• Авторизация


Статья, удаленная под давлением клириков РПЦ из педивикии 30-07-2010 14:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dr_Sax Оригинальное сообщение

Статья, удаленная под давлением клириков РПЦ из педивикии: Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви. Часть 1

1 Дисклеймер
2 Статья
2.1 В Древней Руси, после принятия христианства
2.1.1 w:Стригольники
2.1.2 w:Жидовствующие
2.2 В Московском государстве w:XVI—w:XVII веков
2.3 В Российской империи w:XVIII—w:XX веков
2.3.1 Отношение к сфере науки и просвещения
2.3.1.1 Астрономия
2.3.1.2 Биология
2.3.1.3 Медицина
2.3.1.4 История
2.3.1.5 Философия
2.3.1.6 Геология
2.3.1.7 Педагогика
2.3.1.8 Литература
2.3.1.8.1 Отлучение от церкви Льва Толстого
2.3.2 Технические достижения
2.4 Отношение к инакомыслию в наши дни
2.4.1 Мнения ряда представителей РПЦ и акции её членов в сфере культуры
2.4.1.1 Сожжение книг
2.4.1.2 Мнение о деятелях мировой культуры в ряде книг
2.4.1.3 Мнение о ряде постановок в театре, опере и балете
2.4.1.4 Мнение о «Всемирном беге дружбы»
2.4.1.5 Мнение о некоторых фольклорных и сказочных персонажах
2.4.2 Отношение некоторых представителей РПЦ к другим религиям и мировоззрениям
2.4.2.1 Мнение о русском космизме
2.4.2.2 Античные религии
2.4.2.3 Христианские конфессии
2.4.2.3.1 w:Католицизм
2.4.2.3.2 w:Протестантизм
2.4.2.4 w:Дхармические религии
2.4.2.4.1 Буддизм
2.4.2.4.2 Индуизм
2.4.2.5 Ислам
2.4.2.6 Иудаизм
2.5 Современная РПЦ и научное сообщество
2.5.1 Школьный курс «Основы православной культуры»
2.5.2 Мнение об уроках толерантности
2.5.3 Мнение о валеологии
2.6 Критика религиозной нетерпимости и борьбы с инакомыслием
2.7 Интересно
2.8 Литература
2.9 См. также
2.10 Примечания
Дисклеймер

Эта статья называется Борьба с инакомыслием в истории Русской Православной Церкви.
И она была удалена, с особым цинизмом из википедии силами православных фундаменталистов. Закономерно, не правда-ли?
Но Анонимнус не забывает ничего.
Для проформы:откуда есть взят текст:
Борьба с инакомыслием в истории Русской православной церкви [Электронный ресурс] : Материал из Википедии — свободной энциклопедии : Версия, сохранённая в 2009-09-05T01:28:22 / Авторы Википедии // Википедия, свободная энциклопедия. — Электрон. дан. — Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, 2010. — Режим доступа: http://tinyurl.com/2v4neeq
Статья



Г. В. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума» (1897).
На протяжении многих веков своей истории w:Русская православная церковь играла в большинстве случаев (за исключением некоторых исторических периодов) определяющую роль в формировании мировоззрения и государственной идеологии в России и в отдельные периоды — на территории современной Украины и Белоруссии. При этом она вела идеологическую борьбу с религиозным инакомыслием[1], альтернативными идеологиями и мировоззрениями, используя не только методы словесного убеждения (как в печатной, так и в устной форме), но и принуждение и преследование, вплоть до пыток и смертной казни.
В настоящей статье приведен обзор действий и высказываний как органов иерархического церковного управления (соборы, синодальные учреждения), так и отдельных иерархов, рядовых клириков и организаций, непосредственным образом связанных с Русской православной церковью.
В Древней Руси, после принятия христианства

[[w:Файл:Vladimir I of Kiev detail.jpg|thumb|left|Святой равноапостольный князь w:Владимир Святославович]]
С приходом на киевский княжеский престол w:Владимир Святославович стал активно поддерживать релизиозную жизнь своего языческого народа, сам же рядом с дворцовым княжеским комплексом поставил идолов w:Перуна, w:Хорса, w:Дажьбога, w:Стрибога, w:Симаргла и w:Мокошь [2]. «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими» [3], — отмечается в «Повести временных лет». Также летописи подчеркивают воинственность и жестокость Владимира-язычника, не чуждавшегося и человеческих жертвоприношений [4].
Однако приняв w:крещение, князь w:Владимир Святославович отдал указ: всему некрещеному населению w:Киева выйти на следующий день на берег реки Почайны для свершения обряда крещения:
Если кто не придет завтра на реку — будь то богатый или бедный, или нищий или раб, — будет мне врагом [5].
Так на следующий день состоялось массовое крещение киевлян-w:язычников.[6]
Киевский митрополит Иларион признавал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:
…никто не сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если не по собственной воле, то из страха перед приказавшим, ибо его религия была связана с властью. [7].
Историки сообщают, что «собранных людей загоняли в реку и над ними поп Анастас (Анастас предал свой город и помог Владимиру захватить Херсонес, за что Владимир поручил ему крестить Русь и поставил во главе Десятинной церкви[8]) с помощью корсунского клира совершал обряд крещения. Это было трагическое зрелище. Над загнанными в воду перепуганными людьми на греческом языке провозглашались непонятные заклинания. После этого их выпускали на берег уже как христиан!» [9]. Таким способом поп Анастас обращал в новую веру неселение w:Киева, w:Новгорода, w:Ростова, Суздаля и других городов Киевской Руси. Те же, кто не пожелал расставаться с прежними верованиями, бежали в пустыни и леса.[6] Живя в неудобных для поселений местах, испытывая всевозможные лишения и трудности, язычники совершали ограбления христианских священнослужителей (иногда доходило до убийств), а также людей, изменивших древним народным верованиям и принявшим крещение. [10] Советские церковные историки w:О. М. Рапов, w:Е. К. Дулуман и Е. Ф. Глушак [11] утверждают, что именно этих разбойников, упомянутых в «Повести временных лет», требовали казнить w:епископы. [12]. Князь Владимир, как утверждает летописец, вначале отказывался применять казнь [13], по-видимому, помня о заповеди «Не убий!»[14], и надеясь мягким обращением склонить их к христианству и к прекращению вражды [10]. Владимир говорил: «Боюсь греха», но w:епископы потребовали от него применения к w:язычникам-разбойникам самых жестоких мер:
Ты поставлен от w:Бога на казнь злым, а добрым на w:милость. [3]
«Владимир же отверг виры и начал казнить разбойников». [3]
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображений языческих богов, их публичным поруганием со стороны княжеких слуг и духовенства, преследованием и уничтожением w:волхвов и w:ведунов, рузрушением культовых сооружений (w:идолов, капищ), жестокими расправами над теми, кто не хотел креститься, построением церквей на местах, где стояли языческие идолы и храмы. [15][16]
w:Святой Макарий писал:
когда мы приняли от святого велико князя Владимира святое крещение: во всей Русской земле скверные мольбища идольские разорены тогда. [17]
В w:Киеве кумира w:Перуна привязали к конскому хвосту, сволокли со Старокиевской горы и бросили в приток w:Днепра Почайну. По пути кумира били массивными палками специально приставленные двенадцать «мужей». Бросив в воду, кумира сопроводили за w:Днепровские пороги, нигде не позволяя ему прибиться к берегу. Видя поругание над своим богом, собравшиеся язычники плакали. [18] На месте, где стоял w:идол w:Перуна была воздвигнута w:церковь Василия, посвященная Василию Великому. [15]
В w:Новгороде произошли подобные события. Как сообщает известный историк церкви, w:обер-прокурор Святейшего Синода w:А. В. Карташёв, по указу князя Владимира крестить w:Новгород отправился w:Иоаким Корсунянин (впоследствии первый епископ Новгородский). Карташёв приводит сведения из летописей:
пришел в Новгород епископ Иоаким и требища разрушил и w:Перуна посек. [19]
И приказал Иоаким стащить и бросить w:Перуна в реку w:Волхов. «Для развенчания кумира в глазах толпы, над идолом издевались. Обвязав его веревками, волокил „по калу“, били палками и пихали. В это время вошел в w:Перуна w:бес и начал кричать: „о горе, ох мне, достался я немилостивым сим рукам!…“» [19]. Иоаким приказал, чтобы w:Перуна никто не спасал, а толкали бы его все дальше и дальше. Монах-летописец даже для насмешки сообщает как на следующее утро горшечник, увидев подплывшего к берегу w:Перуна, с негодованием отталкнул его палкой от берега и с упреком ему за дорогостоившие пищевые жертвы сказал: «ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь!» [19].
