В начале XX в. Э. Шмидт, руководивший раскопками Пенсильванского университета в Анау на юге Туркменистана на вершине южного холма, выделил новую культуру (Pumpelly 1908; 49,106—108). Ее комплекс резко отличался от предшествующей, прерывая прогрессивное развитие, установленное для предыдущих этапов памятника. Главную ее особенность составляла керамика, характеризующаяся крайней грубостью, изготовлением без гончарного круга и возрождением росписи сосудов, отсутствующей на великолепной гончарной керамике стадии Анау III (Намазга V—VI). Сокращение площади поселения и упадок ремесла Э, Шмидт объяснил экологическим кризисом, завоеванием юга Туркменистана примитивными кочевыми племенами и назвал эпоху Анау IV Эпохой Варварской Оккупации (ЭВО). С тех пор на протяжении века не затихает дискуссия о характере этой культуры, ее происхождении и этнической принадлежности.
Памятники и слои ЭВО выделены в бывшей Парфии, где сосредоточено их большое число. Они открыты также в Маргиане, Северной и Южной Бактрии. Поселения концентрируются по отдельным оазисам.
В Парфии к этой эпохе, кроме Анау IV А, относятся Яшулли- депе, Яссы-депе, Улуг-депе, Чаача, Елькен-депе (Сарианиди 19726; Массон 19666; 184; Сарианиди, Кошеленко 1985). Последнее является ключевым, так как на нем впервые надежно установлена стратиграфия: нижний слой Елькен I относится к концу культуры Анау III (g, f)> синхронной по стратиграфии Намазга периоду VI. В нем содержится небольшое число андроновских фрагментов. Он пере- KDbiT слоем Елькен И, относящемся к эпохе варварской оккупации, а сверху залегает слой Елькен III, принадлежащий уже к предахме- нидской и ахеменидской эпохе, характеризующейся возрождением керамики, сделанной на гончарном круге (Марущенко 1959).
А.М. Марущенко в 1939 г. выделил стадии Яшилли и Анау IV, а после раскопок на Елькен-тепе назвал их этапами Елькен II и Елькен III (Марущенко 1959).
В.М. Массон предложил разделить период Анау на Анау IV и Анау IVA (1959: 102), а после исследования поселения Яз-депе именовать памятники ЭВО культурой (или эпохой) Яз I, с уточнением, что в Яз-депе отсутствует ранняя часть слоя Елькен II.
Термин «эпоха варварской оккупации» вызвал критику, и его пытались заменить названиями «культура Восточного Хорасана» (Сариа- ниди 1977: 107— П6), «чусткая культурная общность» (Заднепровский 1978: 44—45), «культура (или культуры) расписной керамики поздней бронзы» (Аскаров, Альбаум 1979: 68—74; Пьянкова 1998а: 204—211), наконец, «культура Окса железного века» (Francfort 2001 в). Предлагались также региональные схемы периодизации (Пилипко 1986).
Следует напомнить, что в Парфии и Маргиане на ряде поселений в слое Намазга VI найдены фрагменты андроновской лепной керамики (Кузьмина 1994: схема IV; рис. 52). Она сформована от руки из глины с примесью дресвы и украшена геометрическим декором по венчику и плечику в виде равнобедренных треугольников, вертикальной елки, реже меандра. По стратиграфическому положению в слое Анау (конец Намазга VI) она датируется XV—XIII вв. до н.э. и предшествует слою Анау IV, Существенно подчеркнуть, что на поселении Тек- кем депе выявлено два слоя пожара, перекрытых хижанами степняков. Это позволяет предпологать, что пришельцы усугубили кризис, переживаемый поздненамазгинским населением, и расселились в его среде (Ганялин 19566). Над пепелишем Теккем-депе встречены фрагменты степной керамики. Они могут быть отнесены к эпохе финальной бронзы Алексеевского типа: фрагменты с валиком с крестами; с горизонтальной елкой под венчиком; с косыми насечками по краю венчика (Ганялин 1956: 85, рис. 9; Кузьмина 1994, рис. 52). Именно эта керамика, часто украшенная налепными валиками с насечками и крестами, обычно встречается на стоянках в пустыне у горной полосы (Ганялин 19566: 86; Кузьмина 1963в; 1998s; 1994). Дата ее XIII—XI вв. до н.э. А.Ф. Ганялин (19566: 86) относит «гибель всей местной древней земледельческой культуры» к последней четверти II тыс. до н.э.
Елькен — это большое поселение с цитаделью диаметром 130 м,. возвышающейся надо рвом почти на 20 м. Нижний слой поселения Елькен I, покоящийся на материке, содержит керамику двух типов. Абсолютное большинство сосудов изготовлено ка гончарном круге. Они разнообразных форм, в том числе цилиндрические, есть большие корчаги с усеченно-коническим дном. Наружная поверхность покрыта светлым или красным ангобом и иногда залощена (Марущенко 1959; 60. табл. IV).
Эта группа находит полные аналогии в Анау III (Schmidt in Pumpelly: 1904, pi. 10:1, 2; 12: 1; 14: 1, 2; 19: 1, 7), в верхнем слое Теккем-депе (Ганялин 1956) и в Намазга, слой VI.
Вторую группу составляет грубая лепная посуда, представленная фрагментами горшков, орнаментированных елочным геометрическим узором, имеющих иногда отогнутый наружу венчик с косыми насечками. Диагностическим признаком этой группы являются сосуды с налепным валиком под венчиком, украшенным косыми насечками (Марущенко 1959: 60—62. табл. V). Количество этой группы керамики резко возрастает в верхней части слоя Елькен I. A.A. Марущенко {как и А.Ф. Ганялин) справедливо отнес эту керамику к степной бронзе, но сопоставил ее с андроновской и тазабагьябской. И на этом основании датировал слои Елькен I серединой второй половины II тыс. до н.э. В настоящее время успехи в изучении андроновской культуры позволяют внести уточнения. Дата андроновской и тазабагьябской культур удревнена и, главное, разработана классификация позднеандроновских памятников. Посуда с налепным валиком в туркменских памятниках относится к типу Алексеев ка и датируется XIII—XI вв. до н.э. К сожалению, изученные мной в Ашхабаде коллекции степной посуды Елькена и Теккема столь малочисленны, что нельзя установить, была ли найдена на этих памятниках в нижней части слоя Намазга VI доваликовая андроновская посуда, которая есть в слое III в Анау и на ряде других памятников Средней Азии.
Слой Елькен II залегает выше слоя I и резко отличается от него (схема 1). К этому времени относится сооружение глиняной платформы и возведение на ней цитадели и строительство рядом с протогородом маленьких сельских усадеб. Это отражает существенные социально-экономические изменения в жизни общества.
Большие отличия прослеживаются и в керамике. Она представлена тремя группами.
К первой группе относится посуда, сделанная на гончарном круге, количество которой резко сократилось. Посуда покрыта красным, изредка лощеным ангобом, иногда нанесенным только в верхней части. Сохранились типьг горшков, чаш и сосудов с усеченно-коническим дном (Марущенко 1959: 63).
Вторую группу составляет лепная керамика с примесью шамота и иногда отпечатками ткани на внутренней поверхности (табл. XX— XXII). Часть горшков этой группы орнаментирована налепным валиком, в том числе с двумя отходящими от валика усами без насечек (табл. XVIII). Появились сосуды с ручками и носиком-сливом (табл. XIII, XIX). По современным представлениям эта группа валиковой посуды относится к типу Донгал и датируется X—IX вв. до н.э.
Третью группу, которая считается диагностической, составляет лепная посуда, украшенная росписью. Горшки, чаши, кринки с ручками покрыты светлым, желтоватым или бурым ангобом. В верхней части сосуда нанесен геометрический декор в виде заштрихованных или покрытых сеткой треугольников и ромбов, залитых треугольников (Марущенко 1959; 63. табл. XV—XVII).
Именно эта посуда отнесена Э. Шмидтом (H. Schmidt in: Pumpelly 1908: 49) к культуре степных кочевников. Аналогичные комплексы обнаружены в Яшилли и Яз-депе. Марущенко датирует эти памятники XII—VII вв. до н.э.
Кроющим слоем городища является Елькен 111. Это новый важный этап, о чем свидетельствует рост площади городища, обнесенного стеной, сложенной из стандартного сырцового кирпича
В городе процветает ремесло: найдены шлаки меди и впервые появляющегося железа.
Почти вся керамика сделана на гончарном круге. Это хумы, горшки, чаши и абсолютно господствующие сосуды цилиндроконической формы с характерными клювовидными в сечении венчиками (Марущенко 1959; 67. табл. XXVI—-XXXII),. Сосуды покрыты светлым или красным ангобом, иногда нанесенным только в верхней части. Весь этот керамический комплекс генетически связан с предшествующими не исчезавшими традициями Елькен II к I.
Особый интерес представляют сделанные на гончарном круге сосуды, украшенные в верхней части сформованным валиком, что отражает сохранение традиции валиковой керамики (табл. XXXII: 1).
Посуда Елькен III находит аналогии в керамических комплексах Анау IV и Яз III, Отдельные типы сосудов, например, горшки с двумя ручками, напоминают формы из ахеменидских Суз и Персеполя.
На основании находок втульчатых двулопастных и трехлопастных стрел (Марущенко 1959; 67. табл. XXXII) слой Елъкек III отнесен к VII—IV вв, до н.э.
Подводя итог, Марущенко (1959; 56, 70) подчеркивает, что «поселение Елькен связано глубокими корнями с древней местной земледельческой культурой».
В эпоху варварской оккупации оно стало «центром примитивного варварского государства, станом вождя одного из захвативших поселение и осевших скотоводческих племен».
Та же стратиграфия прослежена на Улуг-депе (В.И. Сарианиди АО 1968; АО 1970; 1972а). Это большое столичное тепе площадью 10 га, высотой 30,5 м> сохранившее напластования от эпохи Намазга III до Ахеменидов. В середине II тыс. до н.э. памятник, как и многие другие, испытывал кризис, его площадь резко сократилась, но в первой половине I тыс. до н.э. он пережил бурный подъем и стал одной из двух столиц региона, наравне с Елькен-депе. Интересна стратиграфия Улуга. Два нижних яруса (VII и VI) относятся к этапу Намазга VI, посуда тут изготовлена на гончарном круге, но уже в недрах этой культуры появляются единичные фрагменты расписной керамики, количество которой возрастает выше. В IV ярусе сохраняется архитектура многокомнатных домов, построенных из сырцового кирпича размером 55—60x25x10 см, но керамический комплекс резко сменяется: преобладает грубая лепная посуда с примесью шамота. Большая часть ее украшена под венчиком фризом, нанесенным черной или красной (редко — зеленоватой) краской по светлому ангобу. Мотивы декора разнообразны: равнобедренные треугольники, углы, ромбы, пирамиды, треугольники: заштрихованные, залитые, покрытые сеткой или шахматным рисунком (Сарианиди 1972а: рис 27; Сарианиди, Кошеленко 1985, табл. LXVII, LXVIII).
