А давайте вспомним во что играли во дворах в детстве?
Набегавшись, наша дворовая компания переходила к мирным забавам. Начну с "Колечка". Все садились в ряд и вытягивали сложенные лодочкой ладошки. Ведущий держал ладони так же, но в отличие от остальных, в его " лодочке" лежал какой-нибудь маленький предмет: приметный камушек, кипарисовая шишка, шарик... да, что угодно, обозначавшее колечко. Он проходил вдоль ряда участников вкладывая свои ладони в подставленные руки и незаметно роняя "колечко" в лодочку одного из них. Потом ведущий отходил от ряда и провозглашал: " Колечко-колечко, выйди на крылечко!"
Тот, кому достался фант должен был вскочить и подбежать к ведущему. Задача остальных - угадать, у кого колечко и не позволить ему встать. Добравшийся до ведущего, занимал его место.
Игра "Великанские шаги" заключалась в том, что д ети выстраивались в одну линию метрах в десяти-пятнадцати от ведущего и тот выкрикивал указания: " Нина, три человеческих! Вова, пять лилипутских! Лариса, два великанских!" Каждый приближался к ведущему на указанное количество шагов. Лилипутский шаг измерялся длиной стопы участника, великанский был прыжком. После каждой серии шагов ведущий отворачивался на несколько секунд. За это время можно было подбежать к нему поближе. Однако, если повернувшийся ведущий увидел участника в движении, тот отправлялся на исходную позицию. Место ведущего занимал тот, кто первым добрался до него.
Еще одна игра называлась почему-то "Море волнуется". Ведущий медленно произносил: " Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Морская фигура на месте замри!" И мы замирали в причудливых позах. Поскольку каноническая "морская фигура" была термином не очень понятным, определение стали изменять: " самая смешная фигура", самая страшная", "самая красивая"... на что у ведущего фантазии хватит.
После того, как все замерли, ведущий подходил к каждой " фигуре" и старался либо рассмешить ее, либо, не прикасаясь, заставить пошевелиться, например сделать вид, что на участника села пчела. Дрогнувший занимал место ведущего.
Мне кажется, что эта игра берет свои корни в дореволюционном прошлом. И если в этом случае вывод спорен, то две следующие игры несомненно имеют почтенный возраст.
Игра для двоих, остальные просто зрители, ожидающие своей очереди. Ведущий начинал игру словами: "Вам барыня прислала в туалете(?) сто рублей. Что хотите, то берите, " да" и "нет" не говорите, черное и белое не покупайте." Традиционно первый вопрос звучал, как "Вы поедете на бал?". Ответ не должен был содержать слов " да" или "нет". Последующие вопросы ведущего, в принципе - любые, хотя старались придерживаться заданной темы, должны были вынудить участника назвать запретный цвет или ответить кратким согласием/отрицанием.
Попался - уступает место другому. Если долго ( не помню, как определяли временные рамки) не ошибается - пожалуйте в ведущие.
Даже в детстве мне казалась загадочной игра, название которой я забыла. Это было какое-то " простецкое" имя, типа Маньки или Дуньки. Собственно это и не игра была, а скорее представление. Два игрока произносили неизменяемый текст, остальные просто смотрели.
Действующие лица - барыня и Дунька. Барыня капризным голосом орала: " Дунька, подай гребенку!" Дунька приносила РЕБЕНКА. Я забыла еще несколько подобных частей, помню лишь последнюю: " Дунька, дай мне поднос!" И Дунька ударяет барыню под нос. Естественно, лишь обозначая удар.
Что за странная игра? Мне кажется, я нашла ответ, уже став взрослой. Не помню уже у кого я прочитала про "театр прислуги". Прислуга компенсировала выпадавшие на ее долю унижения, разыгрывая в своих комнатах сценки, высмеивавшие хозяев. Очень напоминает игру в " Дуньку".
А во что играли вы?