Быков жжот. Ф цытатнег))
А если серьезно, обыкновенная бытовая безграмотность действительно очень раздражает. Автор может и проводит местами слишком смелые аналогии, но под текстом в целом - подписываюсь. В цитатник.
Megasterva, он пишет с точки зрения профессионала-словесника, и поэтому немного кривит причинно-следственными связями))
Падение грамотности - всего лишь малая часть из целого комплекса проблем, возникших при переходе к режиму Общества Потребления. Ежели неграмотная речь просто раздражает, то техническая неграмотность (с которой я сталкиваюсь постоянно) - опасна для окружающих.
А как насчет музыки, которую слышишь, зайдя в едальню, или, не дай Бог, сев в маршрутку?!
Все взаимосвязано, но Первичного Зла никакого нет, просто Так Получилось.
Megasterva, ИМХО базис - мода на потребительство. Когда больше всего начинает цениться способнось развести ближнего своего на материальные и духовные блага, все становится расходным материалом - и люди, и язык.
И надстраивается на этот базис все очень ровно))
Клапауций, так, стоп, мы сейчас о разном.
Я имею в виду вот что: в первую очередь ребёнок учится родному языку. До школы. До детского садика. До "некто дал Вам два яблока".
И если ребёнок вместо великого, могучего, богатого - со сказками, песенками-потешками, стихами, песнями, и всё это в виде печатного текста - усваивает жалкие обрывки в виде исключительно устной речи да комиксов, щедро пересыпанные матом, то ни о каком дальнейшем достойном образовании речь идти не может.
Вот, кстати, очень в тему.
Из "Курса русской риторики" А.А.Волкова:
"Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования - знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы. В противном случае искусство слова становится пустословием."
"В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная семиотическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки самого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной степени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или явление природы может быть понято, осмыслено и описано исключительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей."
"Человек становится членом общества, обучаясь устной речи, которая наряду с прямохождением, умением владеть руками, пищевыми и гигиеническими навыками, ношением одежды и т. п. является основой включения личности в культуру." (Св. Григорий Нисский. Об устроении человека.)
"В условиях возрастающей секуляризации общества ... широкий круг людей, имеющих общие культурные представления и навыки, но недостаточно подготовленных для занятий богословием, наукой, философией, правом и другими видами слова, относящимися к высшим сферам культуры, все больше нуждается в некоей «духовной пище», так как рутинный характер умственной деятельности не может удовлетворить их культурные запросы. Художественная литература и обслуживает потребности в умственной деятельности среднеобразованных слоев общества, заполняя собой этот вакуум."
Megasterva, насчет ребенка - полностью согласен. Однако, сложившаяся обстановка сложена, да и по сей день рулится, в основном людьми, воспитанными в советское время, когда с грамотностью было лучше (Быков).
Мне кажется, что и у Быкова, и в приведенных далее цитатах, да и в Ваших словах (Без обиды!) имеется крен, вызванный профессиональной деформацией. Глубокое изучение гуманитарных наук автоматически ставит язык впереди всего.
У меня своя профессиональная деформация, и очень глубокая. Как у законченного технаря, у меня даже есть целая теория, что все проблемы в СССР начались, когда наконец вымер класс высококвалифицированных технических специалистов, и все дальнейшие проблемы - от этого.
Могучим усилием воли абстрагировавшись от своей теории, я понимаю, что проблемы накапливались постепенно во всех областях, а когда этот многомерный гнойник лопнул, мы получили то, что имеем сейчас.
И теперь выправить ситуацию можно только медленно и равномерно воздействуя во всех направлениях. Даже в мелочах. Я не ленюсь исправлять грамматические ошибки в документах, которые составляют мои работнички, постепенно отучаю их брать кредиты, снабжаю пристойной музыкой...
Грамотность ровно ничего не даст "пиплу", который "хавает". И почти ничего не даст его детям. Надо чтобы он задумался, зачем быть пиплом, зачем хавать. Кажется, именно это имел в виду А.А.Волков, говоря о пустословии.
Клапауций, когда-нибудь, я надеюсь, у меня будет своя квартира и своя семья. Я буду стараться отбирать для просмотра/прочтения мультики/книжки/журналы. Я понимаю, что не смогу оградить полностью. Но лучше пусть у меня будет ТВ без тв-антенны и собирать кучку неуправляемых карапузов у себя дома и смотреть в мести с ними НАШИ мультики и читать НАШИ книжки!!! Добрые, которые чему-то могут научить! А не про всяких покемонов, от которых у детей психика расшатаная становится!
Мне очень странно то, что я частенько переделываю письма за своего НАЧАЛЬНИКА! Ему чуть больше, чем тебе, Вась, и любимая фраза: ну, эт самое, ну, ты понял! КАК МОЖНО С ЭТИМ ОБЩАТЬСЯ?! Он, кандидат наук, зряплата у него не те несчастные гроши, что у меня. Но человек туп/глуп, как китайская пробка! Не в обиду китайцам, некоторые из них довольно трудолюбивы.
*мысль не окончена, чуть позже присоединюсь*
Megasterva, Клапауций, спасибо вам огромное за это обсуждение. и отдельное спасибо udachka, за непосильный труд в исправлении моей грамматики. Я как и Клапа технарь до мозга костей, но то что я сейчас прочитал кое что поменяло в моих взглядах... это происходит не так часто.
Спасибо вам!