Вторую группу лепной посуды составляют грубые кухонные горшки и котлы, украшенные налепными валиками и косыми на- лепами, а также котлы с ручками-налепами и крышки с ручками. В верхнем ярусе количество лепной посуды резко сокращается, но она не исчезает полностью. Господствует здесь керамика, сделанная на гончарном круге. Это банки, миски, хумы цилиндро-конической формы, характерные для эпохи Елькен III — Яз II. Таким образом, стратиграфия Улуга позволяет установить, что расписная керамика зарождается еще в недрах культуры этапа Намазга VI и пережи- точно сохраняется в предахемен идское время, когда возрождается и никогда не исчезавшая традиция изготовления высококачественной гончарной посуды цилиндроконической формы, генезис которой можно возвести к эпохе Намазга IV. В.И. Сарианиди (1970: 434) подчеркивает, что круговая керамика 1 яруса восходит к местной посуде типа Намазга VI. Он относит появление комплекса Яз I в предгорных районах к концу II тыс. до н.э. и предполагает, что «появление комплекса расписной посуды следует связывать не со степными областями Средней Азии, а с более южными районами», имея в виду материалы Тилля-тепе в Афганистане. Отмечая большую мощность слоев Яз I в Афганистане, В.И. Сарианиди (19726: 54,55) предполагает, что культура ЭВО сложилась под влиянием Хорезма и ее распространение связано с расселением оттуда индоиранских племен.
Рекогносцировка нескольких памятников на юге Туркмении проведена Г. Гутлыевым (1977). Он относит их к эпохе раннего железа. На Ясы-депе выявлена платформа из пахсы и сырцового кирпича и установлена стратиграфия. Верхний слой синхронен Яз III, т.е. относится к ахеменидской эпохе. Вся керамика цилиндроконической формы сделана на гончарном круге. Ниже залегает слой Яз
Та же стратиграфия установлена на Гараой-депе (Гутлыев 1984): в первом ярусе 95% посуды сделано на гончарном круге. Во втором и третьем ярусах она составляет 90%, отдельные сосуды украшены коричневой росписью по светлому фону в виде углов, елки, треугольников, заштрихованных сеткой. Судя по рисункам, есть также посуда с налепными валиками и вертикальными ручками.
Ниже картина меняется: из 325 фрагментов только 42 сделаны на круге. В лепной посуде присутствует примесь шамота. Мотивы декора те же, но много залитых краской полос, треугольников, ромбов (Гутлыев 1984, рис. 4). На основании аналогий с другими памятниками автор датирует нижний слой — Яз I концом II тыс. до н.э. Обращает внимание то, что традиция изготовления расписной посуды сохранилась здесь и в ахеменидскую эпоху.
Точно те же закономерности развития керамического комплекса выявлены к юго-востоку от Ашхабада на поселении Яшыллы-депе площадью 3 га, высотой 6 м. В нижнем культурном слое толщиной 2,1 м — Яз I — лепная расписная посуда составляет 23%, нерасписная — 56%, число гончарной возрастает с 9 до 18%; в слое
В подгорной полосе Копет-Дага в области Этек в оазисе Дашлы открыт ряд памятников эпохи варварской оккупации (Пилип- ко 1986). На небольшом поселении Дашлы 17 выявлено три этапа. I — относящейся к периоду Елькен II характеризуется керамикой трех типов, выявленной в шурфе на поселении Дашлы 30. Треть посуды изготовлена на гончарном круге и представлена сосудами биконической формы и большими корчагами с усеченно-коническим дном, она продолжает традиции эпохи Намазга VI. Новой — и диагностически важной — формой являются большие гончарные сосуды с клювовидным венчиком и расположенным под ним вали- ком {Пилипко 1986, табл. 2, особенно 1, 2, 7, 9 с валиком). Последняя форма несомненно возникла под влиянием степной керамики с налепным валиком. Лепная посуда (табл. 1) с примесью шамота покрыта красным ангобом, а чаще имеет светлую зеленовато-желтую поверхность. Есть небольшие горшки с росписью в виде равнобедренных треугольников, заполненных сеткой. Большую часть лепной керамики составляют крупные сосуды с вертикальными ручками, миски, сосуды с носиком.
На поселении Дашлы 17 на втором этапе была сооружена из кирпича и пахсы обводная стена.
Керамический комплекс этого поселка и Дашлы 16 сохраняет преемственность с предыдущим. Но лепная керамика представлена только ангобированными чашами. Принципиальное отличие комплекса составляет полное исчезновение расписной посуды и существенное увеличение круговой, среди которой ведущей формой становятся цилиндро-конические банки (Пилипко 1986, 9, табл. 3). К этому времени относятся находки втульчатых лавролистных бронзовых стрел.
Таким образом, памятники подгорной полосы, имея некоторые локальные отличия, отражают сходную стратиграфию и характеризуются общей линией развития керамики.
***
В Маргиане свидетельства установления связей земледельцев эпохи Намазга VI со скотоводами андроновского круга выявлены на поселении Гонур и на стоянке, расположенной рядом с ним, открытой Ф. Хибертом; на поселении Тоголок I и в сборах на других памятниках (рис. 286). Посуда украшена геометрическим орнаментом, выполненным зубчатым или гладким штампом (Сарианиди 1990
табл. XII: 14, 15; LIV). Она лишена черт, специфичных для культуры Тазабагьяб, и валиков, характерных для финальной бронзы, и по современным представлениям относится к XV—XIV вв. до н.э.
На поселении Аучин наряду с гончарной также представлена лепная посуда. Сосуды с усеченно-коническим дном подражают местной гончарной керамике, как и сосудик со сливом, покрытый белым ангобом. Часть лепных фрагментов орнаментирована резными треугольниками и углами, они во многом близки андроновской керамике (Массон 1959: 20, 21).
На поселении Тахирбаи 3 (Массон 1959: 20, 21, 27, табл. XI) есть подобная посуда; один фрагмент имеет ребро алакульского типа, но найдены также черепки с росписью и с валиком под венчиком (Сарианиди 1990: табл. LXII: 10, П) типа Яз I. В.М. Массон (1959; 19), полагает, что Аучин является более ранним, а Тахирбай — более поздним памятником мургабского варианта культуры Намазга. Сосуд с валиком и носиком-сливом происходит с поселения Тоголок 28 {Сарианиди 1990, табл. L: 11). Он типичен для эпохи варварской оккупации.
Ключевым комплексом в дельте Мургаба служит поселение Яз- депе. На нем выявлено три культурных слоя. В слое Яз I выделено три группы керамики (Массон 1959: 35, табл. 1). К первой относятся сосуды, сделанные на гончарном круге — это крупные горшки- хумы и полусферические чаши-кубки, круглые миски. Они имеют красный цвет обжига, а снаружи (иногда только в верхней части) покрыты белым или желтоватым ангобом. В нижней части слоя эта керамика составляет 5,5—8%, а вверху ее количество возрастает до 14,5%. Второй тип составляет лепная посуда, покрытая по беловатому фону красной или коричневой росписью. Подсчитать ее процент трудно, так как расписана только верхняя часть. В среднем эта группа составила внизу 12%, а вверху — вдвое меньше.
Мотивы декора — расположенный под венчиком фриз из обращенных вниз углов, треугольников и ромбов, заштрихованных линями или сеткой (Массон 1959, табл. XVII —- XX; XXV; XXXI).
Господствует третья группа — лепная нерасписная посуда, количество которой сократилось верху на 10%. Вся лепная посуда содержит много толченой керамики — шамота.
Выделяется два варианта обжига сосудов: серо-черные, слегка лощеные и более грубые буро-красные. Формы их едины: это чаши и большие горшки-хумча, иногда с вертикальными ручками. Отличительная особенность горшков — орнаментация их налепными валиками с защипами, иногда только косыми отрезками валиков (Массон 1959: табл. XXII: 3,4; XXIII: 8,9; XXIV; XXV: 11; XXVI: 1,2,7; XXVII: 6).
К этому слою относятся камни пращи, булава и три черешковые и три втульчатые двухлопастные бронзовые стрелы, однолезвийный нож и бляшка с петелькой (Массон 1959: 38, табл. XXXIII).
Следующим по времени является слой Яз II. В отличие от других памятников постепенный переход на Язе не прослежен и выглядит как скачок в развитии производства: вся керамика сделана на гончарном круге и лишена примеси шамота. Но генетическая преемственность гончарных сосудов отчетливо прослеживается в формах кубков, горшков с усеченно-коническим дном, белом ангобе и нанесении его у части сосудов только в верхней трети. Традиции лепной посуды отражает сохранение валиков под венчиком и появление клювовидных венчиков. Абсолютно господствуют горшки цилиндро-конической формы (Массон 1959; 39, 40; табл. XXXVII—XXXIX). В слое II найдены бронзовая двулопастная втульчатая стрела (табл. XXXIV: 18) и фрагмент железного топора (табл. XXXV: 4).
Керамика Яз III сохраняет традиции гончарной посуды Яз II. Ее диагностическим признаком является замена клювовидного венчика венчиком в виде уплощенного валика (Массон 1959: 41, табл. XLI, XLII). В слое найдена бронзовая трехперая стрела со скрытой втулкой (табл. XXXIV: 14) и железные топоры и тесла (табл. XXXV: 1—3).
По мнению В.М. Массона (1959: 68, 70, 128, 129, рис. 20), эпоха Яз II (IX—VII вв, до н.э.) была временем кардинальных культурных инноваций: расширялась сеть ирригационных каналов, было введено железо, а на поселении на высокой глинобитной платформе из глины и сырцового кирпича была возведена прямоугольная цитадель. Ее современная высота— 12 м, площадь 1 га. Формат кирпича 53x28x12 отражает сохранение архитектурных традиций эпохи Намазга VI, как и керамика.
Нижний слой Яз I соответствует верхней части слоя Елькен II, а слои Яз II и III относятся к предахеменидской и ахеменидской эпохам.
В.М. Массон (1985: 61) предлагает датировать Яз 1900—650 гг. до н.э., Яз II — серединой VII в. до н.э.
В Шерабадском оазисе Узбекистана комплекс Яз I открыт в кроющем слое поселения Джаркутан (Аскаров 1976: 17—19; 1977, табл. LXVHI), представляющем крепость и примыкающий поселок.
Цитадель Джаркутана имеет площадь 3 га и окружена крепостной стеной с контрфорсами.
Во дворце и доме в крепости обнаружены в поздних ямах фрагменты лепных и гончарных сосудов. Треть обломков покрыта темно-красной краской по светлому фону. Орнамент идет под венчиком, представлен углами, свисающими незамкнутыми косо, или сеткой заштрихованными, или замкнутыми треугольниками или ромбами (рис. 33: 16—24; 62: 2, 3, 5—18). Есть также кухонные горшки, иногда сформованные на матерчатом шаблоне, с валиком под венчиком.
Интересно, что валиком с насечками и крестами украшены под венчиком некоторые гончарные культовые сосуды из храма (рис. 33: 7—12) (Аскаров, Ширинов 1993; рис 46:1; VII).
Комплекс Яз I перекрывает слои БМАК этапов Молали-Бустан (Шайдуллаев 1990; 2000; Аскаров, Ширинов 1993: 55; 57; 58; 85; рис. 19: III; 20:1; 21; также 74: II, 1, 2).
Гончарная керамика из ям продолжает традиции БМАК, но обращает внимание обилие сосудов биконической и цилиндрокони- ческой форм, господствующих в эпоху Яз II (рис. 61: 2, 3, 5—18).
Авторы (с. 127) справедливо полагают, что эти факты отражают синкретизм местной бактрийской и пришлой андроновской культур.