Под w:Новгородом, в Перыни, где находился языческий храм, была построена церковь Рождества Богородицы. [15]
w:Профессор w:А. В. Карташёв отмечает, что
первой вступительной задачей новоустроенной на Руси церкви состояла в том, чтобы водворить в языческой душе русского человека новую христианскую веру. <...> С течением времени под влияним настойчивых преследований духовенства, суду которого подлежали преступления против христианской веры, и бесхитростной проповеди о том, что боги языческие это злые w:демоны, — отчетливая вера в старые божества померкла в сознании народном. Истолковывая новую веру сквозь образы старой, народ сам дал в руки духовенству способ депаганизации народно-религиозного осознания. А именно: через подмен нескольких языческих богов образами христианских святых (w:Перуна — образом Илии пророка, Волоса — св. Василия, Ярилы — св. Георгия).[20]
Также черты культа языческой богини Мокоши были заимствованы в русской традиции почитания святой Параскевы Пятницы [21].
В w:1032 и w:1076 годах во Владимиро-Суздальской Руси вспыхивали массовые народные восстаниям против насаждения чужеродной религии со стороны правящей верхушки («старой чади»). [22] Если в начале w:XI века w:Ярослав Мудрый осторожно обращался и с языческим населением области и жречеством, то в w:1032 году он беспощадно расправился с предводителями восставших.[22]


А. П. Рябушкин. «Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд)» (w:1898 год).
В w:1071 году, согласно «Повести временных лет», в w:Новгороде появился w:волхв и принялся хулить христианскую веру и обещать совершение чудес.
И была смута в городе, и все поверили ему и хотели погубить епископа. w:Епископ же взял крест в руки и надел облачение и сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу, пусть по кресту идет». И разделились люди надвое: князь Глеб и дружина его пошли и стали около епископа, а люди все пошли к волхву. И началась смута великая между ними. Глеб же взял топор под плащ, подошел к волхву <...> вынув топор, разрубил волхва, и пал он мертв, и люди разошлись. [23]
«Так погиб он телом, а душою предался w:дьяволу» — закончил повествование монах-лепотисец.
Е. Ф. Грекулов, в книге «Православная инквизиция в России», изданной Академией наук СССР в w:1964 году, опираясь на летописи, сообщает, что Владимирский w:епископ Федор, живший в w:XII веке, лишал своих противников сел, одних обращал в рабство, других заключал в тюрьмы, рубил им головы, выжигал глаза, резал языки, распинал на стенах. Будучи крупным феодалом епископ Федор отказывался признавать власть киевского митрополита.
Обвинив своих противников в еретичестве, он через свой суд приговорил их к смертной казни, добился конфискации их имущества, а многих заключил в тюрьмы. В борьбе с киевским митрополитом Федор потерпел поражение, и его выдали на суд митрополиту. Митрополичий суд в свою очередь обвинил Федора в еретичестве и подверг жестокому наказанию: ему отрезали язык, затем отсекли правую руку и «вынули очи», то есть ослепили.[24]
По Архангельскому изводу Оленинской редакции Церковного Устава князя Владимира (составлен в конце X — начале w:XI веков), «зелье» (то есть врачевание травами) было преступлением, находившимся в юрисдикции церковного суда.[25] Врачевание рассматривалось как одна из форм чародейства; чародеев, по данному Уставу, полагалось сжигать, однако о применении такой меры до w:XV века известно мало. Первый засвидетельствованный случай относится к w:1204 году (сожжение «лихих баб»).[26] [[w:Файл:Гусляры.jpg|thumb|left|240px|w:Виктор Васнецов. «Гусляры» (1899).]]
С враждебностью христианство отнеслось к сложившемуся народному творчеству язычников. w:Нестор Летописец называет трубы и w:гусли «w:дьявольскими лестьми». Описывая нравы некоторых славянских племен, Нестор отмечает, что они «схожахуся на игрище, на плясанье и бесовская игрища». Проповедник и писатель w:XII века святой w:Кирилл Туровский называл музыкальные инструменты «сопелями сотонинскими». Аналогичными эпитетами называют «игрища» и другие литературные памятники [27].
Враждебно w:духовенство относилось и к w:скоморохам. В своих выступлениях w:скоморохи иногда выражали недовольство народа существующими порядками, обличая при этом священников. w:Священники отвечали w:скоморохам постоянными нападками и преследованиями. [28] В «Домострое» — сборнике XVI века, состоявшем из правил преимущественно семейно-бытового поведения, перечисляются «всякие богомерзкие дела». К «богомерзким делам» отнесены: «w:песни w:бесовские, плясание, скакание, гудение, трубы, w:бубны, сопели…» В главе «О неправедном житии» осуждаются те, кто «всякое w:дьяволе дьявольское угодие творит», и предсказывается, что они «все вкупе будут во w:аде, а зде прокляты» [29].
Православная церковь под угрозой отлучения от церкви запрещала игру в w:шахматы, что было официально закреплено в кормчей книге w:1262 года и подтверждено в w:1551 году Стоглавым собором[30]. w:Стоглавый собор предписывал церкви отвращать людей от шахмат.[31] Преп. w:Варсонофий Оптинский говорил о появившемся в России w:футболе следующее: «Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на неё, потому что эта игра введена w:диаволом и последствия её будут очень плохие».[32] «w:Домострой» упоминает игру в шахматы как «w:бесовский» и «поганьский» обычай[33].
В w:1227 году в w:Новгороде связывают и бросают в огонь четырёх w:волхвов. w:Летопись не оставляет сомнений, что w:палачами были w:христиане, так как арестовавшие волхвов новгородцы первым делом доставили их на двор w:архиепископа.[34]
Приблизительно в тоже время в ереси и чтении запретных книг был обвинён w:монах Авраамий, которого духовенство потребовало казнить. Было предложено «пригвоздить к стене и поджечь» и утопить. В житии Авраамия указывается на тех, кто требовал его казни:
w:попы, w:игумены, и w:священники, если бы могли, съели бы его живьём», «бесчинно w:попы, а также w:игумены ревели на него, как w:волы; w:князья и w:бояре не нашли за ним никакой вины, проверивши все и убедившись, что нет никакой неправды, но все лгут на него.[35]
Авраамий был оправдан и канонизирован за своё подвижничество в w:1549 году.
Согласно «Кормчей книги» (сборнике церковных и светских законов, w:1284 год):
Шаблон:Cquote
В летописи w:1438 года упоминаются «Святые правила святых апостолов» (имеется в виду 63-е правило Третьего Константинопольского собора, которое указывает сжигать «повести о w:мучениках, врагами истины лживо составленные»), согласно которым «огнём зжещи или живого в землю засыпати» за ересь (другой вариант: «Святые правила божественного закона святых апостолов повелевают такового церкви развратника огнем сжечь или живого в землю загрести»).[36]
w:Стригольники
Во второй половине w:XIV веке в w:Новгороде возникло движение w:стригольников. Стригольники выступали против w:епископов, их поборов и стяжательства. Также они отрицали некоторые w:догматы и w:обряды.
Духовенство господствующей церкви новую ересь назвало «прямой затеей сатаны», ее участников — «злокозненными хулителями церкви», «развратителями христианской веры». В w:1375 году по настоянию новгородских w:епископов, руководителей ереси утопили в реке w:Волхов. Затем стали вылавливать и казнить остальных участников движения в w:Новгороде и w:Пскове. Убийство еретиков одобрил и московский митрополит Фотий. В посланиях w:1416-w:1425 годах, выражая благодарность псковичам за расправу над еретиками, он советовал им применять все средства уничтожения, однако без пролития крови, во имя «спасения души» казненных. В результате многие стригольники были казнены [37][38].
