Способность любоваться миром и жизнерадостность — становятся непростительными преступлениями. Революция, как известно, невозможна без преступлений, зато точно возможна без нытья.
Любляна 18.10.2015
Жюли Реше
В европейском философском дискурсе в последнее время стало модно изобличать новый вид расизма, заключающийся в том, что в соответствии с капиталистической идеологией счастье провозглашается стандартом. Индивиду, мол, не разрешается унывать, он сам ответственен за свое эмоциональное состояние, поэтому ему вменяется в обязанность радоваться жизни.
Можно также утверждать, что существует и обратная форма притеснения. Если жизненные обстоятельства индивида напоминают те ситуации, в которой принято жаловаться, к нему также будет предъявлено требование проявлять недовольство. В таких условиях от него ожидается, что он откажется от ответственности за собственную жизнь и станет обвинять во всем превосходящие его силы.
Если у индивида финансовые трудности — ему полагается винить в своих проблемах капитализм, если он иммигрант — он должен жаловаться на законы и порядки принявшего его государства, одинокой матери полагается жаловаться сразу на весь мир, проститутке — в принципе непозволительно быть довольной своей жизнью.
Те, кому в сложной жизненной ситуации хватило сил не отказываться от ответственности за свою жизнь, никого ни в чем не винить и оставаться при этом жизнерадостными и влюбленными в мир, превращаются в общественных врагов. Как в школе, когда тебе нельзя признаваться в том, что ты выучил урок, если остальные его не осилили, и вообще нельзя учиться слишком хорошо, потому что от других тоже станут требовать большей успеваемости.