• Авторизация


Большой дворец (Петергоф)Часть 7:Кабинет императрицы ,Штандартная,Кавалерская 15-08-2021 19:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Большой дворец (Петергоф)Часть 7:Кабинет императрицы ,Штандартная,Кавалерская



К А Б И Н Е Т    И М П Е Р А Т Р И Ц Ы

Следующие за Проходной комнаты анфилады по своему назначению характерны для дворцов XVIII века и, как правило, составляли непременный комплекс женской жилой половины: Кабинет, Туалетная, Спальня и Будуар.

[показать]

До Великой Отечественной войны Кабинет сохранял золоченую деревянную резьбу, шелковые драпировки, наборный паркет, появившиеся здесь в 50 - 60-х годах XVIII века.

[показать]

Летом 1849 года в Петергоф доставили, а на следующий год установили в Кабинете императрицы "фарфоровый камин писан цветы и фрукты украшение по розовому грунту золотом". На щите камина размещалось огромное зеркало в фарфоровой раме. Из фарфора были выполнены также канделябры, каминный экран и стол. Эти замечательные изделия императорского фарфорового завода, как и все детали отделки, погибли в 1941 году.

Особую прелесть придает Кабинету замечательный по рисунку шелк. Он появился здесь, вероятно, еще в XVIII веке. В 1818 году его сменил малиновый штоф с цветами и птицами. Но вскоре стены Кабинета вновь украсил белый атлас с букетами и корзинами. В 1844 году ткань возобновил Н. Тарасов, а в 1876 году - петербургский купец Игнатий Дюфо. Сделанные из ткани в том же году драпировки на окна сохранились до нашего времени. Шелк на стенах выполнен по образцу советскими мастерами опытного производства Научно-исследовательского института шелка в Москве.

[показать]

Завершается и возрождение золоченых орнаментов дверей и панелей по рисункам середины XVIII столетия.

[показать]

восстановленный экран

[показать]

В отличие от деловой, рабочей обстановки Кабинета Петра I, дворцовые кабинеты середины и второй половины XVIII века лишь весьма условно соответствовали своему названию. Здесь, как и в многочисленных гостиных, находились декоративные изделия из бронзы, фарфора, стекла. И только письменный стол или бюро говорили о том, что это Кабинет.

[показать]

Стены Кабинета украшают несколько интересных портретов. На южной стене справа - портрет Екатерины II работы датского художника Вигилиуса Эриксена (1722 - 1772). Екатерина представлена стоящей в парадном костюме. Правой рукой она указывает на письменный стол, где разбросаны книги и рукописи, что должно было свидетельствовать о постоянных заботах "просвещенного монарха".

портрет Екатерины II работы датского художника Вигилиуса Эриксена

[показать]

Портрет Елизаветы Петровны работы неизвестного русского художника середины XVIII века -

Портрет прямая противоположность предыдущему. Елизавета удобно сидит в тронном кресле, беззаботно выражение ее лица, на губах приветливая полуулыбка. Почти игриво держит она в правой руке скипетр. Любовно выписаны художником многочисленные кружева и аксессуары. Этот портрет достаточно точно отражал настроение двора "веселой Елисавет".Над дверью западной стены помещен портрет двоюродного брата Екатерины II шведского короля Густава III, написанный в 1775 году А. Рослином (1718-1793). В Петергоф портрет попал, вероятно, в 1777 году, когда Густав приезжал в Петербург

[показать]

.Здесь же находятся портреты Павла I, копия с работы художника Ж.-Л. Вуаля, и вдовы Павла I Марии Федоровны в трауре, написанный в 1801 году художником Г. Кюгельхеном.

Одним из излюбленных пейзажистов второй половины XVIII века, чьи полотна охотно приобретались для русских дворцов, был немецкий живописец, постоянно живший в Италии, Якоб Филипп Гаккерт (1737-1807).

[показать]

 "Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима" 

Его картина "Вид грота Нептуна в Тиволи близ Рима" находится в Кабинете.Для русских дворцов второй половины XVIII столетия была характерна мебель в стиле классицизма, закупленная за большие деньги во Франции - стране, диктовавшей в то время художественные вкусы Европе. Произведения ее выдающихся мебельщиков с величайшей осторожностью доставлялись в Петербург на кораблях.


