Норвеги – читеры. НордКапп – самая северная точка континентальной Европы. И тут враньем является вообще все, так что я даже не знаю, с чего бы начать. Ну во-первых, Россия до Урала тоже входит в Европу. И у них есть места севернее.
Во-вторых, в самой Норвегии есть континентальная точка севернее НордКаппа. Она находится километрах в 200-300 от НордКаппа (если по дороге).
Ну и в-третьих НордКапп находится на острове. Да. К нему ведет туннель, но он на острове. Так что нихрена это не континентальная Европа. А только мы уходим с континента, у нас на горизонте возникают Шпицберген, земля Франца Иосифа...
Ну и даже в-четвертых, на самом острове есть более северное место. Но дойти туда можно только ногами. Так что недалеко от НордКаппа есть бесплатная парковка с указателем "the real most nothern point" (или что-то в этом роде)
Но мы зачем-то любим реперные точки и зачем-то верим рекламе. НордКапп такая же торговая марка как, например, Лапландия – земля Санта Клауса (который на самом деле турок, но кому это когда было интересно?). Я пробовал задать себе вопрос, зачем мне туда. И у меня не было ответа, кроме того, что очень красиво попасть на самую северную точку в самую короткую ночь. И пофиг, что это не самая северная точка и ночи там нет во всем регионе в этот период. Зато у меня есть цель моего путешествия.
Как я себе представлял НордКапп? Плоская каменная равнина, поросшая мхом и лишайником с редкими карликовыми деревцами. Такая себе Голландия, но без бурной растительности средней полосы. Красиво, сурово, немного скучно и совершенно пустынно.
Реальность, как обычно в таких ситуациях, долго смеялась...
Ну стоит, наверное, начать с того, что нихрена оно все не плоское.
Внизу, у причала очень хорошо видно начинающуюся дорогу вверх. Ну как дорогу?.. Тропинку...
Судя по состоянию тропинки туда регулярно приходят корабли и толпа физически подготовленных туристов мужественно взбирается в гору (обращаю внимание какой сжатый серпантин получается ближе к вершине. Там скала почти отвесная). Нет. Моя внутренняя бешеная собака и так охреневала от всего происходящего, поэтому я не побежал по этой тропинке вниз. Именно потому, что потом пришлось бы лезть обратно. Старею? Или просто планирую это на следующий раз?
Ну и уж точно там не пустынно. За 3 месяца лета этот муниципалитет (с плотностью населения 3,5 человека / км2) посещает 200 тыщ туристов... А у нас близится полночь самой короткой ночи... Количество туристических автобусов на дороге начало превышать все грани разумного. А тут еще в конце дороги показался шлагбаум с проглядывающей в тумане парковкой, забитой различными транспортными средствами. К шлагбауму стояла очередь из трех машин.
И я впервые за всю поездку подумал, что, возможно, идея ехать в разрекламированную самую северную точку Европы в самую короткую ночь - это не самая хорошая идея.
И я сейчас совершенно точно не хочу узнавать, есть ли места на парковке, сколько стоит эта самая парковка и, самое главное, тусить на маленьком цивильном пятачке с толпами японских и прочих туристов.
Поэтому я, совершенно последовательно, в рамках девиза этого дневника, развернулся через двойную сплошную перед самой парковкой и поехал обратно.
Ну после всех спойлеров, фоточек и прочей дребедени глупо интриговать, что вот он я уехал... Уехал я недалеко. Километрах в 2-3 от шлагбаума я видел пару карманов. Предназначены эти карманы, скорее всего для разминки туристических автобусов, но а) дорога там и так достаточно широкая и б) я совсем маленький.
Возможно, за подобное поведение штрафуют. Но на дворе глухая ночь. Дело близится к полуночи. А ночью контролеры не работают. Так что я совершенно хамским образом бросил машину в кармашке и ушел к берегу, видному с дороги и манящему своими пейзажами. Передо мной туда же ушли олени.
Идти пришлось по болоту. Так что ноги очень быстро промокли. Ветер с моря тоже был не особо радующим. Но зато (мне кажется, это я уже где-то писал) на сам остров легло облако.
Мне сложно сказать, что я потерял из-за тумана. Картинки в Гугле неоднозначны. И сложно даже предположить, красивее ли обрывы, скалы и море и ясном небе и полуночном солнце или наоборот проще, банальнее и скучнее... Мне достался туман.
Туман то прятал то открывал мне кусочки окружающих пейзажей, спрятал практически всех людей и их технику (и за это ему отдельное спасибо), ну и дал возможность сделать массу совершенно инопланетных кадров (по крайней мере мне так кажется).
