Лет триста назад никакой ямы для оркестра (углубления перед сценой) ещё не было. Но оркестр все равно был в яме.
Ямой (по английски pit) назывался в прежние далёкие времена весь партер, потому что это было самое низкое место в театре, часто с земляным полом (par terre – с французского “на земле”), где не было ни кресел, ни даже лавок. Публика там стояла и свободно перемещалась во время спектакля (картинка выше).
И оркестр сидел тут же, отделенный от зрителей какой-нибудь перегородкой. То есть эта часть партера (ямы) называлась тоже ямой, только оркестровой (orchestra pit) или просто – orchestra.
Музыканты сидели на одном уровне со зрителями. Так было в XVII веке, в XVIII и даже в XIX.
Вот, например, оперный театр в Версале (XVIII век):
Театр чешского города Крумлова (гравюра 1798 года).
А это венский театр Ан-дер-Вин, начало 19 века. Контрабасы торчат из оркестра и фактически загораживают зрителям сцену ровно посередине.
Кстати, оркестровые ямы всегда были не только в оперном, но и в драматическом театре, потому что драматические спектакли, как правило, сопровождались музыкой. И её иногда было довольно много. К примеру, популярная музыка из “Пер Гюнта” Грига или “Свадебный марш” Мендельсона были написаны именно для таких спектаклей.
Тем более, что раньше вообще не всегда было деление на оперный и драматический театр. Все спектакли шли на одной сцене, как долгое время у нас в Большом.
Вот постановка шекспировской драмы “Генрих IV” в Королевском театре английского города Бат. 1750 год. Оркестру отвели небольшой загончик)
На картинах Дега видно, что в Парижской опере ещё даже в 80-е годы XIX века музыканты сидели не в реальной яме, а на уровне пола партера.
Эдгар Дега. Оркестр Парижской оперы
Первые ряды зрителей визуально смешиваются по этой причине с оркестрантами.
Эдгар Дега. Балетная сцена из оперы Мейербера “Роберт-дьявол”
А здесь видно, как нахальный меломан в цилиндре с биноклем из первого ряда чуть ли не на голову сел оркестрантам, чтобы разглядеть даму в ложе (и это во время спектакля! представьте, какая была распущенная публика!). Музыканты только условно отделены от зрителей.
Жан Беро. Ложа в партере
В театрах США можно было видеть такие же ямы “без ямы” даже в начале 20 века (обратите внимание на шторку вместо барьера).
Эверетт Шинн. Оркестровая яма в театре на Пятой авеню, 1906 год.
Но идеи о том, что хорошо бы опустить оркестр, чтобы он не маячил своими контрабасами и смычками, витали в воздухе, начиная с 19 века.
Когда в 1825 году был открыт Большой театр в Москве, в нём уже была оркестровая яма в полном смысле этого слова. И это было новым словом в театральном интерьере.
О том, в какую яму погрузили в итоге оркестр театральные архитекторы – в следующем посте (“Каково человеку в оркестровой яме?”.
А пока ещё один вопрос, который противоречиво освещен в источниках.
Сейчас он занимает место на возвышении перед оркестром. Он дирижирует оркестром и показывает вступления певцам.
Сто лет назад и ранее дирижёр стоял в центре оркестра лицом к сцене.
или у самого края сцены, так что оркестр был у него за спиной.
Эверетт Шинн
Фактически именно дирижер руководил всем оперным спектаклем.
На следующей картинке Оноре Домье изображён оркестр драматического театра. Пока у актёров на сцене диалог, можно и вздремнуть)
Такая практика существовала до начала 20 века. В Большом театре перестановка дирижёра в современную позицию произошла благодаря инициативе Сергея Рахманинова (он некоторое время занимал там пост дирижёра)
Ещё одна популярная в прошлом позиция дирижёра – сидя за клавесином в правой или левой стороне оркестровой ямы. Примерно так, как на этом фото (оркестровая яма в старинном театре чешского Крумлова).
Нью-Йоркский театр Дэвида Коха
Принцип оперного спектакля таков, что всё наше внимание устремлено на сцену. Команда из нескольких десятков труженников оркестра перед сценой - совершенно лишний элемент этого зрелища. Так же как и изнанка декораций или система сценических механизмов. Поэтому в 19 веке родилась идея как-то замаскировать оркестр. И его опустили немного ниже уровня партера.
В этом была и акустическая польза: оркестровое звучание приглушалось и не подавляло певцов на сцене.