[показать]

Одним из прославленных мастеров, изготовлявших мебель, был Жорж Жакоб (1739 - 1814). Сам великолепный резчик по дереву, он создал мастерскую, производившую стулья, кресла, диваны и другие предметы, отличавшиеся не только точно найденными пропорциями, комфортабельностью, выразительностью силуэта, но и украшенные изящным резным орнаментом. Таков и золоченый гарнитур Кабинета, на предметах которого имеются клейма мастерской Ж. Жакоба.

Не меньшей известностью среди мастеров корпусной мебели пользовался Жан-Гильом Бенеман. Он получил звание мастера в 1785 году и работал до начала XIX века. Его комоды, несколько тяжеловатые, но украшенные превосходной бронзой и бисквитными рельефами, исполненными во вкусе произведений английского керамиста Дж. Веджвуда, встречались в конце XVIII века во многих дворцах Европы. Вероятно, в его мастерской был сделан и комод, стоящий у восточной стены.

Пять фарфоровых ваз глубокого синего тона с золотом на этом комоде - изготовлены русскими мастерами императорского завода в Петербурге.

[показать]

Здесь же часы золоченой бронзы и белого мрамора в виде лиры парижского мастера Бирдье. Часы такой формы, показывавшие, кроме времени, еще и дни недели и числа, характерны для 70 - 80-х годов XVIII века.

[показать]

В центре Кабинета стоит круглый стол красного дерева с мраморной доской. Это чрезвычайно редкий пример изделия мастера Марка Давида Кулерю (1732-1804). Работы семьи столяров и чернодеревцев Кулерю, жившей в маленьком французском городке Монбельяр на границе со Швейцарией, славились во второй половине XVIII века добротностью и красотой форм.

[показать]

[показать]

П Р О Х О Д Н А Я   (Ш Т А Н Д А Р Т Н А Я)

Как и Кавалерская, эта комната была декорирована по проекту Ф.-Б. Растрелли деревянной позолоченной резьбой на дверях, панелях, окнах, а стены затянуты шелком. На западной стене архитектор разместил камин с большим зеркалом в золоченой раме.

Проходная - единственная комната жилой половины, имевшая выход на балкон северного фасада дворца.

Размеры комнаты первоначально были меньше, так как между комнатами южной и северной анфилад Растрелли устроил темную комнату с лестницей, соединявшей комнаты второго и третьего этажей. При восстановлении дворца перегородка не была возобновлена, что увеличило площадь помещения.

Как и в остальных комнатах Большого дворца, ткани, которыми были обиты стены, неоднократно менялись. Относительно точными данными о тканях Проходной мы располагаем начиная с 1818 года, когда здесь поставили "китайский атлас по голубому грунту с висячими ландшафтами, представляющими птиц и собаку". Но уже к середине XIX века в Проходной появляется "брокатель по желтому фону с лиловыми разводами". Замена была вызвана тем, что комната начинает использоваться для хранения штандартов гвардейских полков, несших охрану резиденции. Сюда помещают "станки" для штандартов, а комнату в документах именуют Штандартной.

В предвоенное время вместо обветшавшей ткани сюда переносят из "корпуса под гербом" великолепный шелк, исполненный в XIX веке по рисунку французского мастера Ф. де ла Салля. В 1941 году огонь уничтожил этот шелк.

[показать]

Сейчас стены и мебель обиты зеленым шелком с букетами цветов. Он изготовлен по сохранившемуся в эвакуации образцу, вытканному в 40-х годах XIX века специально для Петергофа по рисунку XVIII столетия на одной из старейших русских шелкоткацких фабрик, основанной еще в 1772 году в деревне Щелкове под Москвой, - мануфактуре И. М. Кондрашева.Как и в большинстве комнат анфилады, в Проходной издавна находились парадные портреты

[показать]

Самый интересный из них - на восточной стене. Полотно написано итальянским художником Якопо Амигони (1675 - 1752)и представляет Петра I об руку с богиней мудрости и покровительницей ремесел - Минервой.У ног императора - книги, чертежи крепостных сооружений, пушка, полковые барабаны, а на втором плане - корабли. Эти атрибуты указывали на военные доблести Петра. Два амура над его головой держат корону - символ государственной власти и кольцо - символ вечности. Лишь обломленная колонна у правого края холста - олицетворение незавершенности задуманного - вносит грустную ноту в это триумфальное изображение.

