Арсений Иванович Мещерский родился в 1834 году в Вышневолоцком уезде Тверской губернии. Сведений о родителях живописца не сохранилось. Бытует мнение, что так или иначе живописец принадлежал к знатному княжескому роду Мещерских. Но его происхождение до сих пор вызывает споры, а ранняя биография полна тайн и загадок. В этот период юный Арсений берется за карандаши и краски. Юношей руководит творческая интуиция, которая присуща многим художникам, а также наставления первого учителя. Мальчик делает первые наброски. Имя первого учителя мальчика так и осталось загадкой для историков.
Швейцарский пейзаж. II половина XIX века
Горный пейзаж. 1860-е
Озеро в горах. 1860-е
Пейзаж. 1860-е
Пейзаж. Солнечный день. 1860-е
Пейзаж с елями. 1860-е
Южный полдень. 1860-е
Озеро в горах. 1860
У воды. 1860
В 1854 году двадцатилетний Арсений, уже имевший основательную художественную подготовку, поступил в Императорскую Академию художеств вольноприходящим учеником, проучившись там три года под руководством Ф. А. Бруни, С. М. Воробьёва и Т. А. Неффа.
Обучаясь в Академии, Мещерский несколько раз получал за конкурсные работы серебряные медали. Так, в 1857 году за полотно «Утро в окрестностях города Фридрихсгамена» Академия награждает Арсения первой серебряной медалью, а в следующем году он участвует в академической выставке, на которой представляет два пейзажа: «Вид в окрестностях Ораниенбаума» и «Вид Петропавловской крепости» и получает за них вторую серебряную медаль.
Горное озеро. 1861
Горное озеро. 1865
Горный ручей. 1865
Зимний вечер в Финляндии. 1866
Водопад. 1867
Пейзаж с козами. 1868
Зимний закат. 1869
Ледоход. 1869
Озеро в горах. Конец 1860-х – начало 1870-х
Бурелом. 1860-е - 1870-е
Но для амбициозного молодого художника этого было недостаточно, он оставляет учёбу в Петербурге и едет за свои средства на усовершенствование живописи в Швейцарию учеником к художнику А. Каламу - известному по тем временам швейцарскому пейзажисту.
В 1859 году он отправит из-за границы на Академической выставку полотно "Швейцарский вид", за которое получит большую золотую медаль, звание первоклассного художника и право на полный пансион за границей за счет учебного заведения на четыре года.
Альпийская река. 1870-е
Морской пейзаж. 1870-е
Пейзаж с озером. 1870-е
Подень в лесу. 1870-е
Река в горах Швейцарии. 1870-е
Сельский пейзаж. 1870-е
Скалистый берег. 1870-е
Солнечный день. 1870-е
У родника. 1870-е
Шалаш в лесу. 1870-е
Вечер. Середина 1870-х
В 1864 году А. И. Мещерский возвращается на родину. Он живёт в Петербурге, но изредка посещает Финляндию, Прибалтику и Кавказ.
1867 год стал для художника знаменательным. Мещерскому поручено сопровождать великого князя Алексея Александровича в его кругосветном путешествии. Оттуда художник привёз большое количество картин, этюдов, зарисовок.
В 1876 году за своё полотно «Вид у истоков Риона» Мещерский удостаивается звания профессора. В конце 1870 — начале 1880-х годов Мещерский регулярно участвует в академических выставках в созданном при Академии Обществе выставок художественных произведений.
Зимний пейзаж. 1870
Крымский пейзаж. 1870
Парусник в море. 1870
Горная река. 1871
Дарьяльское ущелье. 1871
Морской пейзаж. 1871
Наводнение в деревне. 1872
Вид в Крыму. 1873
Зимний пейзаж. 1873
Кавказ. 1873
Лунная ночь. Тишина. 1875
Всю оставшуюся жизнь художник прожил в Петербурге, преподавая в Академии и работая над пейзажами в различных техниках: от акварели и сепии до масляной живописи. Да и сама пейзажная тематика у Мещерского была широкого диапазона. Обычные виды русской природы в любое время года, море и горы, изображаемые мастером, - все это было подчинено одному - великолепной технике рисунка, удивительному композиционному построению и необычайной передаче эффектов освещения.