Митрополит Фотий причислен к лику святых.
w:Жидовствующие
В конце w:XV — начале w:XVI века преследовалась ересь жидовствующих. «Конец влияния жидовствующих совпал с церковным собором w:1504 года, постановившим предать „жидовствующих“ расправе. Практически все значимые проповедники из числа „жидовствующих“ сложили головы на плахе; казни предварялись пыточными дознаниями и вырыванием языков. В w:Новгороде сожгли w:архимандрита Кассиана и Некраса Рукавого, остальных отправили в заточение по тюрьмам и монастырям. Всех еретиков предали церковному проклятию „со всеми их поборниками и соумышленниками“» [39].
Своими жестокими расправами над жидовствующими прославился w:архиепископ w:Геннадий Новгородский. В w:1490 году на Соборе еретиков отлучили от Церкви и прокляли, а w:архиепископ Генадий
повелел посадить их на коней, на вьючные седла, спиной к голове коня, чтобы смотрели они на запад, в уготованный для них огонь, одежду же их повелел надеть задом наперед, а на головы повелел надеть им заостренные берестяные шлемы, будто w:бесовские; еловцыя на шлемах были из мочала, венцы — из соломы вперемешку с сеном, на шлеме была надпись чернилами: «Вот сатанинское войско». И приказал w:архиепископ водить их по городу, и всем встречным приказал плевать в них и говорить: Это враги Божии и хулители христиан. После же повелел сжечь шлемы, бывшие у них на головах. Так поступил этот добрый пастырь, чтобы устрашить нечестивых и безбожных w:еретиков — и не только их устрашить, но и всем показать зрелище, исполненное w:ужаса и w:страха, чтобы видевшие его укрепились в правой вере.[40][41]
w:Архиепископ w:Геннадий Новгородский причислен к лику святых.
В w:1504 году одним из обличавших «ересь жидовствующих» был w:игумен w:Иосиф Волоцкий. Количество сожженных неизвестно, летописец перечисляет по именам восемь человек, но добавляет «и иных многих еретиков сожгоша».[42] В своём «Сказании о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих» игумен Иосиф яро выступает против еретиков и обличает тайного поклонника ереси митрополита Зосиму:
[[w:Файл:Josephvolotsk.jpg|thumb|170px|Св. w:Иосиф Волоцкий на иконе w:XIX века]]
После посечения и растерзания этих стремившихся ко w:аду псов, сыновей погибели, вскормленных ядом жидовства, еще оставался великий поборник w:дьявола, головня содомского огня, змей многотысячеголовый, пища для геенского огня, новый w:Арий, худший, чем Манес, первенец сатаны, гнуснейший злодей Зосима — он, как уже было ранее сказано, был посажен на w:святой престол. <...> Гнусный идолопоклонственный w:волк, облачившийся в пастырскую одежду, напоял ядом жидовства встречавшихся ему простолюдинов, других же этот змей погибельный осквернял содомским w:развратом. Объедаясь и упиваясь, он жил как w:свинья и всячески бесчестил непорочную христианскую веру, внося в нее повреждения и соблазны [40].
Как отмечает w:профессор w:А. В. Карташёв, для митрополита Зосимы, всё обошлось только удалением с кафедры [43].
В конце w:1504 года в Москве по инициативе митрополита Симона и Иосифа Волоцкого состоялся церковный собор для суда над еретиками. Иосиф к тому времени написал противоеретическое сочинение — «Просветитель». Собор с согласия великого князя приговорил еретиков к смертной казни. В специально построенную клетку заключили Ивана-Волка Курицына, Дмитрия Коноплева и Ивана Максимова и сожгли их вместе с клеткой на льду Москвы-реки [44][39].
w:Иосиф Волоцкий причислен к лику святых и почитается в лике преподобных.
В Московском государстве w:XVI—w:XVII веков

Шаблон:Врезка
В XVI—w:XVII веках наказания преступников были ужесточены, в том числе через решение церковного суда.
Основное количество процессов против ведьм и знахарей пришлось именно на эти века. Особенно часто казнь ведьм и знахарей практиковалась в w:XVII веке. Последний известный случай — сожжение Марфушки Яковлевой, обвинённой в наведении порчи на царя Фёдора Алексеевича.[26] Значительно чаще в России применялись посажение на кол, замуровывание в монастырских стенах и забивание плетьми.[24]
Преследовалось в государственном порядке w:скоморошество: представления скоморохов воспринимались как w:бесовские. Согласно грамоте царя Алексея Михайловича от w:1649 года, посланной приказчику Верхотурского уезда в Сибири, «а где объявятся домры и сурны, и гудки, и w:гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, тебе б то всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь» [45]. По свидетельству Адама Олеария, «около w:1649 года все „гудебные сосуды“ были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены» [45].
Во второй половине w:XVII — начале w:XVIII уголовный характер носило преследование старообрядцев, отделившихся от Церкви в результате w:раскола после реформ патриарха Никона.
Вплоть до XVIII века по российскому законодательству «отступление от православия» каралось смертной казнью с конфискацией имущества.[24] В некоторых случаях в качестве наказания использовалось «вечное заточение» в земляной тюрьме.[46]
Еретиков казнил и w:царь w:Иван Грозный. Иностранец w:Пётр Петрей в записках начала w:XVII века писал о царе: «Как ни был он жесток и неистов, однако ж не преследовал и не ненавидел за веру никого, кроме w:жидов, которые не хотели креститься и исповедовать Христа: их он либо сжигал живых, либо вешал и бросал в воду».[47]
Как писал А. Н. Афанасьев:
Повесть о волховании, написанная для Ивана Грозного, доказывает необходимость строгих наказаний для чародеев, и в пример выставляет царя, который вместе с w:епископом «написати книги повеле и утверди, и проклят чародеяние, и в весех заповеда таких огнём пожечи».[48][49]
[[w:Файл:Patriarch Job of Moscow.jpg|thumb|w:Патриарх Московский Иов]]
В w:1569 году w:плотники Неупокой, Данила и Михаил были сожжены за употребление в пищу запрещённой церковными правилами телятины, а в w:августе w:1575 года сожжено 15 ведьм в w:Новгороде («а сказывают ведуньи»).[50]
Наказания в виде сожжения заживо в w:срубе за «w:богохульство» стало обычным при Патриархе Иове (w:1589—w:1605), который сам в одном из своих сочинений одобрял казнь языческих w:жрецов[51]. Английский посланник Флетчер, проживший в Москве полгода, стал свидетелем одной из казней:
…муж и жена… были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя w:священники и w:монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые w:еретики.[52]
В w:1590-w:1591 годах по приказу царя Федора Иоанновича были сожжены w:колдуны в Астрахани.[53] w:Патриарх Иов писал царю:
О великий государь, боговенчанный царь и великий князь Федор Иванович Всея Руси! Во-истинну еси ты равен явися православному первому в благочестии просиявшему царю Константину и прародителю своему великому князю Владимиру, просветившему Русскую землю святым крещением: они же убо каждый в свое время w:идолы поправше и благочестие восприяша; ты же ныне великий самодержец и истинный рачитель благочестия, не единых w:идолов сокрушая, но и служащих им до конца истребляя.[53]
w:Патриарх Иов причислен Русской православной церковью к лику святых в w:1989 году.
Следующим царём при патриаршестве Иова стал w:Борис Годунов (годы правления 1598—апрель 1605). В январе w:1605 года в грамоте московского правительства указывалось, что «Люди, которые в государстве за их богомерзкие дела приговорены на сожжение, а другие к ссылке, бежали в Литовскую землю за рубеж и злые плевелы еретические сеяли». В том же w:1605 году был сожжён некий Смирный за то, что «покинул веру христианскую да обусурманился».[54] Согласно летописи
…бусурмана Смирного сведал, что он убусурманился, повелел ему дать разные муки, а напоследок же его окаянного велел обдать w:нефтью и повелел зажечь.[55]
[[w:Файл:Portrait_of_Patriarx_Nikon.jpg|thumb|130px|w:Патриарх Никон]]
Следующим московским Патриархом, требовавшим в w:1623 году от царя Михаила Федоровича (годы правления w:1613—w:1645) сожжения w:еретиков за «великие духовные дела», был Филарет (отец царя). В ответ на требование Патриарха Филарета казнить еретиков «до конца» (сжечь), царь отказался вынести решение, пока Филарет не сообщит ему «каким людям, и за какие было вины довелося наказанье до конца учинити и огнем жечь, и что их большие вины».[56] Дальнейшие события этого дела не известны.
В w:1649 году на Земском соборе был принят свод законов Русского государства — «w:Соборное уложение 1649 года», согласно которому на законодательном уровне предполагалась казнь за w:ересь, иноверие, w:богохульство и т. п.
Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити, зжечь.[57]
«Уложение» было подписано всеми участниками Собора, в том числе Освященным собором — высшим w:духовенством. Среди подписавших был и архимандрит Никон, через несколько лет ставший патриархом.[58]


Сожжение старообрядца Павла, епископа Коломенского, w:1656 год (миниатюра w:XIX века)
В дальнейшем казни w:еретиков происходили уже государственными властями, но по указу духовенства. «Когда нужно было кого-то пытать духовное начальство посылало обвиняемого к светскому начальству».[59]
Следующими событиями, приведшими к массовым казням, стали церковная реформа Патриарха Никона (w:1650—w:1660), а также церковный Собор (w:1666), на котором w:староверов и всех не покоряющихся церкви предали анафеме и объявили достойными «телесной» казни.
В w:1666 году был схвачен и сожжен w:старовер-w:проповедник Вавила. Современник w:старец Серапион писал по этому поводу: «богомерзкий чернец Вавилко сожжен за свою w:глупость»[60].
В w:1671 году в Печенгском монастыре был сожжён старообрядец Иван Красулин.[61]
В w:1671 — w:1672 годах в Москве сожжены старообрядцы Авраамий, Исайя, Семёнов.[61][62][63]
В w:1676 году было приказано «сжечь в срубе с кореньем и с травы» Панко и Аноску Ломоносовых за w:колдовство с помощью кореньев.[64] В том же году сожгли старообрядца w:инока Филиппа[65], а в следующем, в w:Черкасске — w:попа-старообрядца.[62]
[[w:Файл:Icon 02044 Patriarh Ioakim Moskovskij 1620-1690. Neizv. hud. XVII v. Rossiya.jpg|thumb|w:Патриарх Иоаким]]
В w:1681 году церковный Собор во главе с патриархом Иоакимом (w:1674—w:1690) обратился к царю с просьбой:
Просим и молим соборно Великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, которые w:развратники и w:отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем w:архиерейском прошении их обращению истинного покаяния явятся противны, святой церкви непокорны, и таких противников бы указал Великий Государь Царь и Великий князь w:Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, отсылать ко градскому же w:суду и по своему Государеву рассмотрению, кто чего достоин, указ чинить. [66]
Вскоре после этого w:14 апреля w:1682 года были сожжены стараобрядцы w:протопоп Аввакум и три его товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста w:староверов.[63]
w:22 октября w:1683 года светские власти приговорили к сожжению старообрядца Варлаама.[67] В w:1684 году w:царевна Софья Алексеевна подписала указ «…о наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы», если «…с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут…» «…по троекратному у казни вопросу, будет не покорится, сжечь».[68] В этом же году был сожжен старообрядческий проповедник Андроник («Того черньца Андроника за ево против святаго и животворящаго креста Христова и Церкви Ево святой противность казнить, зжечь»).[69]
Иностранцы свидетельствовали, что на Пасху w:1685 года по указанию патриарха Иоакима сожгли в срубах около девяноста раскольников.[70]
[[w:Файл:Kazni soloveckix inokov.jpg|thumb|240px|left|Казни соловецких иноков-старообрядцев (1676). По старинной старообрядческой иконе]]
В. Татищев (w:1686—w:1750), русский историк и государственный деятель, писал в w:1733 году:
Никон и его наследники над безумными w:раскольниками свирепость свою исполняя, многие тысячи пожгли и порубили или из государства выгнали.[71]
w:Патриарх Иоаким умер в w:1690 году. В своем «Духовном завещании» он, в частности, указывал казнить иноверцев-миссионеров:
…да повелевают царским указом: отнюдь бы иноверцы придя сюда в царство благочестивое вер своих не проповедовали, и в укоризну о вере не разговаривали ни с кем, и обычаев своих иностранных и по своим их ересям на прелесть христианам бы не выносили. И сие бы запретить им под казнью накрепко.[72]
Однако после смерти Патриарха Иокима сожжения, до того случавшиеся регулярно, надолго прекратились.[63]
В Российской империи w:XVIII—w:XX веков

Согласно «Большой советской энциклопедии»
Православная церковь была одним из важнейших институтов государства. Являясь крупным собственником и эксплуататором, она верно служила господствующим классам царской России. w:Духовенство внушало трудящимся мысль о «богоустановленности» царской власти, помогало самодержавию подавлять крестьянские восстания, выступления дворянских w:революционеров, движение разночинцев, активно противодействовало революционной борьбе w:пролетариата. Во всех трёх русских революциях русская П. ц. находилась в стане антинародных сил [73].
Вплоть до w:1917 года в законодательстве Российской империи имелись нормы, по которым существенно ограничивалась w:свобода слова и вероисповедания. Выступление против православной церкви считалось w:кощунством и наказывалось тюрьмой или ссылкой в w:каторжные работы. Также ссылкой или каторгой наказывался переход из православия и неправославная религиозная w:пропаганда [74]. В соответствии с уголовным законодательством w:1845 года вероотступничество каралось лишением всех прав, заключением в крепость, ссылкой в w:Сибирь или на w:Кавказ[75]. Свободно проповедовать и распространять свое учение было разрешено только православию[76]
В Сибири была широко распространена практика насильственного крещения в православие.[77][78][79] Так в конце w:XVIII века в w:Петербурге за переход из православия в w:иудаизм был сожжён w:дворянин А. Возницын.[80]
Преследования по религиозным мотивам в w:XIX веке имели массовый характер. Так, с w:1842 по w:1852 год за «религиозные преступления» было привлечено к суду около 40 тыс. человек.[81]
С конца XVI века [82] и до начала w:XX века Православной церковью уничтожались святилища коренных народностей Сибири (ненцев, w:эскимосов,[83] бурят).[84]
[[w:Файл:Metropolitan Stephen Yavorsky.jpg|thumb|Местоблюститель w:Стефан Яворский]]
В w:1702 году за w:колдовство и богоотступничество сожгли w:монаха Саввино-Сторожевского монастыря Дионисия.[85] Как сообщает В. Богомяков, доктор философских наук, профессор,
В следственных материалах по делу Дионисия Грека читаем: «По тем письмам Отца и Сына и Святаго Духа отрицался и w:крест под пятою носил и призывал в помощь Сатану и w:бесов, да те письма над питьем чол и для w:блудного дела девкам пить давал и сам пил». Всему этому безобразию Дионисия Грека научил Дионисий Кобыла. Чтобы убедиться в действенности колдовства, они пошли к бобылю Семену Черному с намереньем склонить к w:блуду двух его дочерей, напоив их наговоренным w:вином. Девки со старцами «блудно дело творить не пожелали». Раздосадованный Дионисий Грек даже «бранил матерны» Дионисия Кобылу, «что он по тем письмам имя Божие хулит и w:Диавола призывает, но по тому его призыву ничего не делаетца». А Дионисий Кобыла оправдывался и приводил примеры, когда w:заговор сработал и девки на w:блуд согласились.[86]
w:29 ноября w:1714 года в Москве на Красной площади в срубе сожгли еретика Фёдора Иванова, изрубившего икону. Приговор подписали представители светской власти (члены московской Сенатской канцелярии w:Я. Ф. Долгоруков и Салтыков). Но основную роль сыграл Освященный церковный собор во главе с местоблюстителем патритаршего престола Стефаном Яворским. w:24 октября w:1714 года церковный Собор отлучил Фёдора Иванова от церкви, предал проклятию и выдал для казни градскому суду.[87]
В w:1721 году за w:богохульство по императорскому указу был сожжён w:дьякон Василий Ефимов, устроивший поддельное w:чудо, чтобы «были к поданию на устроение церковное преклонны». w:Священный Синод зачем-то настоял, чтобы сожгли и его уцелевшие после первой казни кости.[88]
В w:1782 году, w:Екатерина II, дав ряд послаблений «сектантам» и «раскольникам», подтвердила запрещение «начинать и возобновлять споры против Православия» [89]. w:Александр I частично ограничил преследование старообрядцев, однако его преемник, w:Николай I, отменил значительную часть «послаблений», повелев усилить полицейский надзор за раскольниками и закрыть существующие молитвенные дома[90].
