Радость у меня. Ночная. Произошла смена соловья почти под окнами. Дело в том, что прошлым летом господь покарал меня каким-то позором соловьиного рода; от силы 5 колен, причем только всякие "стукотни", "дроби". и прочий треск. Пол лета оскорблял мой слух. И в этом году опять появился. А сегодня выхожу на балкон и ушам не верю. : 14 колен, чистых, звонких! Аж мурашки по коже. Хоть бы не вздумал переселяться!

Попыталась вспомнить, какие же основные колена соловьиной песни описаны в литературе. Не вспомнила, но нашла книгу К. Благосклонова "Птицы в неволе", которую хочется процитировать. По-моему - интересно.
"Поэты всех времен и народов тысячи проникновенных строк посвятили певцу любви —соловью '. Царем певцов, лесным артистом называют эту птицу. У хороших певцов знатоки различают до 20 и даже больше строф, но такие птицы встречаются нечасто.Однако 10—12 колен, или строф, исполняют многие подмосковные соловьи.
И. С. Тургенев был большим любителем и знатоком соловьиного пения и описал его наиболее удачно.
«Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена,— а колена вот какие
бывают:
Первое: Пульканье —_этак: пуль, пуль, пуль, пуль. .
Второе: Клыканье — клы, клы, клы, как желна.
Третье: Дробь — выходит примерно, как по земле разом дробь просыпать.
Четвертое: Раскат — тррррррр..
Пятое: Пленкание — почти понять можно: плень, плень, плень.
Шестое: Лешева дудка — этак протяжно: го-го-го-го-го, а там коротко: ту!
Седьмое: Кукушкин перелет. Самое редкое колено; я только два раза в жизни его слыхивал — и оба раза в Тимском уезде. Кукушка, когда полетит, таким манером кричит. Сильный такой, звонкий свист.
Восьмое: Гусачок. Га-га-га-га... У малоарханыельских соловьев хорошо это колено выходит.
Девятое: Юлиная стукотня. Как юла — есть птица, на жаворонка похожая,— или как вот органчики бывают,— этакой круглый свист: фюиюиюиюию...
Десятое: Почин — этак: тий-вить, нежно, малиновкой. Это по-настоящему не колено, а соловьи обыкновенно так начинают. У хорошего, б нотного соловья оно еще вот как бывает: начнет — тий-вить, а там: тук! Это оттолчкой называется. Потом опять тий-вить... тук! тук! Два раза оттолчка — и в пол-удара, этак лучше; в третий раз тий-вить — да как рассыплет вдруг, сукин сын, дробью или раскатом — едва на ногах устоишь —обожжет! Этакой соловей называется с ударом или с оттолчкой.
У хорошего соловья каждое колено длинно выходит, отчетливо, сильно;чем отчетливей, тем длинней. Дурной спешит: сделал колено, отрубил, скорее другое и — смешался. Дурак дураком и остался. А хороший нет! Рассудительно поет, правильно» Вот каковы бывают соловьи.
Главная ценность соловья — песня, поэтому любители покупают весной несколько птиц.Когда они запоют, выбирают стоящего певца, а остальных выпускают. Любители ловят соловьев по слуху. Долго ездят и ходят по соловьиным местам, слушают. Когда какой-нибудь певец понравится, его ловят. Это ухудшает песню местных соловьев, так как молодые птицы учатся петь у стариков, а лучших учителей вылавливают.
В разных местностях и «стиль» песни бывает разный. Славились в свое время соловьи курские, бердичевские. Курских мне слушать приходилось лично, они действительно хороши. Помню соловьев возле Камышина (Сталинградская область). Услышал одного и был поражен! Хотя птица и была хорошо видна, но у меня еще долго было сомнение:соловей ли это? Вся песня состояла из трещащих, визгливых и дребезжащих звуков и никакого удовольствия доставить не могла. Думается, что соловьев хуже камышинских и быть не может. Наши подмосковные соловьи бывают неплохими певцами.
У соловьев, как и у других птиц, певцы раззадоривают друг друга. Поэтому соловьи, живущие отдельными парами, всегда молчаливее тех, которые гнездятся невдалеке один от другого".