[показать]


Интересна история заказа этого портрета. С 1732 по 1738 год в Лондоне в качестве русского посла находился замечательный сатирик Антиох Кантемир. Это была своеобразная почетная ссылка писателя, оказавшегося "неудобным" для двора Анны Иоанновны. Он-то и заказал Амигони портрет Петра, в котором нашли отражение как преклонение перед гением царя-преобразователя, так и сожаление о пренебрежении его заветами в современном заказчику обществе.Амигони повторил портрет дважды. Один из этих портретов украшает сейчас Петровский зал Зимнего дворца в Ленинграде.

Ткань щёлковской фабрики И.М. Кондрашева, украшающая стены Штандартной
(Проходной) комнаты. Петергоф. Большой дворец.

[показать]
На южной стене справа и слева от двери - два небольших полотна. Одно из них, написанное в холодной серебристой гамме, возможно, принадлежит кисти немецкого художника Георга Гроота (1716-1749) и изображает Елизавету Петровну. Другое - повторение известного портрета Екатерины II, написанного около 1769 года Ф. С. Рокотовым (1735-1808).

[показать]

Своеобразен портрет, традиционно считающийся изображением Анны Иоанновны, помещенный на западной стене По композиции и деталям он воспроизводит известный портрет Екатерины I, написанный И. Одольским в 1725-1726 годах. Однако лицо здесь действительно напоминает царицу "престрашного зраку", как называли Анну Иоанновну. Портрет поступил из дворца Шереметевых, и можно предположить, что он написан каким-нибудь крепостным художником, воспользовавшимся при работе находившейся под рукой копией с работы И. Одольского.

[показать]


Убранство комнаты дополняют французские часы: фарфоровые в виде вазы парижского мастера Б. Перрена и бронзовые золоченые с барельефом и фигурами, представляющими мифологический сюжет из истории Троянской войны - "Прощание Гектора с Андромахой".Две стоящие на камине фарфоровые вазы, украшенные превосходной "цветочной живописью", сделаны на петербургской частной мануфактуре "Наследники Батенина" в 30-x годах XIX века. Изделия мастеров этой мануфактуры славились не только красивой формой, но и стойкой позолотой и красочными, полными жизненности изображениями цветов.

[показать]

[показать]

Интересна мебель Проходной и особенно великолепный стол для карточной игры, стоящий в центре. Вся поверхность его покрыта искусно выполненным набором в технике маркетри - изображениями пейзажей с фигурками людей и животных, деревьев, архитектурных пейзажей. Ряд признаков позволяет считать, что стол изготовлен в середине XVIII века в России. В этой же технике набора изготовлен голландскими мастерами второй половины XVIII века богатый комод с поднимающейся крышкой и хитроумно устроенными полками.

Большую ценность представляет комод наборной работы с тремя ящиками, стоящий рядом с камином. Под его мраморной крышкой имеется оттиснутое в дереве клеймо BVRB. Это монограмма одного из крупнейших чернодеревцев середины XVIII века Бернара ван Ризен Бурга. Золоченые кресла, изготовленные в строгих классических формах 70 - 80-х годов XVIII (века, частью подлинные, частью изготовлены по образцам советскими резчиками-реставраторами под руководством А. Кочуева и вызолочены мастером Я. Каплюк.

К А В А Л Е Р С К А Я

Свое название комната получила в связи с тем, что здесь, перед личными покоями, размещался караул кавалергардов. Иногда в Кавалерской производились "представления" и приемы высших офицеров гвардейских полков.

[показать]

До войны Кавалерская была больше - имела три окна на северной стене. При восстановлении дворца решено было вернуться к одному из первоначальных вариантов архитектора Ф.-Б. Растрелли, по которому в этом объеме предусматривались две комнаты.Своеобразие интерьеру придает штоф теплого густого малинового цвета. 

 как

Стены Кавалерской,и всех жилых комнат бельэтажа, изначально были затянуты шелком. В середине XVIII века он приобретался за границей. По мере обветшания его заменяли новым. С начала XIX столетия при смене обивок, как правило, обращались с заказом на одну из многочисленных русских шелковых мануфактур в Москве и Подмосковье. При этом строго оговаривалось сохранение рисунка и цвета образца. Впрочем, несмотря на эти оговорки, отступления от первоначального варианта были иногда значительными. Каждая комната Большого дворца имела шелк особого рисунка и расцветки. Обилие тканых обоев делало этот дворец единственным в своем роде.