Отношение к сфере науки и просвещения
Согласно «Большой советской энциклопедии» Русская православная церковь
... тормозила социальный, научно-технический и культурный прогресс: противилась отмене в России крепостного права, выступала за сохранение телесных наказаний, осуждала стремление женщин к равноправию, всячески мешала распространению знаний в массах, преследовала передовых учёных и деятелей культуры, стремилась дискредитировать в глазах трудящихся идеи научного w:социализма [73].
Как отмечает Е. Ф. Грекулов в своей книге «Православная инквизиция в России»:
Церковь в союзе с w:самодержавием была гонительницей просвещения народа и насаждала w:невежество и w:мракобесие. Просвещение использовалось для оправдания крепостнических порядков и эксплуатации народа. Правительство и церковь старались помешать распространению грамотности, воспитать народ в духе преданности самодержавию и w:религии, увести его от революционной борьбы. w:Православная церковь признавала только такое w:просвещение, которое было основано на w:религии. Просвещение же, не освященное благодатным влиянием религии, говорили ее представители, скорее пагубно, чем полезно. Относясь враждебно к просвещению народа и развитию отечественной науки, церковь часто была инициатором травли наиболее талантливых учёных и прогрессивных учителей. Она тормозила развитие просвещения и науки, добивалась уничтожения книг передовых учёных [24]
Так по поводу общественного подъема начала 60-х w:IX века св. w:Филарет (Дроздов) писал:
Тысячу лет, прожила Россия, возросла, укрепилась, распространилась, значительно образовалась и благоутроилась при весьма ограниченной грамотности народа: была ли бы в том беда, если бы решились сделать ее всю грамотною не вдруг, в пять или десять лет, а постепенно, в пятьдеся или сто? [91]
В w:1901 году харьковский w:епископ Амвросий писал, что развитие науки приводит к росту неверия, учёных же он называл «опаснейшими врагами церкви»[92]. w:Епископ Иннокентий призывал отказаться от научного мировоззрения и вернуться к вере.[92] В w:1905 году московский w:епископ Никон обвинял московских w:профессоров в том, что они погубили юношество и вовлекли его в революцию.[93] Этого же мнения придерживался и петербургский w:митрополит w:Антоний Вадковский.[24]
Астрономия
[[w:Файл:Lomonosov (2).jpg|thumb|w:Михаил Васильевич Ломоносов]]
Критике подвергалась концепция о множестве миров и гелиоцентрическую систему мира.
В w:1740 году, по инициативе М. Ломоносова, была издана книга Фонтенеля «Разговор о множестве миров». w:Священный синод признал книгу «противной вере и нравственности», книгу изъяли и уничтожили.[94] Священнослужители тогда спрашивали:[95]
Шаблон:Cquote
Книгу, по их мнению, следовало «везде отобрать и прислать в Синод», а Академии наук запретить печатать, «как о множестве миров, так и о всём другом, вере святой противном».[95]
В w:1743 году изъят из продажи изданный Академией наук астрономический календарь, в котором Синод обнаружил сведения «относительно Луны и прочих планет», которые, по его мнению, были «к соблазну народному склонны». Синод потребовал в дальнейшем печатать календари только с его «апробации» [96].
В w:1756 году Московский университет хотел издать поэму Александра Поупа «Опыт о человеке», переведенную учеником Ломоносова под руководством последнего.[97] В этой книге автор выступал против средневековых научных взглядов о строении вселенной, что вызвало резкие нападки духовных цензоров, которые нашли в книге «зловредные идеи w:Коперника о множестве миров, противные Священному писанию», и книга была запрещена. «Исправлять» книгу взялся московский w:митрополит Амвросий, который переделал поэму Поупа, заменив стихи, в которых говорилось о множестве миров и коперниковской системе, своими стихами. В таком искаженном виде книга и была издана в w:1757 году.[98]
[[w:Файл:Camille-Flammarion.png|thumb|175px|w:Камиль Фламмарион]]
В w:1757 году Синод потребовал «приостановить» научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях»[99], придать сожжению его произведения, и отослать Ломоносова в Синод «для увещания и исправления»[94]. Требование Синода выполнено не было.
В w:1764 году закрыт организованный Ломоносовым при Академии Наук научно-художественный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие», в котором публиковались статьи по астрономии, «вере святой противные и с честными нравами несогласные».[100]
Русское w:духовенство выступало с критикой гелиоцентрической системы мира вплоть до начала w:XX века. До w:1815 года с одобрения цензуры издавалось школьное пособие «Разрушение коперниковской системы», в котором автор называл гелиоцентрическую систему «ложной системой философической» и «возмутительным мнением».[101] Последним произведением, в котором критиковалась гелиоцентрическая система, стала вышедшая в w:1914 году книга w:священника Иова Немцева «Круг земли неподвижен, а солнце ходит».[102] Автор «опровергал» систему w:Коперника цитатами из Библии и творений отцов Церкви.
В w:1886 году по настоянию духовенства была запрещена книга знаменитого французского астронома Камиля Фламмариона «Мир до создания человека», в которой «опровергается» библейское учение о сотворении человека, и которая подрывает религиозные устои.[103]
Биология
[[w:Файл:Ernst Haeckel 2.jpg|thumb|w:Эрнст Генрих Геккель]]
w:Русская православная церковь боролась с эволюционным учением с момента его появления.
Начиная с 70-х годов w:XIX века и вплоть до революции, запрещались и уничтожались основные труды немецкого естествоиспытателя и философа Эрнеста Геккеля [104].
В w:1873 году был запрещён труд немецкого философа и естествоиспытателя Эрнеста Геккеля «Естественная история мироздания», в которой автор развивал материалистическое учение о мироздании и, как считали духовные цензоры, глумился над библейскими сказаниями о происхождении мира и человека.[105]
В w:1879—w:1880 годах запрещена и сожжена книга Геккеля «История племенного развития организмов».[105]
С большой враждой было встречено учение Чарльза Дарвина, подрывающее основы религии. Труды Дарвина преследовались и иногда уничтожались. w:Священники, борясь против учения w:Дарвина, выступали против w:дарвинизма в своих проповедях, печатали статьи в журналах, книги, называли учение w:Дарвина «богохульным» и пытались доказать его «ненаучность», обвиняли w:Дарвина в разрушении нравственности. Цензура беспрепятственно печатает статьи против теории Дарвина, а опровержение на них оставляет в своих архивах. [106]
В w:1890 году запрещена и уничтожена книга С. Альберта «Чарлз Дарвин и его учение», которую духовные цензоры называли «катехизисом материалистического отрицания религиозных идей» [107][96].
В w:1895 году за «материалистический характер» запретили книгу Ч. Дарвина «Происхождение человека и половой отбор».[108]
В w:1902 и w:1906 годах были сожжёны два тиража книги Геккеля «Мировые загадки», так как в книге «красной нитью проходила идея животного происхождения человека»[104][109]. За «дерзкие выходки против высочайших предметов христианского почитания» эта книга числилась в черных списках ещё в w:1916 году [107].
