Имена я изменила. Все остальное, вплодь до мелких деталей, - чистая правда.
Была у меня коллега, Ася, вдова предпенсионного возраста. Если подыскивать сравнение ее энергии и темпераменту, на ум сразу приходит действующий вулкан. При этом, Ася была женщиной очень доброй, умной и порядочной. Ее взрослая дочь вышла замуж и проживала в далеком-далеком городе. Прилагать бурлящую энергию было некуда.
И тогда Ася замыслила невероятное - усыновить ребенка из детского дома, мальчишечку, лет четырех
Одинокой пожилой женщине добиться разрешения на такое казалось невозможным. Но Ася говорила: "Я сперва долго-долго думаю. Но если я надумала, остановить меня невозможно, меня можно только пристрелить".
Не "красное словцо". После того, как незадолго до описываемых событий, Ася на собрании встала и рассказала о предсмертных махинациях месткома, обличаемый встретил ее у дома и высказал опасения, как бы с ней чего плохого не случилась. Ася записала беседу на листочке бумаги, передала запись подруге, а потом позвонила пугателю и заявила: " А вот теперь молите бога, чтобы я была жива-здорова, чтобы по пути с работы не упала, шишечку не набила!"
Больше ее стращать не пытались.
А теперь Ася вступила в борьбу с органами опеки или кто там занимается вопросами усыновления. Причем, чиновники сражались неправедно. Например, они пытались обвинить Асю в алкоголизме. Ага! Зашла я к ней в гости в праздник какой-то. Ася метнула на стол "все, что есть в печи", потом бросила на меня заговорщицкий взгляд и греховным голосом объявила: " А мы сейчас еще и выпьем!" После чего из шкафчика была торжественно извлечена початая бутылка Рижского бальзама. Ася наполнила содержимым наши рюмочки, закрыла бутылку и убрала обратно. Ну, конченая пьянь!
Наконец, Ася смела все препоны и, получив заветную бумагу, понеслась в детский дом. На площадке перед зданием резвились детишки, но Ася направилась прямиком к заведующей.
- Нет у нас одного мальчика, - ошарашила Асю та.
Ася мысленно пересчитала свои возможности и решила, что потянет и двух мальчиков.
- Двух тоже нет, - прозвучало в ответ.
- Да у Вас же куча детей во дворе бегает!
- А это все дети из многодетных семей, их разлучать нельзя.
Видимо вид у Аси стал таким несчастным, что заведующая сжалилась.
- Вообще-то есть у нас один мальчик... Но мы его в интернат для умственно-отсталых оформлять собираемся. Его еще совсем маленьким уже хотели усыновить, но он тогда только прибыл, а документы задерживались. Мы не знали, откуда он, лишены ли родители родительских прав. И женщина усыновила другого ребенка. Потом выяснилось, что шестнадцатилетнюю мать малыша так раздражал его плач, что она не только била, но и "тюкала" ребенка по голове ... топором. И вся головка у ребенка покрыта шрамиками.
" Мне стало так жалко этого мальчонку, так обидно, что из-за несвоевременно поступивших бумажек он лишился приемных родителей и я попросила: "Покажите мне этого мальчика." - рассказывала Ася.
Заведующая провела ее в кабинет и предупредила: " Никаких эмоций, никакого общения с ребенком, чтобы не внушать пустые надежды. Сидит какая-то тетя в кабинете и сидит..."
Привели рослого шестилетнего мальчика. На голове - три сальные волосины, под носом - сопли. Тяжелая тевтонская челюсть движется с трудом и оттого слова выдавливаются скомканными до неузнаваемости.
Заведующая показывает пацану несколько цветных карандашей. Отвечая на ее вопросы, ребенок правильно называет их цвет, но сбивается при попытке сосчитать.
Следующее задание - перечислить предметы на столе заведующей. Перечисляет правильно, но дойдя до вентилятора замолкает. "Ну, Максим, что это?" - настаивает та. Мальчик глотает сопли и выпаливает: "Мельница!"
