Мы с ним близкие друзья... и враги...
[показать]
Смотрите, Jim Morisson "The DOORS":
What are you doing here?
What do you want?
Is it music?
We can play music.
But you want more.
You want something & someone new.
Am I right?
Of course I am.
I know what you want.
You want ecstasy
Desire & dreams.
Things not exactly what they seem.
I lead you this way, he pulls that way.
I'm not singing to an imaginary girl.
I'm talking to you, my self.
Let's recreate the world.
The palace of conception is burning.
Look. See it burn.
Bask in the warm hot coals.
You're too young to be old
You don't need to be told
You want to see things as they are.
You know exactly what I do
Everything.
"Ко всему, что я делаю, я отношусь с неизменной иронией"
(Джим Моррисон) и умереть в моём возрасте...
Можешь ли ты понять?
Моя плоть живая
Мои руки - как они движутся
Ловкие и гибкие, словно демоны
Мои волосы - как они спутаны
Мое лицо - впалые щеки
Мой огненный язык - меч
Разбрасывающий слова-искры
Я реален
Я человек
Но я не обычный человек
Нет Нет Нет
ВСТУПЛЕНИЕ...
Джим Моррисон - личность яркая, неординарная, противоречивая, вызывавшая вплоть до конца шестидесятых годов страх и неприязнь американского обывателя.
Он был талантливым певцом, поэтом, художником и кинорежиссером, коэффициент интеллекта (IQ) которого равнялся 149. В то же время даже его защитники признают, что часто Джим напоминал человека, при виде которого любой предпочел бы перейти на противоположную сторону улицы. Невыносимо грубый, ненадежный, терзаемый противоречиями, регулярно употребляющий по меньшей мере один из наркотиков, а временами опасный — вот лишь некоторые из определений, подходящих для его описания. И все же, по словам одного из членов обслуживающего персонала “The Doors”, “в 98 процентах случаев Джим вел себя как джентльмен”.
НЕМНОГО БИОГРАФИИ...
Эта история началась 8 декабря 1943 года в Мельбурне, Флорида. Морской офицер Стив Моррисон присутствует при рождении своего старшего сына, но затем, почти сразу, улетает на тихоокеанский флот. Маленький Джим и его мать устраиваются жить у деда с бабушкой, которые составляли весьма достойную и трезвую пару, поскольку в их доме даже капля алкоголя рассматривалась как чрезвычайное происшествие.
Стив Моррисон надолго уезжал (когда Джиму было шесть месяцев, Стив отправился на войну и три года не видел сына), он служил в Корее и, в конце концов, стал контрадмиралом. Получилось, что Джим вырос практически без отца, — возможно, именно здесь нужно искать ключ к пониманию его строптивой души. В первых интервью Джим Моррисон постоянно заявлял, что его родители умерли. Вероятно, он винил отца за недостаток внимания или презирал его профессию — кто станет хвастать отцом, занимающим высокий пост в военно-морском флоте во время вьетнамской войны! “Я просто не хотел впутывать их (родителей), — оправдывался Джим в 1969г. — Предполагалось, что это шутка: ведь довольно легко узнать детали биографии, если действительно захотеть...”
Как-то раз четырехлетний Джим стал свидетелем дорожного происшествия. На его глазах перевернулся грузовик, перевозивший индейцев . Шоссе было усеяно агонизирующими окровавленными телами, при виде которых Джим разразился истерическим плачем. Позже во всех своих интервью Моррисон подчеркивал значение этого момента в формировании у него болезненного влечения к пограничным зонам: между жизнью и смертью, между сознательным и бессознательным, между реальным и нереальным.
Моррисон творил свое зрелище без боязни зайти слишком далеко, чтобы исследовать восприимчивость нервной системы зала: "Скажем так, я искал пределы реальности... есть высшая и низшая грани - это самое важное. Все, что между - это только между".
В школе этот циничный и мерзкий любитель провокаций не оставил у своих учителей никаких особенных воспоминаний. Кроме одного - он всем запомнился как страстный читатель, чью жажду просто невозможно было утолить. Еще в лицее он увлекался Ницше, Рембо, Кокто, Сартром...