Однако в современной церкви существуют взгляды, допускающие толкование Ветхого Завета, совместимое с эволюционным учением.[110]
Медицина
[[w:Файл:Isidor (Nikolskii) 2.jpg|thumb|right|w:Митрополит Исидор]] [[w:Файл:Sechenov.jpg|thumb|left|w:Иван Михайлович Сеченов]]
В w:1866 году «за изложение самых крайних материалистических взглядов» был наложен арест на книгу русского w:физиолога и мыслителя И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», отчасти противоречившую религиозным представлениям о человеке и его душе.[111]
Петербургский w:митрополит Исидор попросил Синод сослать Сеченова «для смирения и исправления» в w:Соловецкий монастырь «за предерзостное душепагубное и вредоносное учение». Впоследствии арест на книгу был снят, но до w:1894 года она числилась в списках книг, запрещённых для хранения в библиотеках. Автора книги зачислили в число «неблагонадежных» и запретили ему читать лекции для народа. [112][96]
В w:1819 году были преданы земле все экспонаты анатомического кабинета Казанского университета, по причине того, что «мерзко и богопротивно» употреблять «создание и подобие творца человека на анатомические препараты».[113]
История
[[w:Файл:Kostomarov.jpg|thumb|w:Николай Иванович Костомаров]]
Духовной цензурой уничтожались труды по истории религии, не соответствующие взглядам иерархов Церкви.
В w:1842 году была запрещена w:диссертация w:Н. И. Костомарова «О причинах и характере Унии в Западной России». w:Архиепископ w:Иннокентий (Борисов) нашёл в книге «множество дерзких выражений насчёт восточной церкви и ее патриархов»[114]. Мнение w:архиепископа поддержал министр просвещения С. С. Уваров. В результате, все экземпляры диссертации, которые удалось собрать, были сожжены.[95] В w:1997 году w:Иннокентий (Борисов) был причислен к лику местночтимых святых Одесской епархии Украинской православной церкви Московского Патриархата.
В марте w:1879 года уничтожены все 580 экземпляров книги Георга Финлея «Византийская история с 716 по 1453 год», в которой найдены «мысли, направленные против некоторых учений православной церкви» [115].
Также, в w:1879 году, уничтожены 5000 экземпляров «Общедоступного календаря», изданного Академией Наук, из-за статьи о средневековой инквизиции.[116]
Гонениям со стороны w:митрополита Филарета (Дроздова) подвергся учёный-историк, w:профессор Московского университета Т. Н. Грановский, которого обвинили во вредном влияние на студентов, так как тот не упоминал в своих лекциях о роли божественного промысла в историческом процессе.[117]
Философия
[[w:Файл:Feuerbach Ludwig.jpg|thumb|w:Людвиг Андреас Фейербах]]
С особенной враждебностью духовные ведомства боролись с идеями и книгами французских философов-просветителей, критикующих религиозные представления. Духовное ведомство не только запрещало, но и уничтожало тиражи сочинений w:Вольтера, w:Дидро, w:Гольбаха, Гельвеция. В то время как сочинения философов уничтожали критические материалы на их произведения публиковались безпрепятственно [104].
При Екатерине II за «неудовлетворительные религиозные понятия» был запрещён ряд произведений Ж.-Ж. Руссо («Размышления о величии божьем, его промысле и человеке», «Исповедь» и др.),[118] за «изложение опасной теории w:материализма» запрещены труды w:Дидро.[119]
В w:1830 году духовная цензура за наличие идей, «противных христианской нравственности, правительству и религии» запретила «Обеденные беседы» w:Гольбаха.[120] Другую книгу w:Гольбаха, «Система природы», считавшуюся «библией материализма», ещё в w:1770 году предали огню католические w:инквизиторы и с тех пор её неоднократно запрещали и в России. В w:1898 году опасаясь «w:адского» действия этой книги, разрушавшей, по словам духовных цензоров, основные начала религии, духовные власти настояли на её уничтожении.[24]
В w:1840-х годах духовным цензором была задержана работа, посвященная рассмотрению учения социалистов-утопистов w:Сен-Симона, Шарля Фурье и Роберта Оуэна. Цензор сомневался в том, «чтобы критические замечания автора могли решительно уничтожить вредное», по его мнению, «влияние» выдающихся мыслителей [121].
В w:1841 году запрещена «Система природы» w:Гольбаха из-за «резкого материализма, знаменующего эту философию, отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры, политики и нравственности» [121].
В w:1860 году был запрещён труд выдающегося немецкого w:философа Фейербаха «История новой философии от Бэкона до Спинозы».[122]
В w:1868 году уничтожена книга w:Вольтера «Философия истории», в которой духовные цензоры обнаружили «глумление над истинами и опровержение священного писания».[123]
В w:1871 году запрещена книга Гельвеция «О человеке, его духовных силах и воспитания». Запрещая эту книгу защитники православной церкви писали: «Презрение и отвержение, с которым автор отзывается о религии и ее служителях и совершенно материалистический взгляд его на воспитание… противны уставу о цензуре» [124].
[[w:Файл:Thomas Hobbes (portrait).jpg|thumb|w:Томас Гоббс]]
В w:1874 году по требованию Синода было полностью уничтожено российское издание книги Т. Гоббса «Левиафан, или о сущности, форме и власти государства», которую признали «противной священному писанию и православной церкви» [125].
В w:1890 году уничтожены «Сатирические и философские диалоги» w:Вольтера, а в w:1893 — его поэтические произведения, в которых были найдены «антирелигиозные тенденции» [126].
В w:1896 году цензор запретил публикацию «Вавилонской принцессы» w:Вольтера, ссылаясь на то, что проиведения Вольтера «были одной из причин, подготовивших революцию во Франции и давших ей антирелигиозный характер. У нас они должны оказывать то же влияние; только круг их влияния у нас теснее; он ограничится почти исключительно пресловутою интеллигенциею. Но желательно, чтобы и интеллигенция не подвергалась опасным влияниям» [127].
Под цензурным запретом были произведения русского писателя и философа А. И. Герцена, в которых он разоблачал реакционную сущность православной церкви, защиту ею самодержавия и помещиков. В w:1893 году духовная цензура не допустила издания сочинений Герцена, причиной чему послужил «w:атеизм А. И. Герцена и его социальные идеи». Представители духовного ведомства в издаваемых ими брошюрах называли Герцена «богоw:отступником и w:врагом христианской веры, противником православия». Против Герцена был выпущен ряд клеветнических брошюр, в том числе книга цензора Николая Елагина, в написании которой принимал участие митрополит w:Филарет (Дроздов). Петербургский митрополит Григорий даже внес в w:Синод предложение предать Герцена анафеме, но это предложение так и не было реализовано [128].
В w:1888 году был наложен запрет на труд Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» [24].
В w:1914 году запретили работу Энгельса «Принципы коммунизма», а в w:1915 — признали «кощунственной» работу «От классического идеализма к диалектическому материализму»; весь тираж этой книги был уничтожен[129].
Геология
[[w:Файл:Odoevsky V F.jpg|thumb|w:Владимир Фёдорович Одоевский]]
Духовная цензура вплоть до конца w:XIX препятствовала развитию геологической науки. По словам Митрополита Филарета (канонизирован в w:1994 году), научная геология опровергает библейскую космогонию и потому «не может быть терпима».[130]
В w:1850 году не допущена к печати статья В. Гутцейта «Об ископаемых Курской губернии», так как в ней «мироздание» объяснялось «по понятиям некоторых геологов, вовсе не согласных с космогонией Моисея».[131]
В w:1855 году в 37 номере «Земледельческой газеты» вышла статья w:профессора Петербургского университета С. Куторги «Введение к почвознанию. Геологическая участь нашей земли», в которой автор знакомил читателя с геологическими периодами Земли, постепенным процессом формирования земной коры, образованим полезных ископаемых и т. д. По требованию w:Синода министерство просвещения распорядилось:
Статьи подобного рода о предметах, уместных только в специальных ученых изданиях и доступных одним образованным читателям, были одобряемы к печати со всевозможною осмотрительностью, а в газетах и периодических изданиях, назначаемых более для популярного чтения и общедоступных, вовсе не были допускаемы к печати [132].