Вагнер как театральный инженер
Особенно актуально это было для опер Вагнера, где оркестр раз в десять мощнее, чем, к примеру, моцартовский. Представьте, каково петь под его "Полёт валькирий"- человеческий голос против ста музыкальных инструментов (а в опере валькирии это как раз пытаются сделать). Дело это совершенно бесполезное, вы сами себя не услышите, а публика и подавно. Поэтому Вагнер придумал новую концепцию баланса голоса и оркестра и воплотил её при строительстве собственного театра в Байройте.
Он устроил для оркестра что-то вроде подземелья нибелунгов: яма уходит глубоко вниз под сцену, и, кроме того, прикрывается с двух сторон навесами, так что звук, отражаясь обо все эти преграды, выходит наверх, к певцам и публике тщательно смешанным и хорошо сбалансированным, как умело приготовленный коктейль.
Вот схема этой грандиозной ямы в разрезе:
А вот как это выглядит в реальности ( в яме толпятся туристы, которых привели на экскурсию):
Конечно, при Вагнере это защитное полукружье выглядело иначе - оно было деревянным. Это видно на следующем фото.
Оцените масштаб байройтского гения: это людское скопище, причем, исключительно мужское, напоминающее толпу на митинге (её часть скрыта во тьме под сценой), и есть вагнеровский оркестр.
Теперь внутренность ямы выглядит так:
Публика не видит ни дирижёра, ни оркестрантов (Вагнер и хотел, чтобы никто не отвлекался). А оркестрантам виден дирижёр и больше никто. Они тоже не отвлекаются. Идеально придумано.
В этой яме летом бывает довольно жарко, это, конечно, минус. Но музыканты могут приходить на спектакль хоть в шортах и майках, их все равно никому не видно, и это плюс.
Вагнеровская оркестровая яма так и осталась в единственном экземпляре - только в Байройтстком Фестшпильхаусе.
Какие ямы сейчас?
Но современные оркестровые ямы превзошли даже Вагнера. Это не ямы, а ямищи. Акустические нормы требуют, чтобы под полом ямы было большое пространство - подвал. И во многих театрах пол опускается и поднимается на любую высоту.
Кстати, вследствие этих вертикальных трансформаций и плохой техники безопасности в последние пять лет было уже два случая падений в яму со смертельным исходом: в Большом и в Пермском театрах.
Сегодня во всех оперных театрах оркестр опущен относительно уровня сцены примерно на 2 - 3 метра.
Вот малосимпатичная яма Михайловского театра в Петербурге.
А это новая (после реконструкции) яма Большого.
В яме Копенгагенской оперы просторно и комфортно.
Немного теснее в парижской Опера Гарнье.
Оркестрантам в замкнутом пространстве ямы приходится нелегко: тесно, темновато, иногда душно. Бывает (не часто, к счастью), что со сцены в яму на голову музыкантам падает реквизит. Или какой-нибудь артист там, сверху, теряет ориентацию в пространстве. Чтобы этого не произошло, ямы иногда закрывают специальной сеткой:
Какие бы звезды ни пели или танцевали на сцене, музыканты в яме так и не увидят, как оно всё было. У них перед глазами всегда одна и та же картинка: ноты, дирижёр, балконы, ложи и галерка.
Но главная проблема оркестровой ямы - повышенный уровень громкости, ведь звук отражается стенами ямы и возвращается обратно. В небольших ямах все сидят близко друг к другу и практически играют соседу в ухо. Если за альтистом сидит мощная группа медных духовых (трубы, тромбоны, туба), то в момент кульминации спастись бегством у него не получится. Поэтому стены оркестровой ямы оборудуют всяческими приспособлениями, гасящими звук.
Несправедливо, конечно, что музыканты, сидящие в своей темной яме, получают только крохи от аплодисментов публики. Всё достаётся тем, кто наверху - на сцене, в ярком свете софитов.
При этом каждый из оркестрантов, чтобы попасть в эту яму, отпахал 7 лет в музыкальной школе, 4 - в музыкальном училище, 5 в консерватории и прошёл конкурс в оркестр. Все они каждый вечер надевают концертные костюмы и красивые платья, репетируют, волнуются, стараются, исполняют виртуозные соло и вообще - делают, что называется, главную музыку в спектакле.
Поэтому, когда будете в театре, похлопайте адресно - оркестровой яме.
_________________________________________________
kultspargalka.ru