. М. Б. Грекова. Подготовительная работа велась с 1958 по 1964 годы. Авторы панорамы ответственно подошли к поставленной задаче: изучали архивный материал, воспоминания участников боя, фронтовые рисунки и документальные киноленты, консультировались с маршалами Советского Союза и другими военными, побывали на полевых учениях.

4878453_panopano205t (700x519, 118Kb)

Для натурных зарисовок на вершине Мамаева кургана была построена мастерская, завезена военная техника, привлечены солдаты Волгоградского гарнизона в качестве моделей для позирования. В результате были созданы тысячи эскизов, этюдов и круговой цветовой эскиз в 1/3 натуральной величины.

4878453_DSCN3689a3 (700x518, 75Kb)

Далее помещаю свои снимки, на них запечатлены фрагменты панорамы. А пока будете смотреть, вставлю материал о том, как создавалась панорама.

4878453_DSCN3684vol (700x525, 240Kb)

Завершилась Сталинградская битва. Город лежал в руинах. Вполне понятно было желание людей видеть возрожденный Сталинград прекрасным, богатым памятниками, центром науки и культуры. Одним из таких памятников могла стать художественная панорама великого сражения.

4878453_DSCN3685vol (700x525, 248Kb)

Первоначально панораму "Разгром немецко-фашистских войск в Сталинграде" предполагалось строить на Мамаевом кургане – там, где сейчас Зал Воинской Славы. Но автор памятника-ансамбля Евгений Вучетич в последний момент не согласился. Многие тогда его не поняли, но время показало – это решение было правильным.

4878453_DSCN3652vol (700x525, 208Kb)

Льняное полотно будущей картины было привезено в Волгоград из Пензенской области, с Сурской суконной фабрики, в августе 1980 года. Но его надо было еще скроить по необходимым размерам и сшить!

4878453_DSCN3654vol (700x525, 192Kb)

В недостроенном Дворце пионеров полотно разложили в спортзале. Его сшивали специальными иголками с нитками на особой швейной машинке с электроприводом. Сшивали фактически так же, как в старину сшивали паруса морских судов.

4878453_DSCN3655vol (700x525, 203Kb)

После этого внушительных размеров полотно перевезли в строящееся здание панорамы. Лестниц в нем еще не было, и поднимали полотно наверх по шатким деревянным лестницам-времянкам. 

4878453_DSCN3656vol2 (700x522, 118Kb)

А там солдаты Волгоградского гарнизона посредством особых канатов расправляли его по стенам, придавая ему нужное расположение. И вот в зале панорамы поднялось огромное полотно!

4878453_DSCN3658vol (700x525, 225Kb)

Грунтовали его уникальным составом. Сначала нанесли два слоя спецклея из плавательных пузырей осетровых рыб. А затем положили поверх три слоя специальной водоэмульсионной краски.

4878453_DSCN3660vol3 (700x517, 103Kb)

Предстояло расписать живописный холст площадью около 2000 кв. метров и создать около 1000 кв. метров декораций. Летом 1980 года художники приступили к переносу рисунка на холст, а затем – к его росписи. Одновременно велись работы по созданию предметного плана.

4878453_DSCN3661a2 (700x525, 88Kb)

Для художников-грековцев было очень важно не придумывать, как и что выглядело в пору Сталинградской битвы, а увидеть все это воочию. Например, чтобы изобразить разбитое орудие, им требовалось взорвать пушку на полигоне, и лишь затем нарисовать ее.

4878453_DSCN3662vol (700x525, 245Kb)

Надо изобразить немецкое военное кладбище – рисовали его только по реальным фотографиям военного времени. А чтобы изобразить убитого красноармейца, клали на снег солдата, одетого в армейский полушубок.

4878453_DSCN3663vol (700x525, 267Kb)

Солдаты Волгоградского гарнизона, прикомандированные в те дни к строящейся панораме, чем могли, помогали художникам – выдавливали краски на палитры, подавали ведра. Они же зачастую и позировали авторам.

4878453_DSCN3664 (700x525, 243Kb)

По мере того, как роспись полотна панорамы приближалась к концу, работа коллектива отдела все больше приобретала научно-исследовательское направление: проводилось первое описание полотна, определялись границы и количество секторов для экскурсионного показа, готовился первый предварительный текст экскурсии по панораме. 

4878453_d3665_2JPG (700x524, 105Kb)

Сотрудники отдела исследовали и отобрали музейные предметы и материалы: фрагменты оружия, осколки, ящики для снарядов для предметного плана.

4878453_DSCN3666vol (700x525, 245Kb)

В процессе этой работы стало ясно, что для такого большого предметного плана не хватает элементов реквизита. Научные сотрудники с киностудии "Мосфильм" и привезли обмундирование советских солдат и противника, стропы парашюта, ранцы, каски, макеты оружия, которые до этого использовались во время съемок многих известных фильмов о войне.

4878453_DSCN3668vol (700x525, 226Kb)

Все эти предметы очень пригодились мастерам при оформлении предметного плана панорамы.

4878453_DSCN3670vol (700x525, 255Kb)

Художники для создания полотна провели титанический труд, здесь можно увидеть в том числе настоящие предметы: укрепления, траншеи, снаряды, бревна, землянки, порубленную снарядами землю – настоящий ад войны с горящими танками, самолетами, взрывами и ранеными бойцами.

4878453_DSCN3671vol (700x525, 264Kb)

Работа над гигантским полотном велась в специальном павильоне на Мамаевом кургане, художники изучили немыслимое количество фото- и кинодокументов, документов и исторической литературы, много раз встречались с участниками кровопролитных боев.

4878453_DSCN3673vol (700x525, 261Kb)

Феноменально сделан переход от предметного плана к вертикальному холсту. На панораме представлена завершающая фаза битвы за Сталинград, операция "Кольцо".

4878453_DSCN3675vol (700x525, 235Kb)

Основной сюжет  соединение 21-й и 62-й армий Донского фронта на Мамаевом Кургане 26 января 1943 года, что привело к разделению окруженных немецких войск на две части. Зритель находится как бы на вершине Мамаева Кургана и обозревает его окрестности.

4878453_DSCN3678vol (700x525, 267Kb)

Художникам удалось показать разницу между советскими и немецкими войсками с помощью визуальных эффектов: отряды наших солдат в любой сцене полотна освещены солнцем, отряды фашистов – всегда в глубокой тени, от этих участков картины веет холодом и обреченностью. В некоторых местах создается абсолютная иллюзия объемности.

4878453_DSCN3682vol (700x525, 245Kb)

Это масштабно, это нужно видеть, и это вызывает искренние чувства, которые наполняют нас уважением и почтением к людям, не просто людям, а героям, смелость и отвага, какое страшное время им пришлось пережить, какой ценой нам досталась победа!

4878453_yDSCN3592Avol (700x520, 71Kb)

8 июля 1982 года создание панорамы было завершено. При большом стечении народа панорама в Волгограде была торжественно открыта. 

4878453_panopano204t (700x485, 139Kb)

Огромное количество людей стремилось прийти в панораму. Она не могла вместить всех желающих. Ради билета люди стояли ночи напролет.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История создания панорамы "Сталинградская битва" | Болталка_в_беседке - Дневник Болталка_в_беседке | Лента друзей Болталка_в_беседке / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»