Наталкнулись на колыбельные для детей из книжки "ПСИХИЧЕСКОЕ и физическое развитие ребенка" (пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. Москва 2003). То ли у нас колыбельных очень мало, то ли мы стараемся быть оригинальными, то ли нынешнее психическое развитие выставляет жесткие требования:
Из вступления:
Мелодичность колыбельных, их ритмическая структура выверены временем и максимально соответствуют восприятию младенца. Колыбельная оказывает комплексное воздействие на эмоциональное и физическое развитие ребенка. Спокойная речь, нежность близкого человека успокаивают, вселяют в малыша чувство уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Сам тескт песни влияет на развитие слуха, учит ребенка построению фраз, сочетанию слов. Интонационно звуковой "рисунок" колыбельных - ласковая речь, ообенно предпочитаемая малышами.
А теперь примеры:
***
Ой, баю-баю-баю,
Живет котик на краю.
Он не беден, не богат -
У него трое ребят.
У него трое ребят,
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Один - серый, друго - белый,
Третий Ванька-простак,
Не зовет отца никак!
*Видимо Ванька действительно простак, раз еще не понял, что его братья - это гуси! Может поэтому он и не знает как отца назвать (тем более что никто не знает как котика зовут)?
***
Ай люли-люли-люли,
Все давно уже уснули.
Один Ванечка не спит,
Он в окошечко глядит.
Под окошком петушок
Кукарекает-поет.
Ванечка на двор пойдет,
Петушка-то уберет.
*Правильно - темные дела надо совершать ночью. А утро глядишь и супчик поспеет.
***
Ай люлень да люлень,
По горам бежит олень.
Мы оленя-то убьем,
Вове шубку сошьем.
Из остаточков
Сошьем шапочку.
Из обрезочков
Сошьем кепочку..
Будет Вовочка ходить
Будет шубоньку носить,
Будет дровки пилить,
Будет дровки колоть,
Будет в печку носить,
Будет печку топить.
*Это уже совсем криминал. Главное рассказывать очень ласковым голосом про то что еще мы сделаем с оленем, ведь еще так много от него осталось...
***
Идет котинька из кухни,
У него глазыньки опухли.
- Об чем, котинька, плачешь,
Об чем, серый, слезки льешь?..
*Да, ребенок должен с детства учиться сочетанию слов. И в жизни ему не раз придется говорить об опухших глазЫньках...
***
Ай, баю-бай,
Пошел Вася на базар,
Купил себе мышку,
Посадил в колышку.
Колышка худая,
И мышка упала.
Ай, баю-бай.
*Во-первых, эта выверенная временем ритмическая структура слижком уж ритмична...
Потом интересно само происхождение слова "колышка".
Вот что пишет Даль про колышку:
КОЛЫГА ж. вологодск. колыжка, ком или кучка навозу.
Твер. пск. скряга. Колыжка ж. закрутка в веревке, сгиб с перевоем, особ. в новой, крутой, либо в мокрой веревке. *Гнуть колыжки, шутить, лясничать, прибаутничать.
Ком, комок, грудка, кучка, особ. назему. Лишняя навоза колышка - лишний хлеба ломоть. Как колышка в проруби болтается, о человеке праздном.
вологодск. возок сена, возишка, остромок.
Пск. твер. костр. двуколка, одноколка, таратайка; в колыжке нередко (как в кавказских арбах) ос наглухо заколочена в ступицы, и вертится вместе с колесами.
Тул. ряз. колыбель, колыска; детская тележка.
Яросл. вят. лубяное лукошко или плетюшка. Колыжковый, колыжечный, к колыжке относящ. Колыжковатый, узловатый, легко колыжки образующий; на колыжку похожий. Колыжчатый, обильный колыжками.
Судя по-всему, Вася нес мышку в кучке навоза... Все-таки колыска, как детская тележка - немного отличается от колышки...
***
Уж как котенька-коток,
Кудреватенький лобок,
Ка повадился коток
Во торговый городок,
Во торговый городок -
По сметанку, по творог.
Как увдели кота
Два купца-то из окна,
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Как ударили кота
Поперек живота,
Растянул кот ножки
Поперек дорожки.
*Опять же не забудьте о ласковом голосе и нежной интонации.
***(напоследок)
Ай коток, коток, коток,
Кучерявенький лобок,
Украл у бабушки клубок
И запрятал в уголок,
А бабушка догнала,
За чупочек подрала.
*ну ладно лобок кучерявенький, но за что же именно она его подрала?