В южном Узбекистане, как и в Туркмении, в отдельных оазисах представлены немногочисленные большие поселения и укрепленные усадьбы. Динамику развития отражает стратиграфия поселения Кызыл-тепе в оазисе Миршади {Сагдуллаев 1978а,б, 1987, 1989; Сагдуллаев, Хакимов 1976; Шайдуллаев 1990, 2000). Памятник площадью 30 га — это крепость с цитаделью площадью 2 га, возвышающейся на 10 м. Она стоит на платформе, сложенной из необожженного кирпича и пахсы. За стенами с овальными башнями и рвом продолжается неукрепленная часть поселка. В окрестностях находится семь небольших укрепленных квадратных усадеб Кызылча 1—7, составляющих земледельческую округу.
В нижнем слое Кызыл I около 97% составляет лепная керамика с примесью песка и шамота, сформированная на матерчатом шаблоне или ленточным способом, что типично для технологии степной посуды эпохи бронзы. Большие горшки и хумы лишены ангоба и лощения снаружи. Остальные сосуды покрыты светлым, беловатым или, редко, красным ангобом, что отражает традиции ремесленного производства земледельцев. Основные формы — полусферические чаши, горшки, сосуды хумча, иногда с усеченно-коническим дном. Есть также горшки с налепленными валиками, с вертикальными ручками, с носиком-сливом (Сагдуллаев 1978: 7;
1987: ряс. 20).
Этот керамический комплекс типичен для этапа Яз I. Его существенную особенность составляет малочисленность расписной керамики.
На другом памятнике оазиса — однослойном Безымянном поселении наряду с описанной посудой небольшой процент составляют фрагменты с мазками красной или черной краской или треугольниками (Пугаченкова 1972: 47—48).
Кызыл II было временем важных перемен. На поселении была построена цитадель. Часть лепной посуды сделана на матерчатом шаблоне. Сохранились горшки с вертикальными ручками и короткими носиками.
Б керамическом комплексе в переходных слоях постепенно возрастало количество гончарной посуды, во II слое она составила 70%. Тесто почти без примесей, обжиг хороший, черепок красный. Снаружи сосуды покрыты светлым желтовато-белым ангобом. Абсолютное большинство чаш и мисок до больших хумов и хумча имеют цилиндро-коническую форму и клювовидный венчик (Саг- \ дуллаев и др. 1976: рис. 2; Сагдуллаев 1987: 10, 11, рис. 22, 23). Отличительную особенность керамики этого памятника составляет традиция наносить на гончарные сосуды мазки и геометрические фигуры (рис. 24).
Этот керамический комплекс находит аналогии в Елькен III и Яз II.
Кызыл III демонстрирует дальнейшее развитие традиций. Почти вся посуда сделана на гончарном круге и по ребрам покрыта белым, иногда — розовым ангобом. Исчезают роспись и клювовидный венчик. Он становится треугольным в сечении или валикообразным. Сосуды сохраняют цилиндро-коническую форму, но придонная часть становится очень нмзкой, ребро резко подчеркнуто, а цилиндрические стенки слегка вогнуты. (Сагдуллаев 1987: 11,
Та же динамика выявлена на соседней, полностью раскопанной небольшой укрепленной усадьбе Кызылча 6, предназначенной для проживания одной семьи. Большой внутренний двор окружен жилыми помещениями и укреплен стеной. (Сагдуллаев 1987: рис. 7, 8). Население занималось земледелием, на что указывают находки каменных пестов, зернотерок, бронзового серпа, а в Кызылча 6 — же-
лезного серпа. Особенность, отличающая узбекские поселения от Маргианы и Парфии, — находка в них каменных серпов и ножей. (Сагдуллаев 1987: 31, рис. 17; 34: 2, 3). Аналогии им есть в других культурных областях — в Чуете и Синьцзяне.
Оружие представлено находками в Кызылча 6 четырех втуль- чатых двулопастных стрел характерных для комплексов Яз-депе (Сагдуллаев 1987: 33, рис. 32: 4, 5).
Аналогичные памятники с той же стратиграфией и развитием керамики выявлены в соседних оазисах южного Узбекистана. Следует упомянуть поселение Бандыхтан-тепе I с цитаделью 90x70 м высотой 5—6 м. На нем сочетается гончарная и лепная посуда, иногда покрытая под венчиком небрежными мазками, нанесенными красной краской по кремовому ангобу, и грубые горшки с налепленным валиком с вдавлениями (Ртвеладзе 1976: 95—96, рис. 2). Это позволяет отнести памятник к эпохе Яз I (рис. 61: 1, 4, 19, 20).
Развитие культуры в начале I тыс. до н.э. демонстрирует поселение Кучук-тепе в Шерабадском оазисе (Аскаров, Альбаум 1979) (рис. 60).
Это холм площадью 0,5 га высотой 8 м, представляющий остатки укрепленной усадьбы, где проживала одна семья и где выявлено три этапа жизни в усадьбе. Нижний слой, относящийся к периоду Яз I, характеризуется господством лепной посуды; гончарная составляет только 20%. Это полусферические чаши, горшки с венчиком в виде валика и крупные сосуды — «хумча». Лепная посуда изготовлена на матерчатом шаблоне. Это миски и горшки с узким горлом. Особенность посуды Кучук I — отсутствие орнаментации налепными валиками. Видимо, имитацией их являются две параллельные линии под венчиком гончарных горшков (табл.3:12—15). Часть лепной посуды покрыта кремовым или розовым ангобом, по которому небрежно нанесен красной или темно-красной краской под венчиком декор в виде зигзага, косо или горизонтально заштрихованных или залитых краской свисающих треугольников (изредка ромбов и кружков). (Аскаров, Альбаум 1979:32,33, рис. 13,14; табл. 2; 5). Ксть фигурки копытных животных.
