• Авторизация


Шедевр, подписанный Малевичем, оказался работой его ученицы 25-07-2019 00:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Таша52 Оригинальное сообщение

Шедевр, подписанный Малевичем, оказался работой его ученицы

false
  
Портрет дамы с красной «супрематической» сумочкой,представленный как вновь открытый шедевр Казимира Малевича на выставке в Германии, Нидерландах и Великобритании пять лет назад, на самом деле — работа ученицы художника. Судя по всему,ошибка в атрибуции произошла в 1930-е, во время становления соцреализма.

Согласно документам, которые собрал россиянин Андрей Васильев, портретсценографа Елизаветы Яковлевой, вероятно, — работа женщины, с которой она когда-то проживала в Ленинграде, бывшей ученицы Малевича по имени Мария Джагупова. Она также придумала модную супрематическую сумочку, которую держит Яковлева.

Во время показа в Тейт в 2014 году Николас Каллинан, ныне директор Национальной портретной галереи в Лондоне, расхвалил портрет, как произведение Малевича,но сейчас не прокомментировал сомнения относительно его атрибуции.

false

Мария Джагупова (?), «Портрет Елизаветы Яковлевой»

Андрей Васильев, психиатр на пенсии, обнаружил в советских архивах документ, в котором перечислены все картины Джагуповой, принадлежавшие государству. К тому времени соцреализм был единственным творческим стилем, санкционированным режимом Сталина, и работы Малевича и его учеников были запрещены. В реестре под номером первым значится «Портрет Яковлевой», оценённый в 30 рублей. Присвоенный ему инвентарный номер 434 208 ещё виден на обороте холста.

По словам Васильева, Мария Джагупова, «потрясающий, одарённый художник», гордилась портретом. «Она включила его в список своих значительных творений, поставленный для энциклопедии советских художников. Портрет был важен для неё не только потому, что это была одна из лучших её картин, но и потому, что Яковлева была её другом и партнёром», — сказал исследователь.

На выставке, которая демонстрировалась в Лондоне, Бонне и Амстердаме, «Портрет Яковлевой» был представлен с таким размахом, что музей Стеделейк даже хотел купить его у владельца, голландского коллекционера Филиппа ван ден Хюрка. Однако цена в более чем 20 миллионов евро, запрошенная тем, положила конец переговорам.

Портрет был также экспонатом на ретроспективе Малевича «Не только чёрный квадрат» в 2017 году в России. Тогда у Андрея Васильева возникло чувство дежавю: по его словам, картину предлагали ему в 1980-х годах как работу неизвестного художника. Он решил разгадать загадку дамы с красной сумочкой и обратился к архивам. Оказалось, что имя Джагуповой вымарано из истории советского искусства.

false

Фото Марии Джагуповой, сделанное в 1910-х годах. Источник: The Guardian

Картина была продана в 1977 году за 14 рублей 40 копеек. В конце 1980-х годов она «всплыла» как работа неизвестного художника. К 1990-м годам, когда её купил ван ден Хюрк, на ней уже стояла подпись Малевича. Позже французский искусствовед Андрей Наков, выразил сомнения по поводу подписи художника. Он сказал: «У меня возникли определённые сомнения относительно портрета, особенно после того, как я увидел его рентгеновский снимок. Я полагаю, что его начал Малевич, а закончил другой художник. В будущем, когда я опубликую новое дополнение к каталогу-резоне, я решу эту проблему».

Не видя оригинала, Шарлотта Дуглас — известный американский эксперт по Малевичу — восприняла его как работу основателя супрематизма и упомянула в своём эссе в издании Art Journal от 1995 года.

Сама Елизавета Яковлева умерла во время осады Ленинграда в 1942 году, а Мария Джагупова скончалась в 1975 году, не оставив семьи.

Андрей Васильев считает историю портрета знаковой. Он отмечает, что «с одной стороны, искусствоведы и кураторы подняли картину, созданную неизвестным учеником Малевича, до уровня шедевра», не имея возможности проверить её происхождение. «С другой стороны, история о художнице, чья подпись была заменена именем великого авангардиста, прекрасно вписывается в современный феминистский дискурс», — подчёркивает психиатр.

Однако Васильев подозревает, что Джагупову, скорее всего, обрадовала бы ошибка в атрибуции. «Как преданная ученица Малевича, которая боготворила своего учителя, она могла гордиться тем, что её картину называют лучшей работой его позднего периода», — считает исследователь-любитель.

Примеры работ Марии Джагуповой

Мария Марковна Джагупова. Натюрморт с овощами

Натюрморт с овощами
Мария Марковна Джагупова
1930-е , 42×33 см

Мария Марковна Джагупова. Испытание комбайна

Испытание комбайна (Хуторок)
Мария Марковна Джагупова
1930-е , 29.5×39 см

Мария Марковна Джагупова. Горный пейзаж

Горный пейзаж
Мария Марковна Джагупова
1939, 63×74 см

Мария Марковна Джагупова. Тир

Тир
Мария Марковна Джагупова
1962, 32.8×44.8 см

Мария Марковна Джагупова. Рыбацкая лодка в бухте

Рыбацкая лодка в бухте
Мария Марковна Джагупова
1930, 40×60 см

Мария Марковна Джагупова. Купальщицы

Купальщицы
Мария Марковна Джагупова
1940, 52×82 см

По материалам The Guardian

Серия сообщений "История картины":
Часть 1 - Бесследно исчезнувший откровенный шедевр XV века «Женщина и её туалет»
Часть 2 - 10 самых ценных шедевров искусства, потерянных во время Второй Мировой
...
Часть 9 - Как сложилась в реальности судьба печальной невесты с картины "Неравный брак"
Часть 10 - Роковая страсть Джона Керри: убийство, сделавшее картину шедевром
Часть 11 - Шедевр, подписанный Малевичем, оказался работой его ученицы
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Шедевр, подписанный Малевичем, оказался работой его ученицы | kalinka1960 - Дневник kalinka1960 | Лента друзей kalinka1960 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»