Другое время и странное место...
18-12-2006 13:29
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
В субботу ноги все-таки донесли меня до «Острова» Павла Лунгина. Посмотрела. Попробую передать свое впечатление в нескольких словах.
Начну с того, что в кинотеатре на этом фильме я сидела, будто в театре – погрузившись в действие на экране целиком, отринув абсолютно все обыденное, что волновало до. Почувствовала себя не сторонним наблюдателем, а частью этого мира – как будто стою где-то рядом и созерцаю. И не слышу разговоров в зале или хруста попкорна. Я была Там, на этом Острове.
И все это время, все полтора часа с небольшим (исключая начало фильма) я тихо улыбалась. Удалось создателям фильма передать какое-то настроение светлости и святости, вызывающее не дебильную улыбку до ушей, а легкое улыбание кончиками губ. И самое главное, что удалось в этом фильме – передать эту святость, но не закостеневшую, не суровую, а настоящую, живую, с легким юморком, со светлым настроением. Герои вышли живые – не типы и не архетипы, каждый - индивидуальность, с характером, с глубоким внутренним наполнением, с внутренним же развитием. Они в конце фильма не остаются такими же, как в начале. Практически с каждым происходит внутреннее превращение – в лучшую сторону. И это, наверное, и есть главное чудо: не внешнее, не то, что девушка не сделает аборт или не то, что больной мальчик начал ходить – нет. Главное чудо, главное превращение – внутри. И по сути это доступно каждому из нас, вне зависимости от того, есть рядом духовный исцелитель вроде отца Анатолия. Это доступно каждому, если рядом есть Бог (а он есть всегда) и внутренняя вера, и внутренняя сила…
Сюжет фильма я пересказывать не буду, только приведу сразу возникающую аналогию. «Преступление и наказание» Достоевского. Одно короткое преступление – и наказание на всю жизнь. Только в «Острове» есть небольшое исключение – по сути, и преступления не было. Вернее, не было его в плане убийства; предательства, конечно, никто не отменял. Да, собственно, и наказания не было. Была Жизнь с большой буквы – ведь стать нравственной опорой для других, чудотворцем, человеком, слышащим Бога – это ли есть наказание? Как все это сложно и неоднозначно, как долго можно об этом думать, открывая для себя все новые и новые аспекты и смыслы…
… Помимо переплетающихся смысловых пластов, бесспорно, стоит отметить актерскую игру. Это просто нечто потрясающее, несмотря на небольшое количество действующих лиц. Если говорить о роли Петра Мамонова, то можно сказать, что он сыграл практически самого себя – он и жизни, если судить по его интервью, немножечко юродивый. Но, еще раз повторюсь, Мамонов сумел раскрыть образ, вложил в него и святость, и искрометный юмор, и настроение, и внутреннюю силу. Очень неплохо сыграл и Дмитрий Дюжев, учитывая неожиданное для него амплуа. Я честно сомневалась, сумеет ли «браток» Дюжев, герой «Бригады» и «Жмурок», сыграть человека, прочно связанного с религией. Но (не знаю, чья это заслуга) роль отца Иоанна как будто бы была написана под этого актера. Сомневающийся, мятежный, переламывающий самого себя на пути к великой цели – сильный характер, цельный, настоящий. Но самым высшим пилотажем, жемчужиной «Острова», можно назвать актерскую игру Виктора Сухорукова. После окончания фильма я была готова аплодировать стоя. Это нечто диаметрально противоположное «Брату» и «Бедному, бедному Павлу» - но так гениально сыгранное! Да нет, не сыгранное, - прочувствованное, прожитое. Отец Филарет в его исполнении почему-то прочно у меня связался с образом преподобного Серафима Саровского. Добрый, ласковый, всепонимающий, - и опять-таки живой, динамичный, развивающийся характер! От него исходило просто какое-то внутреннее свечение – слабо заметное простому глазу и необъяснимое ничем. Но основное впечатление от фильма – именно от роли Сухорукова, а не от роли Петра Мамонова. Хотя… Как паззл складывается из кусочков, так и «Остров» складывается и из хорошей задумки, и из хорошего режиссерского воплощения, и, безусловно, из игры актеров, от проживания ими ролей.
В фильме нет спецэффектов – внешние спецэффекты, на мой взгляд, просто прикрывают в большинстве фильмов недостаток внутреннего содержания. В «Острове» недостатка последнего нет – и нет нужды что-то маскировать. Конечно, американские и западные режиссеры из сцены изгнания бесов сделали бы нечто такое эффектное, минут этак на пятнадцать, с толпами чертей, с визгами и свистоплясками. А зачем, спрашивается?.. И так все понятно, а зритель с развитой фантазией может сам себе дорисовать что угодно. Да и не так важно, какого образа бесы и с какими визгами-писками выбираются из тела героини, важна эта внутренняя борьба – и внутренний, духовный результат. А остальное – это так… Наносное. Чуждое. По крайней мере, для «Острова».
Подытоживая, могу сказать одно: этот фильм из категории тех, которые должен посмотреть каждый, хотя бы немного думающий и чувствующий человек, особенно, люди, которые нуждаются в какой-то духовной поддержке, в каком-то стержне внутри. «Остров» каким-то чудесным образом заполняет внутреннюю пустоту. Да и потом, нет-нет, да и улыбнешься невольно, вспомнив про сапоги и одеяло отца Филарета, и фразочку отца Анатолия: «Ты чего мне буфет какой-то притащил? Я же тебя гроб просил…», и многое-многое другое. Фильм заканчивается, а улыбка остается с тобой.
И с тобой остается твой внутренний Остров, на котором творятся чудеса, происходит непонятное и необъяснимое, не нуждающееся ни в понимании, ни в объяснении…
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote