Пятая по размеру
российская авиакомпания Utair допустила дефолт по кредиту на 18,9 млрд руб. Возобновить его погашение авиакомпания обещает только летом 2019 года, но крупные кредиторы не готовы ждать. Utair, пятая по пассажиропотоку российская авиакомпания, в рамках реструктуризации кредитов приостановила выплаты по части долговых обязательств. Чтобы обеспечить бесперебойную работу в
низкий зимний сезон, компания предусмотрела остановку выплат по семилетним кредитам в декабре [2018 года] и аккумулирует ресурсы для исполнения процентных расходов в прибыльном летнем периоде [2019 года]. Платеж по семилетнему кредиту должен был состояться 20 декабря, рассказал источник в одном из банков — кредиторов Utair: авиакомпания его не провела. Это
подтвердил представитель крупнейшего кредитора Utair — банка «Траст». Финансовые показатели Utair: выручка Utair по МСФО в 2017 году составила 75,8 млрд руб., чистая прибыль — 2,4 млрд руб. Из-за роста расходов на топливо компания ожидает убытков по итогам 2018 года, согласно отчету компании по РСБУ за девять месяцев 2018 года, ее выручка составила 45,4 млрд руб., убыток — 1,9 млрд руб.
[показать]
О том, что Utair начала процедуру реструктуризации долгов, стало известно в начале декабря. Тогда
компания указывала, что заблаговременно приступила к реструктуризации долговых обязательств в условиях нестабильной ситуации на авиарынке из-за роста цен на топливо и падения курса рубля. В 2018 году средняя стоимость тонны керосина для компании возросла на 35%, а на топливо приходилось 30% расходов Utair. В 2015 году авиакомпания заключила два соглашения с банками о синдицированных кредитах. Первый кредит сроком на семь лет на сумму 18,9 млрд руб., второй — на 24,1 млрд руб. на 12 лет. Под первый правительство одобрило госгарантии на 9,5 млрд руб. Как следует из отчета Utair по МСФО за первое полугодие 2018 года, у нее есть банковские кредиты на общую сумму 38,66 млрд руб. со сроком погашения в 2020–2027 годах. В сложившейся ситуации может быть
два варианта развития событий: если авиакомпания не согласовала процентные каникулы с кредиторами и не достигнет с ними компромисса, то результат может быть печальным — они начнут забирать залоги (самолеты и двигатели) и операционная деятельность перевозчика может оказаться под угрозой. Если же кредиторы согласуют отсрочку по выплате, то ситуация будет схожа, что сложилась в конце 2015 года, когда Utair проводила реструктуризацию.
[показать]
В случае
отсутствия компромисса с банками и без поддержки со стороны «Сургутнефтегаза» уже в феврале - марте могут начаться разговоры о подаче иска о банкротстве компании со стороны кредиторов, предполагает управляющий партнер экспертной группы Илья Жарский. Utair станет сложно рассчитываться с поставщиками горючего, сервисными аэропортовыми службами, возможно, начнутся задержки рейсов, поставщики будут требовать предоплату, в случае подачи иска на признание Utair банкротом может уйти несколько месяцев, добавил он. Но учитывая, что компания является
пятым по размеру российским авиаперевозчиком, в ситуацию может вмешаться государство.