Дома он замыкается, уходит в себя. Отсутствие отца (он постоянно находится в море) и чрезвычайно плотная опека со стороны матери приводят к тому, что между ними почти ежедневно вспыхивают ссоры. Повод находится всегда - слишком длинные волосы, постоянно грязные рубашки... Штабной офицер Моррисон (теперь он служит в Вашингтоне в Министерстве обороны) записывает своего сына в лицей Санкт-Петербурга во Флориде. Он думает, что сыну полезно жить у деда с бабушкой. Эти люди старой закалки якобы смогут вывести Джима на верную стезю. Ошибка. В доме этих активных сторонников трезвого образа жизни у Джима появится привычка, отделаться от которой он уже не сможет: именно здесь он начнет пить помногу и страстно, не имея никакой другой цели, кроме как напиться до бесчувствия.
Осенью 1964 г. Джим записывается на факультет Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе (UCLA), его интересует кино. Также, он продолжает лихорадочно читать, отдавая приоритет философии и психоанализу.
В компании студентов с факультета, таких же энтузиастов идейных баталий, Моррисон неустанно шлифует свои теории. Он проводит время на бесконечных пьянках, где для достижения искусственного рая используется не только алкоголь. Здесь также приветствуют мексиканскую травку. И даже намного более опасные acides (LSD). Подходит время летних каникул. Моррисон решает остаться в Лос-Анжелесе. Он читает днем и ночью. И он пишет. Со времен лицея он не расстается с записными книжками, в которые записывает свои поэмы в стихах или в прозе. Через несколько месяцев эти тексты станут известны всему миру...
Знакомство с Рэем Манзареком (клавишные) происходит в UCLA. Рэй посещал Центр Медитации Махариши, который был в то время широко известен благодаря «Битлз». Окончательно группа THE DOORS сформировалась, когда Манзарек познакомился с ударником Джоном Денсмором и гитаристом Робби Кригером в том же центре медитации Махариши. Целью группы было соединить рок-музыку с поэзией и драмой (чего до них еще никто не пытался сделать).
Идея названия принадлежит Джиму Моррисону.«Есть вещи известные, - часто говорил Джим, приписывая цитату Уильяму Блейку, но на самом деле эти слова принадлежат самому Джиму, - и есть вещи неизвестные, а между ними двери». А вот слова, которые Блейк действительно говорил, это: «Дорога излишеств приводит в храм мудрости», и еще «Благоразумие - отвратительная богатая старая дева, которой поклоняется Неспособность». Не стоит говорить о том, что Джим никогда не поклонялся этой старухе и редко сталкивался с неспособностью.
А еще поэт Уильям Блейк писал: «Когда двери восприятия распахнуты, вещи предстают такими, как они есть в действительности, настоящими».
Английский писатель Олдос Хаксли под влиянием цитаты Блейка назвал свою книгу «Двери восприятия». В этой книге Хаксли исследует калифорнийскую молодежную культуру середины шестидесятых годов и, в частности, описывает свои собственные ощущения от воздействия старинного мексикано-индейского наркотика - пейот. Хаксли не делал тайны из своей веры в то, что пейот открывает двери к новому восприятию. Позднее он с той же страстью отстаивал ЛСД, шведский синтетический препарат, расширяющий рамки мышления. Моррисон, разумеется, не случайно, протягивает нить между названием группы и книгой Хаксли. ЛСД была легализована и весьма популярна в Калифорнии в то время.
Так сошлись вместе ингредиенты молниеносного успеха Doors: мощная группа, в которую каждый вносит свою энергию и свое чувство, звук, облегченный отсутствием бас-гитары, песни, базирующиеся на сильных текстах и опустошающей харизме Джима Моррисона. Лицо падшего ангела, чувственный низкий голос и эта аура тайны, провокации и скандала, которую он методически культивирует.
...
Джим стал рок-звездой как бы против воли и терпеть не мог своих фанов-недоростков. Единственно значимым стимулом, побуждавшим его к концертным выступлениям, была возможность экспериментировать с публикой, наблюдая за результатом своих действий. Нет никаких сомнений, что на самом деле он видел себя в роли шамана, высвобождающего энергию толпы и доводящего себя и публику до состояния катарсиса.
“На рок-концерте нет правил, — радостно провозглашал Джим. —Дозволено все”.