Для комплекса Кучук П характерны крупные горшки с клювовидным венчиком и (иногда) с усеченно-коническим дном (табл. 5: 4, 8; 11: 14, 18, 19). Типичны горшки с горизонтальными ручками — упорами и сосуды с носиками (рис. 13; табл. 5: 2; 8: 5—7, 9; 13: 16). Орнамент исчезает, изредка под венчиком чаш наносят мазки или контурные треугольники (табл. 7: 4, 5; 8: 1, 4, 8; 12: 1, 4—6; 13: 1, 4, Н) На крупных гончарных горшках идет модифицированный валик, имитирующий валик налепной (табл. 11: 14, 18, 19). Есть также горшки, у которых отрезок налепного валика помещен под горлом (табл.14: 1,4, б, 8).
Дальнейшая плавная эволюция прослеживается в комплексе Кучук III. Здесь исчезает лепная посуда. Абсолютно господствуют цилиндро-конические сосуды изысканных пропорций с подчеркнутым ребром и вогнутыми стенками, клювовидными или утонченными венчиками (табл.15-18). Этот комплекс аналогичен посуде Яз III, а в Бактрии — Кобадиан I.
Инвентарь памятника включает каменные зернотерки, ступки, песты. В верхнем слое поселения найдены каменные серпы (табл. 22), пять бронзовых ножей двух типов: серповидные с ответвлением в рукояти и однодезвийные с длинной ручкой и округлым концом лезвия (рис. 23).
Интерес представляет находка двух роговых псалиев с отверстиями. К сожалению, тип их не может быть установлен, так как они сильно фрагментированы.
Оружие представлено бронзовым кинжалом с долом (продольным ребром) и полусферическим навершием рукояти. На памятнике обнаружено 26 бронзовых стрел. Ко времени Кучук II относятся наконечники двулопастные с выступающей втулкой, характерные для этого времени в широкой зоне Евразии и восходящие к анд- роновским прототипам. Большая часть разнотипных стрел происходит из верхнего слоя. Большинство из них — трехлопастные черешковые (Аскаров, Альбаум 1979: 44—47, рис. 19; табл. 24, 25).
Аналогичный керамический комплекс выявлен на поселении Талашкан (рис. 62: 1,4, 19, 20; Ртвеладзе 1976).
На территории Таджикистана культура эпохи варварской оккупации выявлена достаточно слабо. Этот комплекс присутствует на поселении Кангурттут. Н.М. Виноградова (2004: 41, рис. 24: 35—38) относит его к самому концу II — началу I тыс. до н.э. Он перекрывает слой эпохи бронзы периода Бустан, который содержит посуду, сделанную на гончарном круге (90%). Ведущими формами являются горшки с коническим дном, чаши и вазы на ножке (рис. 24: 1—25). Она сочетается с небольшим процентом лепной бишкентской и андроновской поз нефедоровской керамики с богатым штампованным орнаментом (Виноградова 2004:41, рис. 24: 35—38) (рис. 35).
Литейная форма кинжала с упором и однолезвийные ножи с отогнутым концом позволяют на основании широкого круга аналогий датировать ранний комплекс XIII—XI вв. до н.э. (Kuzmina, Vinogradova 1996) и отнести его к восточно-андроновской металлургической провинции. Полученные радиоуглеродные даты в интервале между 1976/1756 и 1594/1291 г. до н.э. (Виноградова 2004: 41) абсолютно противоречат археологической хронологии.
Следует отметить, что на поселении представлены кости лошади и ее фигурки, свидетельствующие о распространении животного и его культа.
Сосуды типа Яз I есть в верхнем слое поселения Тегузак (Пьянкова 1987 — APT XX; 1988 - APT XXI; 1993 - APT XXIV). Основной керамический комплекс составляет гончарная белоангобированная посуда, аналогичная керамике Кангурттута, относимая к этапу Бустан сапал- линского варианта БМАК. Он сочетается с позднеандроновской керамикой с орнаментом зубчатым штампом, В верхней части слоя найдены грубые лепные сосуды без орнамента и горшок с носиком-сливом, украшенный налепным валиком. Они отнесены к комплексу Яз I.
Единственным пока чистым памятником Яз I в Таджикистане является поселение Карим-берды (Вийоградова 1986 — APT XIX; Pyankova 1996). Важно подчеркнуть, что это оседлый земледельческий поселок с каменными стенами. Керамика, сделанная на гончарном круге, составляет 62%. Лепная посуда представлена сосудами с налепным валиком или носиком-сливом, мисками, крышками. Расписная керамика малочисленна. Орнамент нанесен темно-красной краской по светлому фону в виде углов, елки. Л.А. Пьянкова датирует поселение IX—VIII вв. до н.э. Ближайшую аналогию ему составляет нижний слой поселения Кучук-тепе в южном Узбекистане (Аскаров, Альбаум 1979; Шайдуллаев 2000).
Дата определяется по находке кельта-тесла со сквозной втулкой, аналогии которому известны в эпоху финальной бронзы в восточно-андроновской металлургической провинции в Восточном Казахстане в Чердолке, в кладе Палацы, включающем также браслет с рожками и кинжал с грибовидным навершием и гардой. Все эти изделия типичны для эпохи поздней валиковой керамики и кара- сукской культуры (Черников 1960: 84, табл. X: 4; LXIV: 8).
Кельт содержит высокий процент олова — 10%, по данным И,Г. Равич, что характерно для позднеандроновской металлургии.
В Южном Таджикистане памятники, переходные от ЭВО к Яз II, не выявлены. Предахеменидскую эпоху знаменуют поселения стадии Кобадиан I, выявленной М.М. Дьяконовым.
