«Она была из числа крупнейших женщин сподвижниц, много воевала вместе с пророком صلى الله عليه وسلم: ухаживала за больными,лечила раненых». «Ис‘аф аль-мабта’» (с. 36). См. также «Сыфат ас-сафва» (2/64).
С того дня, как она дала присягу посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم она взяла на себя ответственность и участвовала во , всех важных событиях, свидетелем которых была.
Аз-Захаби сказал:
«Умм ‘Умара участвовала в ночи аль-‘Акабы, в битве при Ухуде, была в аль-Худайбии, участвовала в битве при Хунайне и аль-Ямаме. Она участвовала в священной войне и совершила много других дел». «Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/278), см. также «Муснад» Ахмада .(3/461)
В битве при Ухуде Нусайба стояла и защищала посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم вместе со своими верующими сыновьями и небольшим количеством стойких мусульман, окружавших посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم Передано от Са‘ида ибн Зайда аль-Ансари, что Умм Са‘д бинт ар-Раби‘ рассказывала:
«Я зашла к Умм ‘Умаре и сказала ей:
— Тётя, расскажи мне, что с тобой произошло. Она сказала:
— Утром я вышла посмотреть, что делают люди. У меня с собой был бурдюк с водой. Я дошла до посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم. Он был среди сподвижников. Мусульмане были сильны и наступали. Когда же мусульмане стали терпеть поражение, я присоединилась к посланнику Аллаха صلى الله عليه وسلم и стала сражаться, защищать его мечом, стрелять из лука, пока не получила ранение».
Умм Са‘д рассказывала:
«И я видела у неё на плече глубокую рану. Я спросила: — Кто это тебя так? Умм ‘Умара отвечала:
— Ибн Камиа — да унизит его Аллах. Когда люди оставили посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم, ибн Камиа направился вперёд, говоря: «Покажите мне, где Мухаммад! Нет мне спасения, если он спасётся!» Тогда мы вместе с Мус‘абом ибн ‘Умайром и другими людьми, которые остались с посланником Аллаха صلى الله عليه وسلم, преградили ему дорогу. И тогда он ударил меня один раз. А я его ударила несколько раз. Но — враг Аллаха! — на нём были две кольчуги». «Аль-бидая ван-нихая» (4/34), «Аль-исаба» (8/266), «Тат-табакат аль-кубра» (8/413), «Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/279)
Итак, мы видим, что Нусайба не колебалась, не струсила, не убежала, но её решительное спокойствие было спокойствием храбрым и бдительным, и выполняла она всё, обладая верой и осознавая грозящую Исламу опасность. Нусайба заботилась об Исламе и деле призыва и чувствовала свою ответственность за защиту призыва и охрану посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم не меньше, чем мужчина из числа славных сподвижников. Она совершала великий подвиг, когда проявляла стойкость вместе с малочисленной общиной верующих. В своей твёрдости она была подобна горам. Могла ли женщина совершить нечто большее в тот момент, чем совершила тогда Умм ‘Умара? Мог ли мужчина совершить нечто большее в тот момент, чем совершила Умм ‘Умара?
Разве ибн Камиа, снаряжённый оружием и кольчугами, не убил Мус‘аба ибн ‘Умайра, сподвижника, воина, знаменосца, терпеливого, надеющегося на награду, героя и мученика за веру? Разве этот преступник не прорвался к месту командования и не стал сражаться с оставшимися мусульманая ми, от ударов которых его защищал щит и две кольчуги на теле? А эта боевая Нусайба вышла против него с силой и стойкостью. Она ударяла его, а он ударял её. Он не мог уклониться от её ударов, но его кольчуги помешали ей его убить. А он нанёс ей сильный удар по плечу, сделав глубокую рану.
О Аллах! Как она продолжала сражаться, истекая кро вью, а рана была глубокая, настолько глубокая и сильная, что в ней могла поместиться кисть руки!
Так мы видим, что, когда вероубеждение достигает такой сознательной степени, когда во время этих великих событий Ислам, подобно спокойному пламени, завоёвывает мысли и сердца людей и охватывает весь этот мир, мусульмане становятся настоящими защитниками, а обычные ежедневные события становятся примером, которому следуют люди повсюду. «Нусайба бинт Ка‘б аль-Мазиния» Мухаммада Хасана Бурайгиша. См. также «Сияр а‘лям ан-нубаля’» (2/279).