"Человеком движут бессознательные влечения и сознательные требования общества, которые находятся в конфликте,
а реакция человека на этот конфликт - асоциальное поведение".
(Зигмунд Фрейд)
Проходит несколько месяцев каторжной работы, и группа подписывает свой первый контракт. Теперь каждый вечер The Doors играют в модном ночном ресторане "Whisky". Первый контракт, первый успех... И первые скандалы. Патрон "Whisky" регулярно и с грохотом выставляет их. И так же регулярно, измученный телефонными мольбами, проклятиями и угрозами, вновь приглашает их на свою сцену. До Конца. The End, как никакая другая песня, станет мажорным элементом мифа Doors.
The End концентрирует в себе все безумие мира: безумие Моррисона, безумие Doors, безумие эпохи.
Убийца проснулся до рассвета
Надел башмаки
Принял облик с древней галереи
И пошел по коридору
Зашел в комнату сестры
Нанес визит брату
И пошел дальше по коридору
И подошел к двери
И заглянул внутрь
- Отец?
- Да, сын,
- Я хочу убить тебя
- Мать, я хочу... (f....k you mama all night long)
Традиционно эту "эдипову часть" Моррисоновского текста "The End" интерпретируют психоаналитически как конфликт с отцом. С точки зрения структуры, этот отрывок соотносится с проникновением в материнское лоно, т.е. с регрессией Вселенной к Хаосу; попытка одолеть природу, сопротивляясь ей противоестественностью. Такой "ход назад" можно назвать адекватным акту ритуального разрушения (break on through to the other side).
Отныне The Doors у всех на устах. Идет 1967 год. Electra выпускает их первый диск (The Doors), который с ходу срывается в хит-парады. Альбомы появляются один за другим: семь за четыре года. И все становятся золотыми. Doors продают больше дисков, чем Дилан, Beatles или Stones. Пресса наперебой публикует интервью Моррисона, группа без конца находится в турне.
Но конец уже близок. Настоящий.
Успех совершенно не опьяняет Джима, скорее, ломает. Стада поклонников, привлеченные скорее его телом и его провокациями, а не качеством его стихов, ничего не способны понять. В марте 1969 г. в кампусе университета Майами мертвецки пьяный Джим предпринимает попытку полностью оттолкнуть от себя публику. Он резко обращается с ней, потом снимает рубашку и расстегивает брюки... Манзарек и звукоинженер не дают ему пойти дальше и снова застегивают его одежду...
Но через несколько дней пресса и местные власти, возмущенные этим происшествием, начинают требовать возмездия. Некий судья из Майами обвиняет Джима в оскорблении общественной нравственности. Пуританская Америка, на улицах которой с огромным успехом показывают мюзикл "Hair" (известен тем, что актёры в нём выходят на сцену абсолютно обнажёнными), требует мести. Напуганные организаторы концертов аннулируют все контракты.
Джиму необходимо было переменить обстановку. Выходит последний альбом "L.A.Woman", и в марте 1971 г. он улетает в Париж с Памелой Корсон, которая была его подружкой еще с университетской скамьи. 3 июля Памела находит его мертвым в ванной комнате их квартиры. 7 июля Памела и еще четверо друзей прощаются с Джимом на кладбище Пер-Лашез. Это конец:
Джим резко бросил пить и умер от сердечного приступа. Ему было 27 лет. Всю свою жизнь он испытывал влечение к смерти (акт саморазрушения). The future is uncertain and the end is always near.
СОЦИАЛЬНАЯ АТМОСФЕРА, В КОТОРОЙ МОРРИСОН РОС И ВОСПИТЫВАЛСЯ КАК ЛИЧНОСТЬ...
Битники, “разбитое поколение” (сер. 1950-х -1960-е гг.) — литературное и молодежное движение. Пропагандировало добровольный уход от богатства, социальных проблем, сексуальную свободу. Писатели-битники (Джек Керуак, Аллен Гинзберг, Лоуренс Ферлингетти и др.) тяготели к бессюжетности, эпатажу, натурализму в описаниях. В числе авторов, чьи книги прочел Моррисон, были: Блэйк, Керуак, Колин Уилсон, Селин, Сартр, Рембо, Олдос Хаксли, Гинзберг, Бальзак, Кокто, Джойс...
