Екатерина II (Екатерина Алексеевна; Екатерина Великая; 1729 — 1796) — Императрица и Самодержица Всероссийская. Эрмитаж (продолжение)
20-09-2021 00:30
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Это цитата сообщения
Bo4kaMeda Оригинальное сообщение Екатерина II (Екатерина Алексеевна; Екатерина Великая; 1729 — 1796) — Императрица и Самодержица Всероссийская. Эрмитаж (продолжение)
Bo4kaMeda
01. Портрет Екатерины II
Великобритания, 1782 г.
Бромптон, Ричард. 1734-1783
холст масло
83 x 69 см
Долгое время Россия была едва ли не единственной европейской страной, в которой всерьёз интересовались английским искусством. Многих художников императрица Екатерина II поддерживала лично. Возможно, их карьера не продвинулась бы так серьезно, если бы не постоянные заказы из России. Ричард Бромптон, учившийся, как и многие другие, в Италии, был членом королевской Академии художеств Лондона. В 1770-х он переехал в Санкт-Петербург и был прекрасно принят при русском дворе. На этой картине Бромптон изобразил Екатерину II в возрасте 53 лет со всеми атрибутами, подчеркивающими ее величие и статус: в малой императорской короне, горностаевой мантии, с большой цепью ордена Св. Андрея Первозванного и лентой ордена Св. Георгия I степени. Особого внимания заслуживает лицо императрицы. Живопись многослойная, тонкая, имеет незначительную фактурность. Умело схваченный художником образ открывает нам на мгновение Екатерину-женщину, спокойно и с уверенностью взирающую на свои дела. Возможно, чуть более личная трактовка образа императрицы не сделала этот портрет официальным, с него не изготавливали гравюры, не чеканили монеты, однако известно, что Екатерина упоминала о картине в переписке и называла её удачной.
02. Портрет Екатерины II верхом
Дания, 1764 г.
Эриксен, Вигилиус. 1722-1782
холст масло
385 х 356 см
Портрет написан придворным живописцем, датским художником Вигилиусом Эриксеном. По инициативе Екатерины II он в 1762 г. взялся за изготовление серии картин, посвященных дворцовому перевороту, приведшему ее к власти. Вся серия оказалась незаконченной. Парадный портрет изображает Екатерину II верхом на коне, одетую в гвардейский мундир со шпагой и лентой ордена св. Апостола Андрея Первозванного. Такой Екатерина предстала перед войсками, вернувшись в столицу из Петергофа в июньские дни 1762 г. На втором плане можно видеть гвардейские части, выступающие в поход на Ораниенбаум и строения Троице-Сергиевой пустыни на берегу Финского залива. Композиция портрета во многом напоминает памятник Петру Великому работы К.Растрелли. Торжественный шаг и спокойствие коня, горделивая фигура императрицы напоминают о безоговорочном успехе Екатерининского переворота и твердом положении ее власти. Портрет предназначался для украшения парадного тронного зала в Петергофском дворце.
03. Портрет Екатерины II перед зеркалом
Дания, между 1762 и 1764 гг.
Эриксен, Вигилиус. 1722-1782
холст масло
262,5 x 201,5 см
Кисти Вигилиуса Эриксена принадлежат замечательные изображения российской императрицы первых десяти лет ее царствования, такие как «Екатерина II в коронационном платье», «Екатерина II верхом в гвардейском мундире», и один из лучших ее портретов – «Екатерина II перед зеркалом». Датчанин Вигилиус Эриксен приехал в Россию в конце царствования императрицы Елизаветы Петровны и застал великую княгиню Екатерину в расцвете ее женского обаяния, когда юношеская хрупкость и грациозная угловатость уступили место очаровательной женственности. Именно к этому времени относится эскиз к «Портрету перед зеркалом», находящийся в усадьбе Ширензее, в Германии. В отличие от него, законченная уже после коронации 1762 года композиция пронизана торжественной холодностью и значительностью, исключающей всякую случайность. Перед зрителем не просто очаровательная светская приветливо улыбающаяся дама, а полноправная императрица, управляющая огромной страной. Екатерина II демонстративно указывает веером на символы власти – корону, скипетр и державу, отражение которых поблескивает в зеркале, как будто удваивая силу их воздействия. Твердый, непреклонный профиль императрицы отчеканен в зеркале, как на монете. Отныне портретное искусство будет служить утверждению авторитета и пропаганде идей великой Екатерины внутри страны и за ее пределами.
04. Портрет императрицы Екатерины II
Россия, 1780-е гг.
Рокотов, Фёдор Степанович, ок. 1735-1808
холст масло
26,3 x 18,8 см
05. Портрет императрицы Екатерины II
Россия, конец XVIII - начало XIX вв.
Неизвестный художник
кость акварель, гуашь
15 х 12,3 см (овал)
06. Портрет императрицы Екатерины II
Франция, Париж, XVIII в.
Дюфло, Пьер. 1742-1816
бумага
гравюра резцом, офорт, акварель, золотая краска
41 х 23 см
07. Портрет императрицы Екатерины II в дорожном костюме
Россия, после 1787 г.
Неизвестный художник
Автор оригинала: Шибанов, Михаил, после 1789
холст масло
52,2 х 65,8 см
08. Портрет Екатерины II в кокошнике (копия)
1769-1772 гг.
Неизвестный художник, сер. XIX в.
Автор оригинала: Эриксен, Вигилиус. 1722-1782
холст масло
70 x 60 см
09. Портрет Екатерины II верхом
Дания, после 1762 г.
Эриксен, Вигилиус. 1722-1782
холст масло
195 x 178,3 см
10. Портрет императрицы Екатерины II, урождённой принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (1729-1796)
Россия, вторая половина XVIII в.
Неизвестный русский художник. XVIII в. (тип Рослина)
холст масло
79 х 65 см
11. Портрет императрицы Екатерины II, урождённой принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской (1729-1796)
Австрия, 1794 г.
Лампи, Иоганн-Баптист Старший. 1751-1838
холст масло
230 х 162 см
12. Портрет Екатерины II
Австрия, 1793 г.
Лампи, Иоганн-Баптист Старший. 1751-1838
холст масло
290 x 208 см
13. Портрет императрицы Екатерины II
Россия, конец XVIII в.
Неизвестный художник, кон. XVIII в. (тип Рослина)
холст масло
70,8 х 54,8 см
14. Екатерина II возлагает Чесменские трофеи на гробницу Петра Великого
Россия, 1791 г.
холст масло
74,5 х 91 см
В 1791 году Гюне написал серию аллегорических картин, прославляющих победы России в войнах с Турцией и присоединение Тавриды (Крыма). Одна из них посвящена крупнейшей победе российского флота над турецким в Чесменской бухте в 1770 году. Эрмитажная картина является эскизом к картине большего размера, которая до 1941 года находилась в Гатчинском дворце, а в настоящее время – в Государственном музее-заповеднике «Царское Cело» (инв. № ЕДМ-804). В центре композиции изображена символическая гробница Петра Великого. Стоящая перед ней Екатерина II указывает правой рукой на знамена и другие трофеи Русско-турецкой войны. Императрицу окружают священнослужители и придворные
кликабельно
15. Екатерина II на ступенях Казанского собора, приветствуемая духовенством в день воцарения 28 июня 1762 года.
Россия, Конец XVIII - первая треть XIX вв.
Неизвестный художник
Сведения об оригинале:
Автор оригинала Кестнер, И.-Г.-К. (гуашь 1760-е гг.)
картон, акварель, гуашь
25,7 x 35 см
кликабельно
16. Екатерина II на балконе Зимнего дворца, приветствуемая гвардией и народом в день переворота 28 июня 1762 года.
Россия, Конец XVIII - первая треть XIX вв.
Неизвестный художник
Автор оригинала Кестнер, И.-Г.-К. (гуашь 1760-е гг.)
картон акварель, гуашь
25.6 x 34.5 см
кликабельно
17. Гульельми, Грегорио. 1714-1773
Апофеоз царствования Екатерины II
Италия, 1767
холст масло
107 x 168 см
"Апофеоз царствования Екатерины II" является детально проработанным эскизом плафона для Большого зала Екатерининского дворца в Царском Селе. Сам плафон осуществлен не был. Обратиться с заказом к неизвестному в то время в России итальянскому мастеру посоветовал императрице скульптор Этьен Фальконе. Гульельми, работавшему тогда в Аугсбурге, была послана программа будущего произведения, но ее автор неизвестен. В центре композиции представлена Екатерина II в традиционном для ее аллегорических изображений образе Минервы, богини мудрости, но с царскими регалиями и голубой лентой ордена Андрея Первозванного через плечо. По сторонам от нее фигуры, олицетворяющие духовную и светскую власть, а также аллегории Мира и Благоразумия. Царствование Екатерины - время расцвета наук и искусств, о чем призваны напомнить фигуры Живописи, Музыки, Архитектуры, Астрономии у подножия ее трона. Богатство и процветание страны олицетворяют женская фигура со снопом - Плодородие - и Меркурий, бог торговли и покровитель ремесел, с рогом изобилия, полным золотых монет. С обеих сторон к трону стремятся народы, населяющие империю, а в облаках изображены святые покровители России.
18. Екатерина II в Смольном институте.
Россия, 1797 г.
Ходовецкий, Даниэль. 1726-1801
бумага гравюра резцом и пунктиром
9 х 5,5 см
19. Екатерина II посещает Г. А. Потемкина в его уединении
1790-e гг.
Хюо, Франсуа, работал 1782-1803
бумага гравюра резцом
16 х 9,8 см
20. Екатерина II приобщается Святых Тайн в алтаре Успенского собора
Россия, Санкт-Петербург, середина XIX в.
Неизвестный гравер
Автор рисунка: Велли, Жан Луи де, ок. 1730-1809
Автор рисунка: Махаев, Михаил Иванович, ок. 1717-1770
бумага гравюра резцом
74,5 х 53,5 см
21. Рашетт, Жак-Доминик. 1744-1809
Екатерина II
Франция, XVIII в.
воск
33 х 28 см
22. Портрет Иоганны-Елисаветы, герцогини Ангальт-Цербской, матери Екатерины II
Германия, 1756 г.
Бернигерот, Иоганн Мартин. 1713-1767
Автор живописного оригинала: Матьё, Розина Христиана Людовика. 1748-1795
бумага гравюра резцом
29,6 х 17,7 см
hermitagemuseum
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote