Во время легендарной обороны Сталинграда в конце сентября 1942 года разведывательная группа, возглавляемая сержантом Павловым, захватила в центре города четырехэтажный дом и закрепилась в нем. Здание, названное позже "домом Павлова", стал важным опорным пунктом, который отражал яростные атаки противника вплоть до начала контрнаступления советских войск.
Гитлеровцы почти все время вели по дому массированный артиллерийский и минометный обстрел, наносили по нему удары с воздуха, непрерывно атаковали. Но отважная группа советских бойцов умело подготовилась к круговой обороне.
Бойцы вели огонь из разных мест через амбразуры, пробитые в заложенных кирпичом окнах и пробоины в стенах. Когда противник пытался приблизиться к зданию, его встречал плотный пулеметный огонь со всех огневых точек. Гарнизон стойко отражал вражеские атаки и наносил гитлеровцам ощутимые потери. А главное – они не позволяли врагу прорваться к Волге на этом участке.
На третьем этаже дома был оборудован наблюдательный пункт, который гитлеровцы так и не смогли подавить. "Небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа", – отмечал командарм-62 Василий Чуйков. Дом был неприступной твердыней. В течение 58 дней небольшой гарнизон дома отражал атаки немцев, пока советские войска не перешли в контратаку.
В 1943 году после победы в Сталинградской битве дом был отстроен. Считается первым восстановленным зданием города. В 1985 году на торцевой стене открыта мемориальная стена-памятник.
Одним из самых значимых культурных объектов, напоминающего об ужасах войны, считается мельница Гергардта. Это здание, построенное еще во времена Царицына, смогло выстоять во время Сталинградской битвы.
Возле мельницы находится скульптура-фонтан авторства Ольги Кудрявцевой под названием "Детский хоровод" (на Привокзальной площади установлена ее копия, только там дети уже повыше ростом). Скульптурная группа, представляющая собой композицию из шести детских фигур, пляшущих вокруг лежащего крокодила, стала восприниматься как символ несломленного города.
Этот фонтан не будет действующим, его задача – напомнить о войне. Чтобы более реалистично это передать, скульпторы оставили трещинки и небольшие разрушения на мирно танцующих детях. Скульптура не покрашена для того, чтобы приблизить ее к военному оригиналу.
История мельницы начинается в 1899 году, когда семья купцов Гергардтов получила разрешение на постройку мукомольного комплекса. После реконструкции мельница превратилась в целый перерабатывающий комплекс, где работали не только с мукой, но и с рыбой, маслом, хлебопекарными изделиями, в южной части хранились готовые продукты. Мельница Гергардта была производственным сооружением, оснащенным по последним технологиям, в нем были собственные котельная и электрогенератор.
Мельница проработала до 14 сентября 1942 года, когда в здание попали фугасные бомбы, что вызвало пожар и остановку работы. После жестоких боев советские солдаты отступили к мельнице. Здание находилось в полуокружении 58 дней, и за эти дни выдержало многочисленные попадания авиабомб и снарядов. Эти повреждения видны и сейчас – буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечен снарядами, пулями и осколками, на крыше железобетонные балки перебиты прямыми попаданиями авиабомб. Из здания взрывами выбиты кубометры очень качественной кирпичной кладки и железобетона.
Уцелеть и не быть разрушенным до основания зданию помогла изначально заложенная в конструкцию повышенная прочность и виброустойчивость железобетонного каркаса, необходимая для работы промышленного оборудования. Руины мельницы Гергардта решено было оставить как памятник изуродованному войной Сталинграду, героизму его защитников.
Стела по случаю вручения городу-герою Волгограду ордена Ленина и медали Золотая звезда.
Мемориальный комплекс "Воинский эшелон". Он представляет собой стилизованный военный состав, в который вошли паровоз с тендером, крытый вагон "теплушка", вагон-цистерна грузоподъемностью 25 тонн для перевозки нефти и две универсальные платформы для перевозки танков и другой тяжелой техники.
Паровоз Эр743-64 был выпущен в 1935 году. Его хотели переплавить, но все же решили реконструировать и отправили в Саратов. Реконструкция заняла почти год. Затем он прицепным способом был доставлен в Волгоград, так как сам, конечно, уже не может идти своим ходом – половина частей паровоза за долгие годы была утеряна.
Этот паровоз работал во время войны на Рязано-Уральской и Сталинградской железной дороге.
Мемориальный комплекс посвящен железнодорожникам и военным строителям, обеспечившим бесперебойное снабжение Сталинградского фронта военными грузами в период Сталинградской битвы.
Санитарный вагон. Такие вагоны во время войны входили в состав санитарных поездов, эвакуировавших раненых в тыл.
Крытый вагон-теплушка. Он использовался для перевозки личного состава Красной Армии в 1942-1943 годах. Во время праздничных мероприятий вагон открывают для посетителей.
Торжественное открытие мемориального комплекса "Воинский эшелон" состоялось в июне 2009 года во время визита в Волгоград V Ассамблеи начальников железных дорог России.
Под открытым небом можно посмотреть военную технику.
Совсем недавно у музея-панорамы "Сталинградская битва" установили раритетный экспонат. Этот танк был поднят в 2007 году со дна Варваровского водохранилища у поселка Майского Советского района Волгограда. Он был сильно поврежден, в правой части корпуса зияла пробоина, также была покорежена пушка. Внутри танка были обнаружены останки двух членов экипажа.
Отреставрированный танк военных лет Т-70Б занял свое место в экспозиции под открытым небом 21 февраля 2024 года. Над восстановлением боевой машины работал коллектив специалистов на авторемонтном заводе в Волгограде, работа была проделана колоссальная.
Восстанавливали бронемашину в течение пяти месяцев. Большая часть времени была потрачена на демонтаж. Устанавливали бронемашину перед музеем с помощью подъемного крана.
Специалисты хотят восстановить обстоятельства гибели экипажа танка. Единственный номер, который сохранился – это маркировка брони, чего очень мало. Надежда только на то, что те или иные архивные документы, воспоминания, иные свидетельства укажут на судьбу именно этого Т-70Б.
Перед зданием панорамы в ряд стоят танки: ИСУ-152, ИС-2М, ИС-3М, Т-72Б1. В предвоенные годы Сталинград был одним из самых крупных индустриальных центров огромной страны. В числе продукции, производимой промышленностью Сталинграда, важное место занимали танки.
Сталинградский тракторный завод предназначался для выпуска сельскохозяйственных тракторов, но выполнял и заказы народного комиссариата обороны. По большей части, здесь выпускали артиллерийские тягачи, доля танков в производстве была мала. Первый танк Т-26 сошел с конвейера в 1933 году. А последний – в 1940. Сталинградский тракторный завод получил новое задание партии – перейти на выпуск Т-34.
С началом Великой Отечественной войны основной производитель танков Харьковский завод прекратил выпуск техники, и вся тяжесть забот по насыщению частей Красной армии новой бронетехникой легла на плечи сталинградцев. Во второй половине 1941 года СТЗ сдал армии почти тысячу танков Т-34. Производство этих боевых машин шло до октября 1942 года, когда враг стоял уже у ворот города...