Богемный индивидуалистский тип сознания был гораздо ближе "Дорз", нежели идея общности хиппи, которые от индивидуализма битников отличались привязанностью к принципу коммунарности (существования в общинах), но, тем не менее, и те и другие находились по одну сторону баррикад контркультурного движения...
В юности Моррисон открыл для себя работы Фридриха Ницше и нашел в немецком философе человека, которого можно взять в союзники (особенно он зачитывался “Рождением трагедии”).
Влияние франкфуртской школы в США было, прежде всего, связано с именем Маркузе. Ученик Хайдеггера, порвавший с ним в 30-х, Маркузе развил теорию "негации настоящего". Техника и наука видятся им новой всеподавляющей идеологией, что и подлежит отрицанию.
Голос франкфуртцев звучит в общей тональности с концепциями Бердяева и Ясперса, также полагавших, что кризис современной культуры и общества вообще, обусловлен экспансией техники в мир человека и распространением элементов культурного знания среди огромных человеческих масс. "Техника, - утверждал Ясперс, - радикально изменила повседневную жизнь, переместила ее в сферу массовости, существование - в действие механизма, планету - в фабрику. Тем самым произошел полный отрыв человека от его почвы".
Вслед за экзистенциалистами они утверждают невозможность преодолеть пропасть между априорно свободным самосознанием индивида и навязанными ему формами общественного поведения.
Исходя из аналогичных предпосылок, Маркузе постулирует идею "Великого Отказа", смысл которой состоит в неподчинении "обществу всеобщего благосостояния". Этот отказ осуществляется во имя "витальной истины жизни", непостигаемой научным путем. Далее Маркузе рассуждает так: человек, руководствуясь "принципом реальности", вытесняет свои инстинкты ("принцип удовольствия") в подсознание, где происходит борьба Эроса (влечение к сексу) и Танатоса (влечение к смерти), что в условиях "индустриального общества" неизбежно ведет к подавлению личности "принципом производительности" (= "принцип реальности").
Налицо неофрейдизм: ведущая роль принадлежит бессознательному.
Также здесь мы можем говорить и о сублимации (вытеснение) - уход от реальности и проблем, связанных с нею, в творчество.
Нужно только проникнуть в область над-реального, в "сюрреальное" посредством фантазии - именно она защищена от какого бы то ни было культурного вмешательства и, следовательно, руководствуется исключительно "принципом наслаждения": "Истина фантазии бесконечно выше той репрессивной истины, которой человек культуры обязан своему разуму, знающему только истину ставшей буржуазной действительности". Таким образом, нить его размышлений приводит к "новой чувственности", а та, в свою очередь, к сексуальной революции, ибо "истина фантазии - это мудрое знание самого витального влечения, в основном, эротического, "помнящего" о тех блаженных временах, когда безраздельно господствовал "принцип удовольствия". (Гедонизм)
РАССМОТРЕНИЕ ЛИЧНОСТИ...
Цитаты Джима:
"Двери" - "Это поиск. Открывание одной двери, другой, третьей. Чувственность и порок - эти образы притягивают нас сейчас. Но это, как змеиная кожа, которая однажды будет сброшена... В данный момент меня больше интересует темная сторона луны, зло, сумерки. Но мне кажется, что в нашей музыке мы пытаемся прорваться к чему-то чистому, к освобожденному и неограниченному. Это как очистительный ритуал в алхимическом смысле. Сначала проходит период беспорядка, первоначального хаоса. Из этого кристаллизуются элементы и обнаруживается источник жизни, который изменяет всю материю, пока, наконец, не проявятся все противоположности, весь дуализм, и вы не соедините их. После этого дело уже не в плохом или хорошем, но в едином, беспримесном...".
"Я обвенчался с жизнью и впитываю ее мозгом костей".
"Откуда желание смерти? Это желание идеальной жизни".
"Твоя смерть дает тебе жизнь".(Tanatos)
"Я думаю, высшая и низшая грани - это самое важное, все, что между - это только между. Я хочу иметь свободу испробовать все, я надеюсь испытать все, по крайней мере, один раз".