Утро на Рионе. 1877
Барки на берегу. 1878
Вид турецкого города. 1878
Зима. Ледокол. 1878
Пики в снегу. 1878
Лес у моря. Крым. 1879
Скалистый берег. 1879
Тихая заводь. 1879
У берега. 1879
Все пейзажи мастера - удивительны, необыкновенно реалистичны, ярки. Многое в манере живописца взято от талантливого учителя Калама. В то же время виден и четко просматривающийся собственный стиль художника, который был и остаётся его "фирменным знаком". Совершенная техника рисунка ярко прослеживается во всех работах Мещерского, поэтому он и называл себя "рисовальщиком", справедливо полагая, что рисунок - краеугольный камень изобразительной грамоты. Его полотна можно рассматривать долго, переводя взгляд от одной детали, прописанной со скрупулезной тщательностью к другой.
Альпийский пейзаж. 1880-е
Водопад. 1880-е
Закат. 1880-е
Крепость в горах. 1880-е
Обрывистый берег. Сосны. 1880-е
Парк в Сестрорецке. 1880-е
Вид неизвестной усадьбы. 1880
Тропинка в лесу. 1880
Лесной пейзаж. 1881
Заросший пруд. 1883
На берегу. 1883
Прибрежный пейзаж. 1883
Современники Мещерского утверждали, что 1879 год стал для него роковым. Художник сильно заболел и вскоре слёг. Пневмония не отпускала его из своих тугих душных объятий почти два месяца. В какой-то момент врачи потеряли надежду спасти художника. Да и сам он, измученный лихорадкой и сотрясающим грудь кашлем, не слишком надеялся на выздоровление. Однако Арсений Иванович "выкарабкался из лап смерти", но начал страдать приступами удушья, немало осложнявшими его существование, особенно с наступлением холодов.
Зимний вечер в лесу. 1884
Зимний пейзаж. 1884
Пейзаж. 1884
Перед грозой. 1884
Солнечный день. 1884
У лесного озера. 1884
Зимний пейзаж с мостиком. 1885
На Черной речке в Боржоми (Кавказ). 1886
Горная тропа. 1887
Сосны на берегу моря. 1887
В кочках. 1889
Горная речка на Кавказе. 1889
Дерево над обрывом. 1889
Лесной пейзаж с ручьем. 1889
В 1886 году Арсений Мещерский награждается орденом Св. Анны 3-й степени «за особые труды на художественном поприще». На протяжении 1898 года Мещерский путешествует. Он побывал в Турции, на Афоне и на некоторых островах Греческого архипелага, вновь посетил Италию и Швейцарию.
Мостик через речку. Летний день. 1890-е
Поля. 1890-е
Возле моря. Пейзаж с изгородью. 1890
Озеро Эзель-Ам в Чечне. 1890
Приморский пейзаж. 1890
В горах (Сумерки в горах). 1891
Лесной пейзаж с валунами. 1892
Морской прибой. Токлинский маяк на берегу Керченского пролива. 1892
Заросший пруд. 1893
Пейзаж. 1894
Заготовка льда. 1895
Гроза надвигается. 1896
Лесные дали. 1896
Нормандия. 1896
Пейзаж. Дорога в поле. 1897
Пейзаж с рыбацкими лодками. 1897
На реке. 1898
Горный пейзаж. 1899
Морской пейзаж. 1899
Вид Иверского монастыря на Афоне. 1900
Рожь. 1900
Лес в солнечный день. 1901
Пейзаж с озером. 1901
В середине ноября 1902 года в газете «Новое время» среди многочисленной рекламы появился некролог. Он сообщал о том, что «13 ноября скончался от астмы Арсений Иванович Мещерский, профессор пейзажной живописи, некогда пользовавшийся большой популярностью в художественном мире Петербурга».