Из минусов, влага вместе с ветром не дали возможности долго и с удовольствием посидеть на
берегу обрыве, утвердили в мысли, что мне не надо вниз к причалу и в целом немного, конечно, измотали физически.
И все равно это было здорово.
Опять же, люди с хорошей памятью помнят спойлер, а зануды с плохой памятью могут туда еще раз сходить, но суть в том, что спонсором этой ночи были производители местного пива и сушеной трески. Так что ближе к полуночи, сидя таки на камушке у обрыва я продегустировал
два маленьких литра коньяка две маленькие бутылочки местного пива, закусывая их опилками с рыбным запахом (я уже не помню, была ли это первая сушеная треска за поездку, так что не буду врать).
Это уже окрестности НордКаппа, если что. У меня еще довольно много картинок с самого мыса, но по ряду причин мне не хочется их тут публиковать. Так что дальше уже идут окрестности. Эта церковь должна была попасть в спойлер, но не попала
Англоязычная википедия делает оговорку, что это самая северная точка Европы, до которой можно доехать на машине.
Отсюда до Северного полюса остается всего 2000 км (треть моего маршрута)
Круизные лайнеры останавливаются в 30км от этого места и дальше туристы добираются рейсовыми автобусами (ага, ходят и такие) , ну или специальными маршрутными...
В 1988 году там построили информационно-развлекательный центр, который так прекрасно смотрелся в облаке против солнца (снова отсылка ск спойлеру). Рядом с центром арт-проект. Художественные медальоны в человеческий рост из разных частей мира. В том числе из Советского союза. (их фото есть у меня, но не покажу 8- ))
Сейчас специально сходил посмотреть... Входной билет стоит чуть меньше 30 евро с человека и включает в себя парковку и посещение всех возможных развлекушек в течение 24 часов. Есть билет подешевле, с ограниченным доступом и на 12 часов.
Организация, содержащая площадку, как по мне довольно лицемерно заявляет о своей приверженности к защите окружающей среды и по этой причине пускающая всех, прибывших на "немоторизированном транспорте" бесплатно. На самом деле, как я предполагаю, огораживать местность забором им было в лом, а бегать за типами типа меня и проверять билетики тоже глупо. Так что проще заявить о бесплатном входе. Тем более что полноценная парковка находится где-то в 6км от точки...
Интересная мысль тут пришла в мою советскую голову. Большинство людей все же путешествуют не по одиночке. Входной билет оплачивается с пассажира. То есть, если в машине 4 человека, то это счастье обойдется в 120 евро. А если пассажиры выйдут за 500 метров до, то въезд машины будет стоить всего лишь 30 евро, а пассажиры зайдут бесплатно, как прибывшие пешком...
Ну в общем, как-то они не продумали это все...
Ну вот, пожалуй, и все, что мне хочется рассказать о НордКаппе. Я оказался в информационно-туристическом центре где-то около полуночи. Закрывался он в час ночи. Не пошел на панорамное видео и музей тоже проигнорировал. А вот сувенирный магазин почтил, как знаковое место.
Вволю нагулявшись вдоль обрыва побрел обратно через болота (ну глупо же идти по дороге, где все эти автобусы и машины теперь разъезжаются) к своей машинке... И вот тут опять одно из сильнейших природных впечатлений поездки... На этом болоте живут птицы (странно, да?) . Я предполагаю, что это полярные куропатки, но могу и ошибаться. Дело в том, что пока они сидели на земле, я их не вижу... А вот перед взлетом эта птица зачем-то издает странный звук, очень похожий на басистую отрыжку мужчины с избыточным весом. Ну или та басистое кваканье лягушек (есть такие).
То есть вот иду я по болоту. Внимательно смотрю себе под ноги, чтобы совсем уж не провалиться в воду. И тут слышу совершенно рядом оглушительную отрыжку. Нервно поворачиваю голову в сторону звука и замечаю что-то стремительно улетающее в туман. И так каждые 5-10 минут, только после третьей отрыжки я уже не столь нервно реагировал на звук и старался смотреть еще и по сторонам...
К часу ночи я добрался до городка Гьесвер на том же острове, спугнув по дороге стадо оленей. Одна самка с олененком решила, что по дороге убегать быстрее. Так опытным путем я установил, что олененок спокойно развивает скорость до 40 км/ч и они очень смешно бегут, забрасывая задницу.
В самом городке бесшумно поколесил по пустынным улочкам. Если очень плавно нажимать на газ, то обычный двигатель не запускается до довольно приличной скорости, а электо совершенно бесшумен... То есть только шуршание шин.
Там же были подписаны (и сфотографированы в рамках истории одной ночи) открытки, которые потом отправлялись из разных мест заполярья в разные города мира...
Впереди меня ждала бессонная ночь и честная самая северная точка континентальной Норвегии.
[700x393]