А вообще правила покрытия-непокрытия головы – это классика остро-тупоконечности. Вот за что я религии особенно люблю – это за почтение к деталям, конечно.
Основоположник христианства ничего по поводу причесок и беретиков не говорил в принципе, ибо вообще был прискорбно равнодушен к любым обрядам и церемониям.
Но зато апостол Павел, будучи урожденным фарисеем, конечно, не мог пустить дело на самотек. Указания Павла – единственный источник традиции. И вечный повод для выдирания волос и бород друг другу у защитников благочестия.
Потому что правила Павла были написаны им для очень конкретной эпохи и конкретной местности. В Коринфе и Риме мужчины –гомосексуалисты носили длинные волосы, поэтому Павел неоднократно указывал, что мужчина должен быть коротко стрижен, а длинные волосы для него – это стыд и позор. То, что основатель его религии сам был назореем, не стригшим волос, Павла волновало мало – Христа он никогда не видел, зато имел дело с конкретной средой, в которой длинные мужские волосы считались штукой неприличной. Как, кстати, и длинная борода – которая есть дикость и варварство.
Католики эту традицию сохранили – священники всех рангов, начиная с папы, там коротко стригутся и бреются. (Только в отдельные периоды, когда бороды становились настолько модными, что мужчина без бороды казался неполноценным, папы позволяли себе бородки- в 16 веке, например).
И, конечно, с точки зрения Павла, в церкви надлежало быть с головой непокрытой, потому что стоять перед богом в шляпке – это неприлично. При виде сегодняшнего ортодоксального гривастого епископа в клобуке Павла хватил бы родимчик.
С женщинами же все было еще сложнее. Им Павел разрешил покрывать голову в храме, опять-таки ориентируясь на тогдашние традиции.
В Коринфе незамужние женщины ходили с длинными волосами и без платка. Замужние женщины волосы стригли и надевали головные уборы. А коринфские проститутки ходили стрижеными, с непокрытыми головами.
Конечно, в таких условиях заставлять приличных замужних дам в церквях выглядеть, как непотребные девки, Павел не мог. И разрешил матронам прикрывать голову во время церемоний – типа, в знак власти мужа над ними и все такое.
А девицы с длинными волосами молились наравне с мужчинами- с непокрытой головой.
Все это создало бесконечную неразбериху – покрытие голов, пострижение усов и выбривание макушек до сих пор являются предметом увлекательнейших религиозных диспутов.
И, кстати, в русском православии незамужним женщинам тоже вовсе необязательно присутствовать на молитвах в платке – это последние лет 20 ретивые прихожане стараются в благочестии мусульман перещеголять.
Григорий Карпович Михайлов
Девушка, ставящая свечу перед образом [1842]