|
Государственная Третьяковская галерея в Москве хранит одну из самых крупных коллекций русского изобразительного искусства в мире. Собрание включает русскую живопись, графику, скульптуру, произведения декоративно-прикладного искусства ХІ - начала ХХІ веков. Особая гордость Третьяковской галереи - собрание древнерусских икон, картины художников-передвижников второй половины XIX века и коллекция русского авангарда. Эти бесценные сокровища составляют золотой фонд культурного наследия России.
Появление картинной галереи в Москве связано с именем Павла Михайловича Третьякова -купца, мецената и коллекционера произведений русской живописи. П. Третьяков начал собирать произведения живописи в середине 1850 г.г. В его картинной галерее была собрана богатейшая коллекция великих русских живописцев второй половины XIX века, а дом П.Третьякова называли «домом передвижников».
Портрет Павла Михайловича Третьякова.Иван Николаевич Крамской В 1867 году галерея была открыта для широкой публики. А в 1892 году П. Третьяков передал свою картинную галерею в дар городу Москве вместе с коллекцией западноевропейской живописи своего брата Сергея Михайловича. В собрании к этому времени насчитывалось 1 287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон. В 1893 году состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».
В 1918 г. музей был национализирован и назван Государственной Третьяковской галереей. К тому времени коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов, в 1975 - 55 000, а сегодня - более 170 000 произведений.
Благовещение Устюжское.Русская Икона
Спас Нерукотворный. Русская Икона Большая часть икон XII - XIII вв. поступила из Успенского собора Московского Кремля,в котором с XVI века хранились наиболее древние и знаменитые образы, собранные со всей Руси. К их числу относятся иконы из Новгорода: «Благовещение Устюжское» XII век., «Спас Нерукотворный» XII век., из Владимиро-Суздальской Руси: «Деисус» XIII в. и «Спас Эммануил с архангелами» XII век., а также прославленная чудотворная икона«Богоматерь Владимирская» XII век., вывезенная из Киева Андреем Боголюбским в XII веке.
Богоматерь Владимирская.Русская Икона. Украшением коллекции является мозаика «Дмитрий Солунский», происходящая из разрушенного в 1936 году Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. В экспозиции также представлены иконы новгородской, псковской, московской школ XIV-XV веков, иконы константинопольского мастера Феофана Грека, работавшего в Москве и работы иконописца Дионисия.
Дмитрий Солунский.Неизвестный Автор. В собрании Третьяковской галереи хранятся произведения прославленного иконописца Андрея Рублева. Его иконы «Спас», «Архангел Михаил» (начало XV века) и «Троица» принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства. С работами древнерусских иконописцев XVII века знакомит творчество Симона Ушакова и других мастеров московской Оружейной палаты
Троица.Андрей Рублев. Произведения русской живописи XVIII века начал собирать еще П. Третьяков, хотя большая часть произведений этого периода в Третьяковскую галерею поступила уже после смерти ее основателя. Жемчужиной его коллекции cтала картина В. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной».
Портрет Марии Ивановны Лопухиной.Владимир Лукич Боровиковский. Сегодня в галерее представлены замечательные полотна русских мастеров XVIII века - И. Никитина, А. Антропова, А. Лосенко, Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского. Музей хранит картину первого профессионального художника в России - И. Никитина,который учился живописи в Европе. Его работа «Портрет графа Г. И. Головкина» — первого канцлера Российской империи проникнута пафосом государственности и ярко характеризует петровскую эпоху преобразований.
Портрет государственного канцлера графа Гавриила Ивановича Головкина.Иван Никитич Никитин Картина А. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» написана в историческом жанре и знакомит с творчеством первых выпускников Петербургской Академии художеств. О блестящих достижениях художников в портретном жанре, об их стремлении раскрыть внутренний мир человека говорят произведения Ф. Рокотова «Портрет А. П. Струйской», «Портрет графа А.И. Воронцова», Д. Левицкого «Портрет М. А. Дьяковой»".
Прощание Гектора с Андромахой. Фрагмент.Антон Павлович Лосенко. В Третьяковской галерее хранится великолепное собрание русской живописи первой половины XIX века, которое представлено творчеством О. Кипренского, А. Тропинина, С. Щедрина, А. Венецианова, К. Брюллова, А. Иванова, П.Федотова. В это время формируется романтическое направление в живописи, и блестящая традиция русского портрета переживает свой расцвет.
Василий Андреевич Тропинин. Кружевница.
А.Г.Венецианов Пётр I. Яркий пример романтического портрета — произведение О. Кипренского «Портрет А. С..Пушкина»
В творчестве А. Венецианова появляется новая тема - крестьянского быта,в котором художник увидел гармонию естественного существования на лоне природы («На пашне. Весна»). Романтический пейзаж представлен творчеством С. Щедрина,работавшего в Италии. В его картинах природа стала идеалом гармонии человека и мира («Веранда, обвитая виноградом»).
На пашне. Весна.Алексей Гаврилович Венецианов. Творчество живописца академического направления К. Брюллова занимает важное место в коллекции галереи. Его произведения, ставшие хрестоматийными, являются гордостью собрания: «Всадница», «Вирсавия», «Итальянский полдень», «Праздник сбора винограда».
Всадница. Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю. П. Самойловой. В этом разделе экспозиции находится наиболее значимая работа первой половины XIX века - картина А. Иванова «Явление Христа народу», над которой художник работал в Италии более 20 лет. В ней отразились нравственные и духовные искания автора.
Явление Христа народу.Александр Андреевич Иванов. Завершается раздел русской живописи первой половины XIX века произведениями мастера бытового жанра П. Федотова: «Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора».