В северо-восточном Афганистане в Шортугае в кроющем слое представлена только керамика Алексеевского типа с простым геометрическим орнаментом и налепным валиком (рис. 27: 24—33) (Francfort 1989 pi. 58:6—8; 11—15; XXVI: 5).
В Восточном Афганистане в результате разведок советско-афганской и французской экспедиций установлено, что открытые укрепленные поселения сооружены не Ахеменидами для защиты от северных варваров, а относятся к более древней эпохе.
Главным исследованным памятником Северного Афганистана является поселение Тилля-тепе (Сарианиди 19726; 1977; 1989а) в оазисе Шиберган. Тилля-тепе — «Золотое тепе» — это небольшой холм, который составляет платформа диаметром 100 м из сырцового кирпича, возвышающаяся на 4 м и частично уходящая вглубь земли. Цитадель фланкирована круглыми башнями. Стратиграфически выделено два слоя, и предполагается существование развеянного верхнего третьего. В нижнем слое Тилля I, видимо, существовал большой зал, который позже был перестроен. Керамические комплексы Тилля I и II почти не различаются по материалу и включают четыре типа посуды двух групп (рис. 63).
Первую группу составляют гончарные чаши, миски, горшки, большие хумы. Глина без примесей, обжиг красного цвета. Верхняя часть сосуда покрыта белым ангобом. По наблюдениям В.И. Сарианиди (1972: 21, 23) в верхней части II слоя и в предполагаемом кроющем слое III возрастает процент гончарной керамики, особенно цилиндро-конических банок (рис. 63: 22): многие сосуды имеют клювовидный венчик, у некоторых сформован валик, имитирующий налепной валик лепной посуды (Сарианиди 1972: рис 17:3; 15).
Вторую группу представляет лепная посуда, составляющая две трети керамического комплекса. Она изготовлена из глины с примесью толченых черепков — шамота.
Первый тип — это расписная керамика: полусферические чаши, горшки, сосуды с носиками. Их поверхность внутри и снаружи покрыта белым или кремоватым ангобом. В верхней части сосуда красной или коричневой краской нанесен геометрический орнамент. Фриз из треугольников вершиной вверх или вниз, ромбов, зигзагов, квадратов, заштрихованных косыми линиями или сеткой и иногда сплошь заполненных краской. Следует отметить, что роспись изредка встречается на гончарной посуде. В.И. Сарианиди (1972: 20) подчеркивает, что ни в форме, ни в мотивах декора посуды с разных глубин динамики не прослежено.
Эта керамика находит широкий круг аналогий в посуде эпохи варварской оккупации юга Средней Азии, особенно в подгорной полосе, где встречаются такие же богатые и сложные узоры. В.И. Сарианиди (1989: 4, 5; 29; 40 табл. 1) допускает очень длительный период жизни на Тилля-тепе, помещая слои Тилля I-I1 раньше слоя Елькен II, исходя из предполагаемой им большой толщи культурного слоя памятника, определяемой им то 6, то 9 или 10 метрами, в то время как в Парфии культурный слой Елькен II не превышает 3 м, а в Маргиане — 2 м. Против этого выступили Л.И. и И.Н. Хлопи- ны (1976). Они» по-видимому, справедливо отвергли предположение о толщине культурного слоя Тилля. На памятниках Туркмении установлены существенные изменения керамики от слоя к слою. Отмеченное же В.И. Сарианиди единство керамического комплекса Тилля свидетельствует против его длительного накопления. Это позволяет синхронизировать Тилля I-II с памятниками подгорной полосы, что прекрасно проиллюстрировано самим В.И. Сарианиди (1972в. рис. 7).
Второй тип лепной керамики составляет черная или серая посуда: чаши, небольшие горшки, миски, иногда с ручкой, расширяющимся к низу туловом. Глина содержит примеси шамота. Черный цвет поверхности получен в результате обжига при недостаточном доступе кислорода. Снаружи сосуды тщательно залощены. Многие горшки под венчиком орнаментированы сформованными рельефными поясами, иногда в несколько рядов, или подковообразным налепом (Сарианиди 19726: 20; рис 8: 6—8; 9: 4; 14: 10; 1989: 31—33, табл. XLIX—LIV). Единичны экземпляры с геометрическим орнаментом, выполненным гладким штампом (Сарианиди 19726; рис 10:4).
Подобная посуда, хотя и в очень небольшом количестве, известна в комплексах Елькен II в подгорной полосе. Обычно ее признают импортом из Дахистана или Ирана. Однако проведенный В.И. Сарианиди (1989: 33,33) анализ показал, что формы чернополированной керамики далеко не идентичны иранским. Восстановительный бескислородный обжиг практиковали также андроновцы. Параллельные рельефные пояса можно было бы рассматривать как имитацию типичных федоровских каннелюр, валики сравнить со степными налепными валиками. Но такое сопоставление некорректно: во-первых, формы сосудов абсолютно не похожи, во-вторых, когда на лепной посуде появились налепные валики, совершенно вышла из употребления высококачественная чернолошеная керамика. Так что происхождение этого типа посуды остается не выясненным. Но обращает внимание наличие некоторых сходных форм и аналогичной технологии обжига в слоях поселений Мун- дигак в Афганистане, Пирак в Белуджистане и Джангар в Индии, что Ж.-Ф. Жарриж (Jarrige, Santoni 1979; 394, 395) объясняет процессом диффузии с запада, связанным с распространением на этих памятниках железа.
