Ирина Полякова прославилась в 90-е годы прошлого столетия. Девочка-вундеркинд в 5 лет прочитала 26 томов Жюля Верна, а в 13 окончила школу и поступила в МГУ на экономический факультет. Карьера Ирины сложилась успешно, но вот психика пошатнулась. Через что пришлось пройти женщине, чтобы наконец стать счастливой?
Ирина Полякова с родителями. Фото: Из личного архива
— В советское время о вас много писали?
— Ничего подобного. Первую заметку обо мне опубликовали в «Учительской газете». Мне было лет десять. Я тогда перескочила через классы. Еще обо мне показали небольшой сюжет по телевизору, напечатали буквально пару статеек в газетах. На этом популярность закончилась. Зато ко мне прикрепили психолога из Российской академии наук. Это не была психотерапия в том виде, в котором сейчас это принято: со мной не проводили бесед о моих проблемах, скорее, я стала материалом для исследования: проходила множество тестов, психолог их изучала, писала труды о вундеркиндах. Позже Академия наук посодействовала мне с переходом в престижную школу.
— Вы прославились тем, что в пять лет прочитали 26 томов Жюль Верна?
— Прославилась я тем, что окончила школу в 13 лет. Про Жюля Верна — лишь любопытный факт в моей биографии. Дело в том, что папа был военный инженер. Пару раз он брал меня к себе на работу, и я ждала его в библиотеке. Детских книг там не нашлось, и библиотекарь предложила почитать Жюля Верна, а я втянулась.
— Во сколько лет вы научились читать?
— В полтора-два года.
— Не все дети в этом возрасте могут говорить.
— Я хорошо говорила с полутора лет. В том же возрасте научилась читать. Поначалу были сказки и буквари, ну а в пять лет зашел Жюль Верн. К тому времени у меня был богатый словарный запас, я быстро читала.
— Вы понимали суть произведений?
— Если бы меня попросили тогда написать сочинение по прочитанному, я бы не справилась, а сами произведения вполне понимала.
«Сиди тихо и не отсвечивай»
— Расскажите о вашем детстве. — Детство мое было не особо веселым. Я росла единственным ребенком в семье. Мама была учителем младшей школы, и у нее возникла идея-фикс по поводу моего раннего развития, она разработала собственную методику — как вырастить одаренного ребенка. Вот на мне она и экспериментировала.
— Все детство прошло в учебе? — Да. Мама постоянно мной занималась, она считала это своим призванием. Когда я пошла в школу, она устроилась туда же учителем начальных классов. Ей достался сложный класс, где дети в 7–8 лет с трудом читали, да и не сильно горели желанием учиться. Так что свои амбиции она реализовывала на мне.
— Вы учились в престижной школе? — Мы жили на окраине Москвы, в Бескудникове. Поначалу я училась в самой обычной школе. Когда начала перепрыгивать из класса в класс, мне порекомендовали перевестись в хорошую гимназию. С восьмого класса я ездила в престижную школу на Кутузовском проспекте, последний класс доучивалась в гимназии имени Фридмана.
— Во сколько лет вы пошли в школу? — В 5 лет я пошла в нулевой класс, моим одноклассникам исполнилось шесть. Я росла домашним ребенком, мама была очень тревожная, от себя меня не отпускала. Остальные дети пришли в школу после детсада, были боевые, быстро сбились в стайки, тусовки, куда меня не принимали. На фотографиях тех лет я постоянно с несчастным лицом. Но учеба мне давалась легко. Пока дети разбирали по слогам «ма-ма», «ба-ба», я под партой читала книги или решала задачи по математике.
— Как учителя к вам относились? — В начальной школе учительница меня не любила. После того как я пару раз исправила за ней грамматические ошибки, она меня и вовсе затыркала. В школе я откровенно скучала. Представьте, я уже осилила Жюля Верна, когда другие только выписывали крючочки. Однажды на математике в первом классе я сделала больше заданий, чем требовала учительница. Преподаватель рассердилась, что я не слушаюсь и делаю все неправильно, поставила «двойку» и заставила переписывать всю тетрадь. До трех ночи я переписывала, плакала. У меня случился сердечный приступ, родители вызвали «скорую». После того случая мама забрала меня в свой класс, где учились двоечники и хулиганы. Она посадила меня на последнюю парту: «Ты никому не мешайся, вот тебе учебники, решай тихо и не отсвечивай». Вот так я сидела и не отсвечивала
. «Вы — чурки с глазами»
— Потом вы стали перепрыгивать из класса в класс?
— За полгода я освоила программу третьего класса. За каникулы осилила первую половину четвертого и пошла в четвертый. Потом разогналась и летом выучила программу пятого класса. Получилось так, что я перепрыгнула сразу три класса. Сентябрь начала в третьем классе, а на следующий год уже пошла в шестой, который в те годы автоматически стал седьмым (при переходе на одиннадцатилетку). За год я всю свою вундеркиндскую программу отработала. Мне было 9 лет, одноклассникам — 12. Больше я никуда не скакала.
— Одноклассники с вами не дружили?
— Конечно, не дружили. Однажды учительница по математике вызвала меня к доске: «Посмотрите, этот ребенок написал контрольную работу на «пять», а вы все — просто чурки с глазами». Понятно, после этого «чурки с глазами» и вовсе обходили меня стороной. Со мной и в младших классах особо никто не общался. Да и я не умела взаимодействовать в коллективе, защищать себя. Родители не считали это важным навыком. Если я расстраивалась по этому поводу, меня убеждали: «Они дураки, завидуют, не обращай внимания». Для родителей было главное, чтобы я хорошо училась, а отсутствие друзей — дело десятое. Но социализация на самом деле очень важна, в этом и состоит главный риск вундеркинда — выпадение из круга общения, одиночество, отверженность. (продолжение далее)
(по материалам "МК")