В Кавалерской последний раз обветшавший малиновый штоф меняли в 1898 году. И, как всегда, было оговорено, что "цвет как фона, так и рисунка, должен совершенно соответствовать не вылинявшему, первоначальному цвету". Изготовить "250 аршин материи двойной ширины" за три месяца взялся московский фабрикант Ф. И. Коровин. Этот шелк простоял в Кавалерской до 1941 года. В годы войны удалось сохранить небольшой рулон из запаса ткани, находившийся в фондах музея. По этому образцу в 1974 году на Всесоюзном научно-реставрационном производственном комбинате в Москве была выткана новая партия шелка, полностью соответствовавшего сохранившемуся. Обойные работы выполнил мастер П. Н. Нилов.

Для большинства помещений дворца Ф.-Б. Растрелли предложил паркет, настланный из двух пород дерева по рисунку "зигзаг". Была использована местная древесина: береза, натуральный и мореный дуб. Несмотря на простую текстуру и ограниченную цветовую гамму, эти материалы позволили создать красивый и богатый узор. Особенно хорош он в небольших по размерам комнатах. Паркет этого вида восстановлен сейчас в Кавалерской.

Мебельное убранство этого интерьера, как и большинства других комнат дворца, на протяжении XVIII-XX веков неоднократно менялось в соответствии с эволюцией вкусов, стилей, а зачастую и просто по прихоти коронованных владельцев.Большая часть музейных предметов, находившихся в Кавалерской до войны, не была эвакуирована и погибла. При восстановлении здесь были выставлены предметы, характерные для подобных дворцовых интерьеров XVIII века.

[показать]

В этой комнате демонстрируется гарнитур красного дерева, выполненный по рисункам знаменитого английского мебельщика Томаса Чиппендейла (1718-1779), предложившего новые решения для мебели стиля барокко. Его мебель отличалась практичностью, несложностью исполнения и в то же время выразительностью и красотой линий. Он же ввел в широкое употребление красное дерево, дававшее при полировке богатую игру текстуры и цветовых оттенков. По рисункам Т. Чиппендейла, изданным в виде нескольких альбомов, делали мебель во многих странах Европы, в том числе и в России.

[показать]

Примером искусства немецких мастеров середины XVIII столетия является шкаф-бюро, украшенный сложным рисунком с характерными для того времени китайскими сценками, выполненными в технике набора. Аналогичной работы и шкаф у восточной стены.

[показать]

Кавалерскую украшают несколько живописных полотен, из которых прежде всего следует выделить картину школы Рубенса "Апофеоз войны". На южной стене "Кавалерийское сражение" кисти известного французского мастера батального жанра Адама Франса Ван дер Мейлена (1632-1690).

На западной стене работа неизвестного художника XVIII века "Сражение Петра I со шведами".

часть 1 часть 2 часть 3 часть 4,часть 5,часть 6

===================

https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/bolshoy_petergofskiy_dvorets

http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st015.shtml

https://www.facebook.com/peterhof.museum/photos/3292793460767308

https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Interior_of_the_Grand_Peterhof_Palace

https://www.spbmuzei.ru/bolshoj-petergofskij-dvorecz

Петродворец. Большой дворец. Лениздат, 1988. Автор текста и составитель И. М. Гуревич

Серия сообщений "Петергоф":
Часть 1 - Дворцы Петра I.Часть 4."Монплезир"
Часть 2 - Дворцы Петра 1: Каскады Петергофа
...
Часть 10 - Большой дворец (Петергоф)Часть 5:Китайские кабинеты,Картинный зал
Часть 11 - Большой дворец (Петергоф)Часть 6:Куропаточная гостиная,Диванная,Туалетная
Часть 12 - Большой дворец (Петергоф)Часть 7:Кабинет императрицы ,Штандартная,Кавалерская
Часть 13 - Большой дворец (Петергоф)Часть 8:Большая(Голубая) гостиная,Коронная,выставочные комнаты
Часть 14 - Большой дворец (Петергоф)Часть 9:Дубовый кабинет,Особая кладовая
...
Часть 18 - Петергоф.Церковный корпус.
Часть 19 - Петергоф.Корпус под гербом. Музей "Особая кладовая". Часть 2.
Часть 20 - Парки Петергофа:комплекс Нижнего парка,Большой каскад,Морской канал
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Большой дворец (Петергоф)Часть 7:Кабинет императрицы ,Штандартная,Кавалерская | NIMVFA - Дневник NIMVFA | Лента друзей NIMVFA / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»