
Императорское яйцо Фаберже "Пётр Великий". 1903 год. Коллекция Марии Фёдоровны. Ныне - Виргинский музей изобразительных искусств, Ричмонд, США.
Ювелирное пасхальное яйцо Пётр Великий выполнено в стиле Рококо и посвящено празднованию двухсотой годовщины со дня основания города на Неве Санкт-Петербурга в 1703 году. Яйцо изготовлено из красного, зелёного и жёлтого золота, платины, розовых бриллиантов, рубинов, горного хрусталя, украшено эмалью и миниатюрными портретами, выполненными акварелью по слоновой кости. На верхней части яйца покрытый эмалью венок, который окружает вензель Николая II.

В нижней части яйцо украшено двуглавым имперским орлом из чёрной эмали, увенчанным двумя бриллиантами. Сюрприз данного ювелирного пасхального яйца: когда яйцо открывается, внутренний механизм поднимает миниатюрную золотую модель Медного всадника — памятника Петру Великому на Сенатской площади в городе на Неве, расположенную на основании из сапфира. Выбора сюжета сюрприза обусловлен одной из легенд XIX века, которая гласит, что вражеские силы никогда не войдут в Санкт-Петербург до тех пор, пока Медный всадник стоит в центре города.

Яйцо Пётр Великий через всесоюзное объединение «Антиквариат» было продано в 1930 году Арманду Хаммеру, американскому предпринимателю, имевшему деловые интересы в России. Позднее яйцо было куплено нью-йорской галереей A La Vieille Russie. В 1944 году пасхальное ювелирное яйцо приобретено женой руководителя General Motors Лилиан Пратт Фредериксбург (1876—1947) и завещано Виргинскому музею изобразительных искусств, куда передано в 1947 году, где и доступно в настоящее время для всеобщего обозрения на постоянно действующей экспозиции коллекции европейских произведений декоративного искусства.
