Шедевр, подписанный Малевичем, оказался работой его ученицы
Портрет дамы с красной «супрематической» сумочкой,представленный как вновь открытый шедевр Казимира Малевича на выставке в Германии, Нидерландах и Великобритании пять лет назад, на самом деле — работа ученицы художника. Судя по всему,ошибка в атрибуции произошла в 1930-е, во время становления соцреализма.
Согласно документам, которые собрал россиянин Андрей Васильев, портретсценографа Елизаветы Яковлевой, вероятно, — работа женщины, с которой она когда-то проживала в Ленинграде, бывшей ученицы Малевича по имени Мария Джагупова. Она также придумала модную супрематическую сумочку, которую держит Яковлева.
Во время показа в Тейт в 2014 году Николас Каллинан, ныне директор Национальной портретной галереи в Лондоне, расхвалил портрет, как произведение Малевича,но сейчас не прокомментировал сомнения относительно его атрибуции.
Мария Джагупова (?), «Портрет Елизаветы Яковлевой»
Андрей Васильев, психиатр на пенсии, обнаружил в советских архивах документ, в котором перечислены все картины Джагуповой, принадлежавшие государству. К тому времени соцреализм был единственным творческим стилем, санкционированным режимом Сталина, и работы Малевича и его учеников были запрещены. В реестре под номером первым значится «Портрет Яковлевой», оценённый в 30 рублей. Присвоенный ему инвентарный номер 434 208 ещё виден на обороте холста.
По словам Васильева, Мария Джагупова, «потрясающий, одарённый художник», гордилась портретом. «Она включила его в список своих значительных творений, поставленный для энциклопедии советских художников. Портрет был важен для неё не только потому, что это была одна из лучших её картин, но и потому, что Яковлева была её другом и партнёром», — сказал исследователь.
На выставке, которая демонстрировалась в Лондоне, Бонне и Амстердаме, «Портрет Яковлевой» был представлен с таким размахом, что музей Стеделейк даже хотел купить его у владельца, голландского коллекционера Филиппа ван ден Хюрка. Однако цена в более чем 20 миллионов евро, запрошенная тем, положила конец переговорам.
Портрет был также экспонатом на ретроспективе Малевича «Не только чёрный квадрат» в 2017 году в России. Тогда у Андрея Васильева возникло чувство дежавю: по его словам, картину предлагали ему в 1980-х годах как работу неизвестного художника. Он решил разгадать загадку дамы с красной сумочкой и обратился к архивам. Оказалось, что имя Джагуповой вымарано из истории советского искусства.
Фото Марии Джагуповой, сделанное в 1910-х годах. Источник: The Guardian
Картина была продана в 1977 году за 14 рублей 40 копеек. В конце 1980-х годов она «всплыла» как работа неизвестного художника. К 1990-м годам, когда её купил ван ден Хюрк, на ней уже стояла подпись Малевича. Позже французский искусствовед Андрей Наков, выразил сомнения по поводу подписи художника. Он сказал: «У меня возникли определённые сомнения относительно портрета, особенно после того, как я увидел его рентгеновский снимок. Я полагаю, что его начал Малевич, а закончил другой художник. В будущем, когда я опубликую новое дополнение к каталогу-резоне, я решу эту проблему».
Не видя оригинала, Шарлотта Дуглас — известный американский эксперт по Малевичу — восприняла его как работу основателя супрематизма и упомянула в своём эссе в издании Art Journal от 1995 года.
Сама Елизавета Яковлева умерла во время осады Ленинграда в 1942 году, а Мария Джагупова скончалась в 1975 году, не оставив семьи.
Андрей Васильев считает историю портрета знаковой. Он отмечает, что «с одной стороны, искусствоведы и кураторы подняли картину, созданную неизвестным учеником Малевича, до уровня шедевра», не имея возможности проверить её происхождение. «С другой стороны, история о художнице, чья подпись была заменена именем великого авангардиста, прекрасно вписывается в современный феминистский дискурс», — подчёркивает психиатр.
Однако Васильев подозревает, что Джагупову, скорее всего, обрадовала бы ошибка в атрибуции. «Как преданная ученица Малевича, которая боготворила своего учителя, она могла гордиться тем, что её картину называют лучшей работой его позднего периода», — считает исследователь-любитель.
Примеры работ Марии Джагуповой
Натюрморт с овощами Мария Марковна Джагупова 1930-е , 42×33 см
Испытание комбайна (Хуторок) Мария Марковна Джагупова 1930-е , 29.5×39 см
Горный пейзаж Мария Марковна Джагупова 1939, 63×74 см
Тир Мария Марковна Джагупова 1962, 32.8×44.8 см
Рыбацкая лодка в бухте Мария Марковна Джагупова 1930, 40×60 см
Купальщицы Мария Марковна Джагупова 1940, 52×82 см