Третий — самый многочисленный тип лепной керамики Тилля составляет грубая кухонная посуда, содержащая большую примесь шамота. Это крупные горшки и котлы с округлыми боками. Некоторые сосуды имеют вертикальные ручки или подковообразные налепы и выступы (Сарианиди 19726: 21; рис 8: 8; 1989: 35, табл. XL: 1, 2, 4). Диагностическим признаком этой керамики являются короткие носики и налепные валики, в том числе с косыми пальцевыми вдавлениями, спускающимися «усами» или налепными короткими косыми валиками (рис. 63: 14, 17—21) (Сарианиди 19726: 21; рис. 7; 9: 1; 10:3; 12: 1,7; 22:4; 1989: табл. XL).
Именно эта посуда составляет большинство на стоянках и на поселениях юга Средней Азии, появляясь там еще в конце эпохи Намазга VI и местами доживая до предахеменидского времени.
Металлический инвентарь Тилля-тепе включает два бронзовых однолезвийных ножа (Сарианиди 1989а: табл. III: 13, 14; 1 ьмина 1966: 44—46, табл. IX—XI). Найдено четыре бронзовые дк\лопастные черешковые стрелы: одна — с ромбической головкой, две — с опущенными жальцами (рис. 63: 10, 15) (Сарианиди 19726: 24; рис 7; 14: 7; 21: 4; 1989: табл. Ill: 1—4). Аналогии им известны в Яз-депе (Массон 1959; рис. 34; табл. XXXIII: 3—4, 8), и на поселении Пирак в слое III, в котором нож сделан из железа (Jarrige, Santoni: 1979; fig. 108: 842; 845). Там же находят соответствие бронзовые трубочки с отверстиями (Сарианиди 1989а: рис. 6: 2, 5), Украшения представлены бронзовой бляшкой с петелькой (Сарианиди 1989а: табл. III: 12).
Анализ архитектуры, керамики, металлических изделий не оставляет сомнений в правильности сделанного В.И. Сарианиди вывода об отнесении Тилля-тепе к кругу памятников юга Средней Азии эпохи варварской оккупации (рис. 64). Общность памятников не вызывает разногласий исследователей, но происхождение и хронология дискуссионны.
Западнее, в оазисе Наибабад, исследовано поселение Наибабад 1 площадью 450x300 м, высотой 3 м. На нем обнаружен комплекс керамики Яз I (Сарианиди 1989а: 25, 26, табл. XL1—XLVI), В оазисе выявлен ряд поселений, в том числе маленький поселок Кумли I площадью 30x30 м, высотой 4м. Холм — это платформа из кирпича 43x24x10 см, вероятно, увенчанная зданием (Сарианиди 1989: 26, табл. XLVI1—XLVIII). Стратиграфия показала, что под слоем ахеменидского времени залегает слой, как с гончарной, так и с расписной посудой.
Французской археологической миссией во главе с Ж.-К. Гарденом (J.-C. Gardin 1998: 20; 2000) в оазисах Кундуз и Арчи выявлена ирригационная сеть, свидетельствующая о централизации в регионе в эпоху РЖВ, и обследованы небольшие укрепленные усадьбы и большое поселение Кундузский Бала Гиссар предахеменидского времени. Река Кундуз, видимо, представляет восточную границу, за которой расписная керамика практически неизвестна {Francfort 2001: 226).
Спорны как относительная, так и абсолютная хронология. По аналогии с памятниками Ирана XIII—VIII вв. до н.э., отнесенными к эпохе РЖВ, комплексы Средней Азии некоторые исследователи иногда также относят к эпохе железного века (Кошеленко, Сарианиди 1985; Пьянкова 1998а; Francfort 2001; Виноградова 2004: 107).
Появление железа в Средней Азии знаменует находка нескольких бусин на Намазга VI, в погребении, относящемся к концу этапа Намазга VI (Кузьмина 1966: 91, 99, табл. XV: 10). К эпохе Яз I относятся фрагменты железного серпа в слое Анау IV (Pumpelly 1903,1: 157—158 № 40). A.C. Сагдуллаев (1982: 233) датировал серп IX—VII вв. до н.э. По мнению В.М. Масона (1959: 108), эта находка «видимо, указывает на начало Железного Века в Средней Азии», которое на юге Средней Азии можно отнести к первой трети I тыс. н.э., а «в VI—IV вв. до н.э. в областях Средней Азии был уже развитой железный век». На Елькен-депе, видимо, в слое III найдены шлаки бронзы и железа (Марущенко 1959: 57).
На цитадели Джаркутана обнаружена часть рукояти ножа с железными заклепками. По керамическому комплексу она относится к периоду Джаркутан сапаллинского варианта БМАК — ХШ в. до н.э. (Шайдуллаев 1998: 39—41).
В.М. Массон (1959: 106) и A.C. Сагдуллаев (1982: 233) составили банк данных о находках железных изделий на юге Средней Азии. К VIII в. до н.э. относится находка железного ножа в Фергане на посе- лени и Дальверзин культуры Чует (Заднепровский 1962: табл. XXII: 21); железный топор есть в Яз II, шлаки — в Елькен III и Чурнок. в Согде железо есть на поселении Дара-тепе VII—VI вв. до н.э. Тем же временем оно датируется в Хорезме, в Кюзелигыр, где открыта мастерская и найден серп, в Куюсае и Уйгараке. Массовое распространение железа в Средней Азии фиксируется только в VI—IV вв. до н.э. Поэтому, по-видимому, пока целесообразно начинать железный век Средней Азии только со второй четверти I тыс. до н.э., а памятники эпохи варварской оккупации конца II и первой четверти I тыс. до н.э. относить к эпохе финальной бронзы, как и синхронные им комплексы культуры валиковой керамики в степях.
Впрочем, и в Иране, где памятники XIII—VIII вв. до н.э. отнесены к эпохе РЖВ, как говорилось, железо в ранних комплексах также отсутствует.
Это не позволяет принять предложенный А.-П. Франкфором термин «культура Раннего Железного Века...»