Что ж, пока не забыл, пора подумать над высказываниями Ницше...
"Родители неосознанно делают из ребенка нечто себе подобное. Они называют это воспитанием."
А что в принципе им остается делать? Нет, конечно, они стараются воспитать ребенка таким, каким он должен быть в их понимании... Хотя чаще все происходит совсем не так. Мне кажется, что в основном родители скорее воспитывают ребенка, когда его поведение начинает им мешать или просто не устраивает. Наверное бывает, что ребенком много занимаются, стараясь развить в нем какие-то навыки. Но все равно - большая часть детей воспитывается не целенаправленно, а по мере поступления проблем. А в перерывах, ребенок просто живет и воспитывается в тех условиях, которые создают вокруг него родители, детский сад, школа... Но степень влияния последних зависит именно от обстановки дома...
"Юношу портят вернее всего тем, что учат его больше уважать думающего так же, а не думающего иначе."
Может быть. По-крайней мере, мы, действительно, чаще лучше относимся к людям, мнение которых нам близко, и не всегда пытаемся понять тех, кто думает иначе. Хотя - это естественно, пока не выходит за пределы разумного и не выливается в "крестовые походы"
"Люди не равны, так говорит справедливость."
Наверное люде не равны. Хотя бы в том, что у них разные возможности, разные взгляды, воспитание. Они по разному относятся к жизни, к окружающим людям, и, соответственно, окружающие люди будут по-разному относиться к ним. Имеют ли люди право на всеобщее равенство? Отчасти да, потому что хотелось бы иметь равные шансы, независимо от того откуда ты родом, от социального положения. Отчасти - нет, поскольку они прилагают разные усилия, чтобы добиться чего-то. Так что хотелось бы иметь одинаковые возможности вначале. Но потом вряд ли можно сохранить равенство. Хотя должны быть обеспечены базовые условия для каждого. И это не беда, не проблема, что люди не равны. Это просто реальность...
"То, что мы делаем, не понимается, а лишь хвалится или порицается." (наши деяния встречают не понимание, а лишь похвалу или порицание)
Обычно так и происходит. Причем чаще всего - порицается. В этом одна из проблем. Например, в литературной студии (знакомой некоторым из нас) мы привыкли больше критиковать другие стихи. Это неплохо, это помогает находить ошибки и избегать их. Но при этом мы не учимся находить положительные стороны и объяснять чем же они хороши. Это сложнее, но это тоже должно быть. И как мало мы пытаемся понять других, что они хотели сказать. Очень часто предлагались варианты переделки текстов, прямо противоположные тому, что автор хотел сказать... Но тоже самое происходит обычно и в остальной жизни, помимо литератуной студии - нам легче выразить свое отношение к чему либо в виде отношения, а не понимания...
"Неудачи и презрение - это хорошие средства, чтобы стать свободным."
Может быть они и помогают в этом, заставляя бороться... Но это жестокие уроки, которые могут привести не только к свободе, но и к ожесточению...
(о значении школы) "Я вообще не знаю, как человек сможет исправить ошибку, если он упустил в нужное время пойти в хорошую школу. Такой себя не знает, он идет по жизни, не научившись ходить, дряблый мускул выдает себя на каждом шагу."
К сожалению это проблема многих в России. Школа - это как раз тот период, когда формируются мировозрение, взаимотношения с миром и окружающими, когда человек учится жить... И то, что будет заложено в этот период, еще долго будет аукаться в его последующей жизни. Я не могу сказать, что у меня была хорошая школа - я бы с удовольствием сменил ее на какую-нибудь другую. На самом деле, со школы у меня не осталось почти никого, с кем бы я общался или хотел общаться. Только один человек - и то, который покинул школу классе в 8, а потом, уже на втором курсе мы случайно встретились, катаясь на слаломных лыжах. С тех пор мы стали друзьями. Но при встрече с остальными одноклассниками мне до сих пор становится не по-себе, хотя казалось бы с чего бы...
Некоторые ошибки я до сих пор исправляю... Чему-то приходится переучиваться занова - иногда с потерями...