На струящуюся воду в фонтанах можно смотреть бесконечно долго. А если она еще и мастерски совмещена с изящными изваяниями из бронзы, то мимо такого великолепия вряд ли пройдешь равнодушным.

Античная Греция и Древний Египет тесно сплелись в образах нежных девушек, облаченных в легкие ткани. Манящие и привлекательные стройные тела, проглядывающие формы из-под облегающих платьев, туго затянутые в пучок или развевающиеся в динамике танца волосы – это все воплощение красоты, которое в умелых руках скульптора превращается в восхитительные городские фонтаны.

Именно такие магические фонтаны, пропитанные чувством любви и трепетной нежности, создает немецкий скульптор, польского происхождения Мальгорзата Ходаковская

Тяжёлая бронза в работах Малгожаты Ходаковской − волшебный пластилин, из которого создаются очаровательные формы. Фигуры будто двигаются в эксцентричном танце, где брызги воды подхватывают их ритм. Струи иллюзорно соединяются с танцовщицей, словно они − это пульсирующая жизнь, укрытая под бронзовым покровом. Ритм этой жизни не всегда бывает настолько интенсивен, и мы можем это наблюдать в других работах скульптора. Молчаливые, задумчивые образы дев и тихо стекающая вода по их ладоням олицетворяют уже другую сторону женской красоты, с которой нас знакомит мастер. Ее грациозным героиням неподвластно время, они словно смотрят вглубь себя, не замечая суеты современной жизни

Скульптурные изваяния Мальгорзаты, будто на секунду замершие в изящных движениях и грациозных позах, глубоко впечатляют и покоряют публику. Наполовину обнаженные фигуры, полубогов из греческой мифологии в сочетании с волшебными струями воды создают потрясающее впечатление.
Вода, преображаясь, заставляет нежно звенеть бронзу под своими струями, создавая мелодию воды и металла. А бронзовые изваяния в свою очередь рассекают струи на миллионы хрустальных капель, или же преобразуют воду так, что она становится продолжением самой скульптуры в виде, струящихся волос, крыльев ангела, пачкой балерины, или же просто фоном.

Ходаковская в своих восхитительных работах стремится подражать мастерам эпохи Возрождения, передавая красоту через пластику тела. А принцип, которым руководствуется мастер, позаимствован у Великого Микеланджело: отсекать от скульптуры все лишнее. Правда материалом для своего творчества она избрала не мрамор, а дерево и бронзу.

Самая яркая работа, которая победила на городском конкурсе в Радеберге и была возведена у здания Гумбольдт-гимназии, – это «Солнечный мальчик» (Sunny-Boy, 1999). Выполнена она из пластика и нержавеющей стали, а солнечный диск покрыт золотой фольгой.
Она, будто губка, впитывала богатейшее наследие европейской культуры, и трансформируя накопленные знания и опыт, переносила на свои скульптуры. Потому в основу своего творчества скульптор заложила традиции и греческой классики, и немецкой готики, и многое другое, взятое из других культур.

Это не единственное произведение, которое победило на конкурсе, еще были бронзовые «Король и королева» (König und Königin, 1995) и «Скорбящая девушка» (Trauernde Mädchen, 2010).

Последняя скульптура из вышеперечисленных – памятник погибшим 13 февраля 1945 года в Дрездене. Девушка изображена в виде креста. Она склоняется над озером, символизирующем выплаканные слезы. «Храмом нашей души является тело, в котором она живет и содержится. Оно полностью формирует наши характеры», — делится Малгожата Ходаковская своими размышлениями.

Но как же мастер создает таких утонченных девушек из тяжелого металла? Как и любая другая, эта работа начинается с эскиза. Затем следует выбор материала. Если вы думали, что скульптуры изначально делаются из бронзы, то это не так! Под толстым слоем сплава должна находиться основа, а она может создаваться из глины или гипса.

Ходаковская же работает исключительно с деревом. Сорта древесины могут быть разными. Мастер использует американскую липу, вишню, грушу, ясень, но чаще всего дуб. Обычно это большой брусок, чуть выше человеческого роста ‒ 200‒250 сантиметров в высоту. Часто это даже необработанная цельная древесина.

На ней делается набросок будущей скульптуры. Затем бензопилой отсекаются лишние куски. И уже с такой заготовкой при помощи молотка и зубила можно приступать к ваянию нужных человеческих пропорций. Кстати говоря, девушки Малгожаты все равно превышают средний показатель человеческого роста.

Например, в работах из серии «Весна» (Primavera) обнаженные лесные нимфы достигают 220 сантиметров в высоту. «С самого начала я осознанно стала создавать скульптуры, чтобы завладеть реальностью, поддержать себя и начать развиваться. Хотелось стать сильнее, свободнее, насколько это возможно, увидеть и лучше понять все, что меня окружает.

Я хотела преодолеть себя, решиться на приключения, изучить новые миры, побороться с самой собой. Думаете, это все для развлечения? Или потому, что я хочу насладиться самим процессом? Нет. В своей внутренней борьбе я рада победам и поражениям в том числе», − самокритично говорит Ходаковская о своем творческом процессе. Бронзовые богини Малгожаты одеты в легкие античные наряды. Они выполнены в так называемом «мокром» древнегреческом стиле.

Мастер создает иллюзию тонкой полупрозрачной ткани в своеобразной драпировке, напоминающую короткую тогу. Благодаря этому эффекту, кажется, будто одежда на скульптуре действительно намокла, и по ней стекает вода. Несмотря на наряды, сами скульптуры напоминают работы готического направления, с намеками на Средневековье.

Об этом говорят их задумчивые лица, длинные изящные руки, змееподобные тела. Изображает героинь Ходаковская в естественных и расслабленных позах. Вот, например, Менада, которая тянется к небу. Ее лицо замерло в блаженстве и неге, словно она делает глубокий вдох, чтобы продолжить свой ритуальный танец в честь Диониса, бога религиозного экстаза. По ее золотым волосам стекает вода как символ очищения и невинности.

Или «Женщина со льдом» (Frau mit Eis), где девушка ступает вперед, держа между ладоней куб изо льда, с которого стекает талая вода. Героиня, словно оракул, указывает на будущее, где из-за глобального потепления могут растаять ледники. Ее поза непринужденная, а взгляд смотрит куда-то вдаль, будто мысленно девушка находится уже не здесь.
Фонтан «Изобилие» (ÜberFluss) располагается в одном из торговых центров Дрездена, где сопровождается проникновенной и тихой музыкой. Любой из посетителей может остановиться, заглянуть в лицо загадочной восточной красавицы и послушать звуки ниспадающей воды…

«Я пристрастилась к радости. Вот почему я создаю таких красивых людей», — поделилась своим секретом Малгожата Ходаковская.

Объединив металл, воду и эмоции любви, счастья и радости она создала свой удивительный мир - завораживающий и притягательный.
Источники:
https://tanjand.livejournal.com/1496092.html
Серия сообщений "Скульптура":
Часть 1 - Особенности готической скульптуры
Часть 2 - Памяти Веры Игнатьевны Мухиной
...
Часть 24 - Писающий мопс, Люцифер и другие неоднозначные скульптуры
Часть 25 - Танцующие бронзовые девушки
Часть 26 - Изящные бронзовые фонтаны-девушки