В w:марте w:1858 года, в связи действиями московского митрополита Филарета против разворачивающихся геологических работ, князь В. Ф. Одоевский обратился с письмом к w:обер-прокурору w:Синода Толстому: «Довольно уже Россия, потерпела бед и убытков от страшного гонения на геологию, по милости которого у нас нет насущного хлеба, то есть каменного угля…, тогда как все это гонение основано просто на незнании предмета».[133]
После публикации Рулье в w:1859 году в газете «w:Московские ведомости» лекций по геологии, автору запретили читать публичные лекции, потребовали переделать труд таким образом, чтобы геологические факты читатель сумел «согласить с первой главой книги бытия». Преследование ученого привело его к преждевременной смерти. [134]
В w:1866 году из библиотек ряда учебных заведений изъяты книги по геологии, признанные «вредными и нигилистическими».[135]
В w:1893 году изъята из распространения и уничтожена книга Г. H. Гетчинсона «Автобиография Земли, общедоступный очерк исторической геологии». Духовная w:цензура аргументировала свое решение тем, что автор не согласовал своих взглядов с церковным учением о сотворении мира, и поэтому книга «подрывает основы религии».[136]
Педагогика
[[w:Файл:Ushinsky.jpg|thumb|w:Константин Дмитриевич Ушинский]]
Во второй половине w:XIX века для усиления влияния духовенства в области просвещения народа была организована широкая сеть церковно-приходских школ, которые должны были воспитывать детей в духе преданности самодержавию и православной церкви. В программе церковно-приходских школ главное место занимали церковные предметы — w:Закон Божий, w:церковнославянский язык, церковное пение, w:богослужение. Отвергая учебники прогрессивных педагогов — К. Д. Ушинского, И. А. Худякова, В. П. Вахтерова, так как они — по отзывам духовных цензоров — мешали развитию религиозных чувств, использовались антинаучные учебники, составленные в религиозно-монархическом духе. Негативногом мнения духовные власти были о светских начальных школах, называя их «орудием растления народа» [137].
Духовенство оказывало противодействие попыткам передовых учителей дать детям вместо религиозного толкования явлений природы зачатки научного представления. Духовенство писало w:доносы на учителей и добивались их увольнения. Представители церкви говорили:
Пусть дети лучше останутся темными людьми, но добрыми христианами и верными сынами царя и отечества, чем будут грамотными, но напитанными ядом революции[138].
Духовенство боролось с «ересями» и «материализмом» и в w:университетской среде. Учебные программы требовали обязательного одобрения духовного ведомства, все лекции должны были быть «в согласии с православным учением»[139]. В церковых дисциплинах большое внимание уделялось «опровержению материалистического учения»[140]. w:Богословие было обязательным для посещения студентами всех факультетов[140], при этом оно часто было выдержано «исключительно в полемическом тоне против современной науки» [141]. Однако, несмотря на имеющиеся широкие возможности по насаждению православия в университетской среде, представители высшего духовенства упрекали w:Министерство народного просвещения в том, что оно не противодействует пришедшей с Запада «заразе безверия» [142].
Как правило, школьные программы и учебники утверждались, после одобрения их митрополитом Филаретом. Филарет настаивал на передаче духовенству все училищ для простого народа, на предоставлении духовенству права обучения детей без притязаний со стороны министерства просвещения [143].
В церковно-приходских школах w:священники внушали детям, что теория w:Дарвина — еретическая, так как она противоречит Библии, и что сам w:Дарвин — богоw:отступник, воставший против Священного писания. Священники-учителя запрещали использовать учебные пособия — карты по географии, зоологии, даже w:глобус, так как школа должна развивать не w:ум, а w:сердце и w:религиозность [24].
Литература
[[w:Файл:Nikolay Novikov.jpg|thumb|170px|right|w:Николай Иванович Новиков]]
Ненависть духовного ведомства была вызвана деятельностью выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова (w:1744—w:1818), издавшего за короткий срок много книг по всем отраслям знания. В книгах резко критиковались религиозный w:фанатизм и w:суеверия. По w:доносу протоиерея московского Архангельского собора Петра Алексеева, книги, изданные Новиковым, конфисковали, а самого его арестовали и на 15 лет заключили в Шлиссельбургскую крепость за оппозиционное отношение к самодержавию, активную просветительную деятельность и критику религии и церкви [96].
Преследованию со стороны духовных властей подвергся и выдающийся русский писатель Шаблон:S (w:1749—w:1802), автор знаменитого «w:Путешествие из Петербурга в Москву». Будучи w:материалистом, Радищев считал, что w:материя и w:природа существуют вечно, что их нельзя ни уничтожить, ни создать. Его взгляды на единство души и тела, критика религиозных взглядов на бессмертие души, осуждение царского w:деспотизм и религиозных суеверий были найдены «противными закону божьему, десяти заповедям, Священному писанию, православию и гражданскому закону». Книгу Радищева уничтожили, а его как «бунтовщика хуже Пугачева» приговорили к смертной казни, которая была заменена 10-летней каторгой. И даже через сто лет после смерти Радищева эта книга подверглась осуждению со стороны церкви: в w:1903 году духовные цензоры нашли, что она все еще опасна для религии и церкви, что она подрывает авторитет светской и духовной власти, и потому уничтожили весь напечатанный тираж.[24]
В w:1830-х годах по требованию Святейшего Синода сожгли 5000 экземпляров Пятикнижия Моисея, переведенного на русский язык и изданного Библейским обществом.[144] Однако спустя 30 лет w:митрополит w:Филарет (Дроздов) вспоминал об этом событии с сожалением: «Нельзя сего вспомнить без глубокой скорби, особенно в такое время, когда при распространяющемся движении естественного разума неведение в предметах веры унижало бы ее пред глазами разума…» [145].
[[w:Файл:Kiprensky Pushkin.jpg|thumb|left|w:Александр Сергеевич Пушкин]]
В w:1840-х годах в список запрещенных по религиозным мотивам книг внесены сочинения w:Г. Р. Державина, w:А. Д. Кантемира, w:А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, М. Шенье, w:В. Гюго, w:О. Бальзака и многих других [146].
В w:1847 году было отдано распоряжение, по возможности, «вовсе не допускать» к изданию французские романы и повести, несмотря на то что они при переводах «до такой степени переделываются, что в них не остается ничего вредного» [147].
В w:1860 году знаменитый исследователь народного творчества А. Н. Афанасьев издал очередной сборник народных сказок. w:Обер-прокурор Святейшего Синода граф А. П. Толстой направил письмо министру Народного просвещения:
По поводу изданной (т. е., пропущенной цензором Наумовым) книги господина Афанасьева под заглавием: «Русские народные легенды» высокопросвещенныймитрополит Филарет обратился ко мне с письмом, в котором изъяснил, что… к имени Христа Спасителя и святых в сей книге прибавлены сказки, оскорбляющие благочестивые чувства, нравственность и приличие, и что необходимо отыскать средство к охранению религии и нравственности от печатного кощунства и поругания.[148]
В результате распоряжением Главного управления цензуры было предписано запретить к перепечатыванию новые изданием книги «Народные русские легенды, собранные Афанасьевым», а 5000 уже отпечатанных экземпляров были уничтожены.[114]
В w:1853 году при издании полного собрания сочинений Н. В. Гоголя по требованию духовных властей из его произведений исключили многие места, которые были найдены оскорбительными для церкви.[24]
В произведениях М. Н. Загоскина (w:1830—w:1904) московский w:митрополит w:Филарет (Дроздов) (причислен к лику святых в w:1994 году) нашел «смешение» церковных и светских предметов, в итоге автору пришлось основательно переделать свои произведения.[149][150]
[[w:Файл:Jules Verne.jpg|thumb|left|160px|w:Жюль Верн]]
Также митрополит Филарет одобрил действия ректора Троицкой духовной семинарии Саввы, который, узнав, что у семинаристов есть печатные и рукописные сочинения Гоголя, w:Лермонтова, w:Пушкина, Белинского и других, ночью сделал обыск и все отобранные книги распорядился предать «торжественному сожжению» во дворе академии в присутствии преподавателей и учащихся.[151] Впоследствии Савва стал помощником митрополита.

[[w:Файл:Gorky M by Evzerihin E.jpg|thumb|right|150px|w:Максим Горький]]
В 60-х годах w:XIX века было запрещено издание романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», в котором духовные цензоры нашли антирелигиозные идеи, а также опасность уничтожения доверия к Священному писанию и духовенству.[24]
В w:1889 году при издании собрания сочинений w:Н. С. Лескова духовная цензура «растерзала» шестой том, в котором были собраны произведения из жизни духовенства. Весь тираж книги уничтожили. w:Н. С. Лесков назвал эту расправу «подлым самочинством и самовластием со стороны всякого прохвоста» [152].