Сватовство майора.Павел Андреевич Федотов. Третьяковская галерея хранит богатейшую коллекцию русской живописи второй половины XIX века, которую бережно и неутомимо собирал П.Третьяков. Демократическое направление в искусстве отразилось в творчестве художников-передвижников, которые выбирали острые злободневные сюжеты. В галерее широко представлено творчество великих передвижников: В. Перова, И. Крамского,Г. Мясоедова, К. Савицкого, В. Маковского, В. Васнецова, А. Саврасова, И. Шишкина, В. Поленова и других.
На бульваре.Владимир Егорович Маковский. Музей также хранит ряд замечательных портретов второй половины XIX века, в которых воплотился нравственный идеал эпохи. П.Третьяков заказал художникам портреты знаменитых своих современников «людей, дорогих нации, лучших ее сынов», которые своим талантом возвеличили славу России. Так в галерее появились произведения В. Перова «Портрет Ф. М. Достоевского», И. Крамского «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет Н. А. Некрасова», позже П. Третьяков приобрел «Портрет М. П. Мусоргского» у его автора И.Репина.
Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского.Василий Григорьевич Перов. Пейзажи второй половины XIX века отличаются разнообразием: в галерее можно полюбоваться романтическими пейзажами Ф. Васильева («Мокрый луг»), декоративными работами А. Куинджи (Ночь на днепре"), пленэрными произведениями В. Поленова («Московский дворик») и собранием монументальных полотен «богатыря русского леса» И. Шишкина («Рожь»). Среди всех работ выделяется лирический пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели», который на выставке передвижников в 1871 году был назван «душой русского народа».
Грачи прилетели.Алексей Кондратьевич Саврасов. В Третьяковской галерее достойно представлено творчество «трех богатырей русской живописи» - И. Репина, В. Сурикова и В.Васнецова. Среди работ И. Репина привлекают: «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крестный ход в Курской губернии».
Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года.Илья Ефимович Репин. Произведения мастера исторического жанра В. Сурикова знакомят с драматическими событиями в истории России: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове».
Утро стрелецкой казни.Василий Иванович Суриков. С творчеством В. Васнецова знакомят произведения «Богатыри», «Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Иван Царевич на сером волке», в которых художник обратился к образам русских былин, сказок и передал колорит и дух старины.
Богатыри.Виктор Михайлович Васнецов. В Третьяковской галерее ярко представлено творчество художников рубежа XIX-XX ст. В это время в русской живописи зарождаются новые тенденции в творчестве молодых художников: И. Левитана, В. Серова, М. Врубеля, К. Коровина, М. Нестерова, В. Борисова-Мусатова, Н. Рериха, А.Головина. Появляются художественные объединения«Мир искусства», Союз русских художников, «Голубая роза», с ними связаны имена русских художников и графиков К. Сомова, П. Кузнецова, Н. Сапунова, С. Судейкина,Н.Крымова.
Видение отроку Варфоломею.Михаил Васильевич Нестеров. Новому национально-романтическому направлению свойственно творческое осмысление народного искусства, пробуждение интереса к древнерусской архитектуре, монументальной живописи. С национальным романтизмом в живописи связаны произведения М. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», Ф. Малявина«Вихрь», М. Врубеля «Царевна Лебедь». Импрессионистическое направление этого времени демонстрируют произведения В. Серова «Девочка с персиками», К. Коровина«Розы и фиалки», И. Грабаря «Мартовский снег», И. Левитана «Март».
Девочка с персиками (Портрет В. С. Мамонтовой).Валентин Александрович Серов. Стиль модерн, орнаментальный и декоративный, представлен картинами М. Врубеля«Демон», В. Борисова-Мусатова «Изумрудное ожерелье» и другими.
Демон сидящий.Михаил Александрович Врубель. Коллекция русского авангарда, принадлежащая Третьяковской галерее, по праву считается одной из лучших в мире. Основу коллекции составили произведения музея живописной культуры, который был расформирован в 1929 г. Позже собрание значительно пополнилось в 1977 году., когда московский коллекционер Г. Костаки преподнес в дар Третьяковской галерее около 2 000 работ русских авангардистов.
Над городом.Марк Захарович Шагал. В этом разделе экспозиции представлены работы художников объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»: М. Ларионова, Н. Гончаровой, П. Кончаловского, И. Машкова, К. Малевича, Д.Бурлюка. Последующее развитие авангарда отражают сюрреалистические работы М. Шагала, картины В. Кандинского, который обосновал принципы абстрактного экспрессионизма и К. Малевича — основателя супрематизма. Кубизм и футуризм нашел свое отражение в творчестве А. Экстер, Л. Поповой и Н. Удальцовой, которых называли «амазонками русского авангарда». Идеи конструктивизма воплотились в картинах В. Татлина, А. Родченко, Эль Лисицкого. Именно в русском искусстве в начале 1910-х гг. произошло открытие принципов беспредметного творчества и произведение К. Малевича «Черный квадрат» стало символом искусства ХХ столетия.
Композиция VII.Василий Кандинский.
С 1930 годов русское искусство развивается в русле социалистического реализма. Творчество А. Дейнеки, Ю. Пименова, А. Пластова, Т. Яблонской, М. Савицкого, А. Лактионова, Б. Йогансона, И. Бродского, П. Корина рассказывают уже о социалистической действительности.
Утро.Татьяна Ниловна Яблонская. В Государственной Третьяковской галерее представлены величайшие шедевры русской живописи. Их высокий художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли московскому музею мировую известность. |