- И тут я говорю заведующей: "Вот видите!" В голосе Аси звучит ликование, она вновь переживает ситуацию. А я недоумеваю: " А что она должна была увидеть?"
- Танечка, ну как Вы не понимаете?! Он же вентилятор никогда и не видел, небось. И мельницу видел только на картинках. Но сопоставил, обощил! Значит работает голова!"
Ася стала ездить к Максимке, приучать его к себе. Заведующая детским домом посоветовала ей не навязывать мальчику слово "мама". "Пусть сам решает, как называть". Максим сперва никак не называл, но однажды Ася приехала в яркой лисьей шубе и шапке. Макс играл во дворе и, заметив ее, кинулся навстречу с криком: "Моя мама приехала!"
Вскоре они стали жить вместе.
Конец фильма? Да нет, сериал у нас. А если без шуток - жизнь. И в этой жизни недополучившему внимания парнишке оставался год до школы. А он и говорит-то еле-еле. Начались визиты к врачам. Сначала Асю огорчили, сообщив ей, что у Максима какая-то аномалия слюнных желез и ему надо либо всю жизнь пить таблетки, подсушивающие полость рта, либо "учиться говорить со слюной во рту". Ася начала водить Максимку к логопеду. Оказалось, что не слюна мешала говорить. Наоборот, неправильная артикуляция звуков приводила к скоплению слюнки. Еще одна маленькая победа.
Максим пошел в обычную школу. После школы его ждали и занятия у логопеда, и секция какой-то борьбы, и кружок хорового пения - не только для закрепления правильного произношения, но и для общего развития. Записала его Ася и в художественную школу, но потом решила, что очень уж загружен парень и пожертвовала именно этой школой.
Вот тут мне грустно. Как-то Ася жаловалась мне на невнимательность школьной учительницы, которая, забыв, что смотрела и оценивала рисунки Максима, поставила было ему двойку по рисованию. Для наглядности перед моим носом пролистывался альбом с оценками на каждой странице.
- Стойте-стойте! - хватаю Асю за руку, - это что же такое?
На рисунке восьмилетнего мальчишки под пурпурным небом косо уходит вдаль фиолетовая земля с темно-синими елями в правом углу.
Ася довольно улыбается: "А-а! Увидали!"
Еще запомнился цирк, нарисованный как бы с верхнего ряда. "Как он это делает?!" Я не могу понять, почему рисунок потрясающе объемен. " А это он плоскостями играет", - поясняет Ася. И вправду, трибуны, или как они там называются, раскрашены в разные цвета.
Думаю, только кипучая энергия Аси смогла выдержать ту нагрузку, которую она с безмятежностью морской черепахи несла по жизни. Работа, домашние заботы, уроки, которые они с Максимкой делали вместе. Ася как-то призналась, что ему нелегко учиться наравне с домашними детьми и приходится дома разжевывать весь школьный материал.
А кроме того в ее доме теперь было всегда полно мальчишек - друзей Максима. Ася пекла им пирожки, рассказывала всякие истории, а однажды я застала ее за ремонтом штанов какого пацаненка.
" Мать не успевает зашить", - комментирует Ася свое занятие.
В выходные она таскала Максима на лыжные прогулки, а отпуск они проводили сплавляясь по Карельским рекам.
Там еще и пес был, крупный старотипный скотч-терьер с таким же бурлящим норовом, как у Аси. Максим его обожал.
Год проходил за годом. Максим, как говорили в старину "выдурился". К четырнадцати годам это был рослый крепкий блондин с красивым лицом викинга.
Практичная Ася после восьмого класса пристроила его в хитрое какое-то училище, где наряду с общеобразовательными предметами, учащиеся получали знания в области полиграфии и ведения бизнеса.
Может предчувствовала что-то...