"Самые любящие родители и родственники с улыбкой на лице совершают убийство. Они заставляют нас уничтожать себя как личность - вот такой хитрый способ убийства". (отцы и дети)
Алкоголь как оппозиция наркотикам:
"Выпивая, ты полностью на контроле. Это твой выбор каждый раз, когда ты делаешь глоток. Перед тобой разложено множество маленьких выборов. Это как... Я думаю, как разница между самоубийством и медленной капитуляцией".
"Мы произошли от змей, и я видел вселенную как гигантскую переливчатую змею. Я видел всех людей и предметы, и пейзажи, как маленькие картинки на чешуйках кожи. Я думаю, что движение перелива - это основное движение жизни и даже ваши основные внутренние структуры имеют то же движение. Это заглатывание, переваривание, ритмы сексуального процесса".
"У меня была книга о ящерицах, змеях и рептилиях и первая фраза сильно потрясла меня: рептилии являются полным анахронизмом. Если все рептилии в мире завтра исчезнут, то это никак не изменит баланса в природе. Они полностью независимые твари. Я полагаю, что они могут, если это возможно для живого существа, пережить мировую войну или что-то вроде тотального отравления всей планеты. Я думаю, что рептилии могут как-то найти способ избегнуть этого".
"Я - король ящериц. Я могу всё".
"Я думаю о себе как об интеллегентном, чувствительном человеке с душой клоуна, которая всегда побуждает меня взрывать всё в самые важные моменты".
"Мне нравятся люди, которые шокируют других людей и заставляют их чувствовать себя некомфортно".
...
Прослеживая образ действий Моррисона, трудно избавиться от ощущения продуманности его жизненной стратегии. Вряд ли он планировал каждый последующий шаг, но цель-то определил точно, и она обусловливала весь характер его поступков: "Я не сумасшедший, меня интересует свобода." Не свобода "от", но свобода "для". Ему импонировала идея А. Рембо об "упорядоченном беспорядке чувств".
Джим всегда считал, что писатель или художник должен обладать способностью воспринимать, а не изобретать, и долг художника - делать всё возможное, чтобы повысить свои способности восприятия. Чтобы этого добиться, Артур Рэмбо, поэт XIX века, советовал систематически "сознательно приводить в беспорядок все свои чувства".
Зачем? "Чтобы познать неизвестное".
Нарушая свой статус-кво, неважно, каким образом - алкоголем, недосыпанием, голоданием, сексом или психоделикой - ты перестаешь принадлежать своему телу, становишься чужд своему знанию и получаешь возможность взглянуть на вещи совершенно иначе. Ты выходишь в открытое пространство:
Мгновение внутренней свободы,
Когда разум открыт
Для бесконечности мира и
Смущенная душа обречена бродить
В поисках
Учителей и друзей
("Открывание люка")
Моррисон стремился войти в трансцендентное пространство, исследовать его, и принимал ЛСД в качестве поискового проводника.
ПСИХОЛОГИЯ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ...
В психологии различают уровень маски и уровень роли.
Психологические функции маски:
1) ф-ия уподобления с помощью маски тем существам, которые противоположны внутренней сущности человека;
2) коррекция природы, которая наделила человека определёнными чертами (костюмология, покраска волос...);
3) маски активны по отношению к правилам и нормам.
Различение маски и роли:
Маска фиксирует внешнюю сторону поведения;
Ролевое поведение допускает большее проявление сущности человека.
Существует три уровня:
а) масочный
б) ролевой
в) личностный
Ролевое поведение позволяет реализовывать ритуальный уровень общения...
Ритуал не только обращается ко всем способам человеческого восприятия, переживания, познания (зрению, слуху, разуму и сердцу), но и мобилизует их, поскольку в процессе его свершения воспринимаемое-воспринимающее (актер-зритель) часто меняются местами. Таким образом, ритуал переводит бытие из плоскости природно-биологической в плоскость социо-культурную.
Друзья Джима отмечают, как он любил "планировать спонтанность и контролировать хаос". Подобно жрецу, расчленяющему "первоначальное единство", Моррисон прагматично фиксировал реакцию публики на свои действия.
"Шаман ведет собрание. Чувственная паника, вызванная наркотиком, песнопениями, танцем, швыряет его в транс. Изменившийся голос. Момент судороги. Он подобен сумасшедшему. Этот профессиональный истерик, избранный благодаря склонности своей психики, однажды будет оценен. Он является медиатром между человеком и духовным миром. Его ментальные путешествия формируют религиозную жизнь племени". (Моррисон)
Моррисон от природы был наделен мощной харизмой. Ему удавалось владеть вниманием тысяч людей:
"Я видел его управляющим ими. Они карабкались на сцену, тогда он осадил их:"Замолчите! и сядьте!".