Максима Горького представители духовной цензуры обвинили в том, что в центре своих произведений он ставит не w:дух, а w:тело, чем и подрывает религиозные устои общества, называя Горького «литературным язычником». В w:1910 году казанский миссионерский съезд заявил, что А. М. Горький, Л. Н. Андреев и другие «литературные язычники» «создали уже и продолжают усиливать среди общества атмосферу безбожия» [153].
С большой враждебностью w:духовенство относились к произведениям прогрессивных иностранных писателей, разоблачавших сущность религии и деятельность ее служителей. Подвергались «строгому запрещению» почти все сочинения выдающегося немецкого писателя Генриха Гейне, в котором царское самодержавие и православная церковь видели разрушительную силу для «веры и правительства» [154].
Под запрет духовных властей попали произведения таких французских писателей как w:Гюстав Флобер, w:Анатоль Франс, w:Эмиль Золя, w:Анри Барбюс и др., в чьих проивезедиях были обнаружены «кощунственные и богохульные» мысли, глумление над w:христианством.[24]
Отлучение от церкви Льва Толстого
Основная статья: Определение Святейшего Синода о графе Льве Толстом
[[w:Файл:Ilya Efimovich Repin (1844-1930) - Portrait of Leo Tolstoy (1887).jpg|thumb|170px|w:Лев Николаевич Толстой]]
По настоянию w:обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева, лично следившего за литературной деятельностью Л. Н. Толстого, многие произведения писателя, как противные учению и духу христианства, не увидели света в свое время. Еще в w:1901 году за «неуважительные отзывы о православной церкви и христианстве» Синод добился запрещения романа Толстого «Воскресение».[24]
О. w:Иоанн Кронштадтский называл Толстого предтечею w:антихриста и даже самим w:антихристом, а его борьбу с Церковью — делом w:дьявольским.[155][156] Как писал Я. Илляшевич (псевдоним — И. К. Сурский) в своей книге «Отец Иоанн Кронштадский» о. Иоанн предсказывал «лютую кончину» писателя.
w:Иоанн Кронштадтский, отвечая на обращение Толстого к духовенству, писал:
Поднялась же рука Толстого написать такую гнусную клевету на Россию, на её правительство!.. Дерзкий, отъявленный w:безбожник, подобный Иуде предателю… Толстой извратил свою нравственную личность до w:уродливости, до омерзения… знакомство с западными w:безбожниками ещё более помогло ему стать на этот страшный путь…[157]
w:2 февраля w:1901 года Л. Н. Толстого отлучили от церкви. Из Определение Синода:
В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью w:фанатика ниспровержение всех w:догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого w:Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — w:Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию.
Как заявил w:митрополит Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси) Церковь отлучением Толстого просто констатировала то, что реально уже произошло.[158]
В своем «Ответе на постановление Синода» w:Л. Н. Толстой писал:
Постановление w:Синода вообще имеет много недостатков: оно незаконно или умышленно-двусмысленно, оно произвольно, неосновательно, неправдиво и, кроме того, содержит в себе клевету и w:подстрекательство к дурным чувствам и поступкам. <...> То, что я отрекся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. Но отрекся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему. Прежде чем отречься от Церкви и единения с народом, которое мне было невыразимо дорого, я, по некоторым признакам усомнившись в правоте Церкви, посвятил несколько лет на то, чтобы исследовать теоретически и практически учение Церкви: теоретически — я перечитал все, что мог, об учении Церкви, изучил и критически разобрал догматическое богословие; практически же — строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям Церкви, соблюдая все w:посты и посещая все церковные службы. И я убедился, что учение Церкви есть теоретически коварная и вредная w:ложь, практически же — собрание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского учения.[159]
В w:2001 году правнук Л. Н. Толстого Владимир Толстой, управляющий музеем-усадьбой писателя в Ясной Поляне, направил письмо к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой пересмотреть решение об отлучении от церкви великого русского писателя. Патриарх заявил, что это невозможно.[160][161]
Технические достижения
Многие представители высшего церковного духовенства негативно отзывались о развитии техники.
Архиепископ Казанский и Свияжский, ректор Киевской Духовной Академии Антоний (Амфитеатров) называл «дьявольскими» и «богопротивными» w:железные дороги, w:газовое освещение и w:телеграф[162]. Близкие мысли высказывал епископ Леонид (Краснопевков), писавший, что «Железные дороги прямо действуют на мозг. Дороги и телеграфы заставляют голову слишком быстро работать»[163].
Харьковским архиепископом Макарием (Булгаковым) была написана столь радикальная статья «против прогресса», что ее не принял даже журнал «Православное обозрение»[164].
Архимандрит Феофан (Говоров), ректор Петербургской Духовной Академии писал об открытой «враждебности» технического прогресса христианской истине[165]. Феофан прославлен в лике святых на Поместном Соборе РПЦ в 1988 году.
Митрополит Григорий, а позже Исидор поддерживали издание еженедельника «Домашняя Беседа» В. И. Аскоченского, прославившегося борьбой с «прогрессистами» и «цивилизаторами». На страницах еженедельника материальный прогресс связывался с «разнузданностью мысли и чувства»[166]..
Отношение к инакомыслию в наши дни

Мнения ряда представителей РПЦ и акции её членов в сфере культуры
После распада СССР влияние православной церкви в сфере культуры на территории России, Украины и Белоруссии начало возрастать. Церковь активно выступает против влияния «чуждой» культуры, в основном против культурного влияния Запада. К носителям этой культуры в русском православии часто причисляют и современных протестантов.
Сожжение книг
[[w:Файл:Pavel Florensky.jpg|thumb|left|160px|w:Павел Флоренский]]
Случай сожжения книг имел место w:14 мая w:1995 года в Москве. В этом w:аутодафе, которое даже показывали по телевидению, приняли участие отец Олег Стеняев и w:епископ Истринский w:Арсений (Епифанов), w:викарий Патриарха Алексия II. В костёр, который прямо во дворе своего храма организовал о. Олег Стеняев, попали книги Льва Толстого , Николая Рериха, Владимира Соловьева, о. Сергия Булгакова, о. Павла Флоренского и других. Как сообщил Александр Верховский, вице-президент Информационно-исследовательского центра «Панорама», сожжения книг w:богословов, неприемлемых для w:фундаменталистов, уже не раз проводились в ряде монастырей, но эти случаи не были преданы публичной огласке.[167]
В феврале w:1997 года по информации А. Верховского в посёлке w:Семхоз (w:Московская область) w:протоиерей Георгий Студенов, настоятель храма Архангела Михаила в Тропарёве, в котором раньше служили о. w:Александр Мень и о. Владимир Ригин, сотрудник аппарата Московской патриархии сожгли порядка 300 детских Библий, подаренных w:баптистами.[167]
Также А. Верховский сообщает, что w:5 мая w:1998 года по распоряжению w:епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона из библиотеки и у студентов епархиального Духовного училища были изъяты книги известных православных богословов w:XX века w:протопресвитеров Александра Шмемана, Иоанна Мейендорфа, Николая Афанасьева и протоиерея Александра Меня, и сожжены во дворе училища. После этого трём священникам епархии было предложено проклясть «ереси» вышеупомянутых авторов, закрепив это присягой перед Крестом и w:Евангелием.[168] Позднее в журнале Якова Кротова появилась информация, что[169]
было сожжено четыре книги, которые по авторству приписывать можно Меню, но на них не было пометок священноначалия о том, что они изданы по благословению, а проповеди, которые они содержали, содержали явно натяжки в совершенно вольной трактовке Священного Предания.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Shadow-rus 02-08-2010-22:58 удалить
Многие православные праздники берут своё начало в язычестве...

Подробнее тут:
http://heathenism.ru/stati/4162


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Статья, удаленная под давлением клириков РПЦ из педивикии | Crying_in_the_night - Diary of a Mad Man | Лента друзей Crying_in_the_night / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»