«Как приобретается истинное знание? Напрасно думают, будто оно приобретается лишь умственным усвоением фактов, образов, правил и положений: так от одного многоядения человек не становится атлетом: пища может снабдить его жиром, но не сообщит ему ни мускульной, ни нервной силы. Человек станет, пожалуй, ходячим магазином сведений, но это ещё не сообщит ни мысли его — развития, ни характера — его личности. Одно лишь упражнение может превратить пищу в мускулы, и этим же только путём предметы изучения превращаются в действительное знание.
Мы приобретаем действительное познание предмета только тогда, когда проникаем в него анализом, разбирая его по частям и совокупляя их потом. То напряжение ума и памяти, которое мы принуждены делать для того, чтобы передать с точностью и ясностью что прочитано или слышано, — служит лучшим упражнением, приучающим ясно распознавать мысль и ясно выражать её. Мало-помалу студент или слушатель приучается выражать её своим слогом, придавая ей освещение своим соображением. Эта самодеятельность придаёт работе интерес оживляющий и возбуждающий. Умственная способность, сознавая себя на деле, развивается, совершенствуется и углубляется: вместе с тем образуется вкус, руководствующий в выборе чтения, в направлении мысли и в дальнейшей умственной деятельности.
Дело преподавателя — наблюдать за ходом всех этих работ, руководить ими и следить за способностью, за развитием мысли и умением каждого слушателя. И дело самого преподавателя приобретает тем самым живой интерес и подлинно реальное значение, связывая его умственно и духовно с каждым из молодых людей, состоящих под его руководством. Вот путь, которого миновать нельзя дисциплине преподавания, если оно имеет в виду сообщить юным умам действительное знание».
ИСТОЧНИК: Победоносцев К. П. Об университетском преподавании // Московские ведомости. — 1899. — №173.

Константин Петрович Победоносцев (1827–1907) был личностью неоднозначной. С одной стороны — выдающийся учёный-правовед, классик российской юриспруденции, до 1865 года профессор юридического факультета Императорского Московского университета, автор трёхтомника по курсу гражданского права, составленного по его лекциям (настольная книга юристов конца XIX — начала ХХ века). С другой стороны — крайне консервативный государственный деятель, убеждённый монархист, считавший демократию и парламентаризм «великой ложью» и сам считавшийся символом крайней реакции в либеральных кругах (за что, кстати, едва не был убит, но чудом избежал пули).
Он был членом Государственного Совета и более 20 лет — советником двух Российских императоров, сначала Александра III и затем Николая II. В 1880 году стал также обер-прокурором, то есть фактически — представителем императора в Святейшем Синоде. Победоносцев оказывал большое влияние на государственную политику в разных сферах, в том числе в народном просвещении. И, конечно, везде старался навязать консервативную идеологию и душить либеральные идеи. Но…
Но как преподаватель, причём потомственный (его отец тоже был профессором Московского университета), он был не столь авторитарен. Наоборот, выступал против тупой зубрёжки и считал главной задачей развитие мышления подопечного. Победоносцев много рассуждал о том, какие методы помогают передаче и истинному освоению знаний. Глубокий интерес к этой теме остался у Константина Петровича, даже когда он был занят государственной деятельностью. У него была своя концепция педагогики.
Приведённая цитата — из статьи, которую Победоносцев выпустил под псевдонимом К. П. (авторство раскрыли только после его смерти).
В этой статье он резко критиковал сложившийся у российских профессоров подход, при котором те ограничивались лишь начитыванием лекций. «Наука пропала, когда в профессорской корпорации угасла живая духовная связь с юношеством и профессор считает себя обязанным только прийти в известный час и прочесть лекцию кучке слушателей, собранных в аудитории», — возмущался Победоносцев.
Победоносцев вообще считал, что письменная работа должна служить опытом мышления: сначала человек учится излагать изученные факты и понятия, а потом и собственные воззрения. Причём прививать эту привычку следует с детства, ещё ребёнку: «Так воспитывается в нём умение выражать свои мысли и понятия, а где есть умение, там растёт интерес, и рано или поздно приходит само собою знание».
Победоносцев убеждал, что простая передача информации (науки) «без образования методического, без воспитания навыка и умения приводить в порядок мысли и впечатления» не имеет смысла. По этому поводу он, кстати, осуждал ставшие очень модными во второй половине XIX века открытые просветительские лекции: «Нынче независимо от университетов заводятся, по английскому образцу, вольные чтения — для всех классов, и мы по привычке брать всё с чужого образца, заводим кое-где и кое-как так называемые University Extension! Но… там за это дело берутся серьёзные учёные и ведут его систематически… Однако и там дело, развиваясь мало-помалу, совершенствуется; сознаётся, что оно не может быть плодотворно без воспитания мысли, без её руководства. Одни чтения, сами по себе, как бы ни были превосходны, не приносят плода».