И каждый, как марионетка, вернулся на место".(Манзарек)
Моррисон мастерски контролировал публику - видимо, пошел на пользу университетский курс по "психологии толпы", более того, аудитория ждала этого сама. Наделенный даром сценического присутствия, Моррисон брал долгие, "красноречивые" паузы (4-5минут). Нередко он умолкал прямо между строк:
"Я всегда знаю, когда это сделать". "Я думаю, что мой самый большой талант, даже больше чем пение и написание музыки, - это инстинктивное чувство наилучшей подачи самого себя. Я очень хорошо могу создавать общественный настрой...".
На театральном языке такая харизма называется "импозантностью" (то есть способность фокусировать интерес на себе как таковом).
ДЛЯ СПРАВКИ:
С.И. Вайнштейн - доктор исторических наук, профессор (ИЭА РАН).
Шаманство (шаманизм).
Шаманство (шаманизм) - одна из наиболее ранних форм религии, возникшая по всей вероятности еще в каменном веке в безгосударственных обществах, хозяйство которых базировалось на охоте.
Название этой формы религии происходит из эвенкийского языка, где "шаман", "саман" означает возбужденный, исступленный человек.
Для мировоззрения шаманов характерен анимизм - одухотворениe всего, что окружает человека - предметов, растений, животных; вера в многочисленных злых и добрых духов, способных влиять на жизнь и смерть человека, вызывать у него болезни, обеспечивать удачу и обрекать на несчастья. Приверженцы этой формы религии убеждены, что влиять на духов, быть посредником между ними и людьми может главным образом шаман, который, находясь в состоянии экстаза, совершает особый обряд общения с духами, получивший название камлания.
Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана. Каждый шаман имел их изображения - вместилища.
Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным - конем или оленем. На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, погоняя "животное" колотушкой, которая осмысляется как плеть. У некоторых шаманов нет бубна, - его заменяет специальный жезл, варган (специфический музыкальный инструмент), лук. Шаманы, как правило, имеют специальный ритуальный костюм, включающий особым образом изготовленные головной убор, плащ и обувь.
(На концертах Doors неотъемлемыми атрибутами Джима были: ритуальный костюм, бубен и колотушка.
Ему было близко мифологическое мировоззрение).
Во время камлания, которое совершается обычно для лечебных целей в присутствии больного и его родственников, шаман, войдя в состояние транса, созывает духов-помощников и бьет в бубен, совершая на нем - своем "ездовом животном"- путешествие в мир духов, с тем, чтобы заставить злых духов покинуть больного и тем самым вылечить его. Духи-помощники и духи-покровители помогают ему в этом. О перипетиях своего путешествия и борьбы со злыми духами шаман сообщает окружающим, эмоционально изображая схватки со злыми духами, произнося нараспев заклинания, нередко очень поэтичные.
Шаманство, как правило, наследственное. Считается, что после смерти шамана его дух переходит к потомкам, причем духи сами выбирают людей, в которых они переселяются из родственников умершего шамана.
Были проведены специальные исследования с участием психиатров, которые подтвердили справедливость взгляда на шаманов, как на людей с особым складом психики.
Теперь можно утверждать, что наследственная природа шаманизма - результат процесса многопоколенного отбора родовым коллективом людей с определенными особенностями психики и, прежде всего способностью вызывать регулируемое состояние транса, сопровождаемое глубокими галлюцинациями. Именно это привело к наследованию шаманами некоторых необходимых особенностей психики, позволяющих совершать действия, рассматриваемые сородичами как возможность общения с духами в интересах коллектива и отдельных его членов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...
О Моррисоне писали, как о воплотившемся Дионисе и человеке-театре. Словно растерзанный греческий бог, он оборачивался двойственностью своей природы и был непредсказуем: "то демон, то ангел". Его уподобляли шаману, отпускающему в пространство свое астральное тело:
"Поскольку субъект является художником, он уже свободен от своей индивидуальной воли и становится посредником... " (Ницше)