Что рассказывают о поклонниках однополой любви дневники, полицейские донесения, истории болезней и сочинения противников (18+)

Петербургское атлетическое общество. 1905 год© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга
В России государство занялось регулированием мужеложства позже,чем в западных странах.В 1716 году Петр I законодательно запретил его в армии и на флоте. На гражданское мужское население России этот запрет распространился в 1835 году при Николае I.Наказание было установлено только в 1866 году: согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных,за это полагалось лишение всех прав состояния и ссылка в Сибирь на поселение.В 1900 году ссылку заменили арестом на срок от четырех до пяти лет; христианам,кроме того,полагалось религиозное покаяние.
Впрочем,и после этого российские власти,полиция и общество были относительно терпимы к однополым отношениям,и закон применялся далеко не всегда — до 1905 года представители привилегированных классов редко подвергались уголовному преследованию. Женщин закон не касался вовсе.
Последние два российских царя были терпимы к гомосексуальным мужчинам,которые встречались и среди членов царской семьи,и среди придворных,и приговоры за добровольное мужеложство практически не выносились: если дело и доходило до суда,то судьи были склонны оправдывать обвиняемых или назначать сравнительно мягкие наказания,особенно если речь шла о людях высокопоставленных.После революции 1905 года количество обвинительных приговоров в делах о мужеложстве выросло на 35 процентов,а после 1910 года — еще в три раза,но это касалось не Петербурга и Москвы,а юга России и Кавказа.
Общество относилось к гомосексуальности не так однозначно отрицательно,как это было в Европе,и подобные случаи обычно не афишировались.
Субкультура
В конце XIX — начале XX века в Москве и Петербурге стала зарождаться мужская гомосексуальная субкультура.
Состоятельных мужчин,испытывающих сексуальный интерес преимущественно к мужчинам,называли тетками.Это слово было позаимствовано из французского : там в середине XIX века оно обозначало мужчин-проститутов,а к концу столетия появилось в печати и служило уже для обозначения всех гомосексуалов.В русский язык слово изначально перешло в том же значении,но со временем стало использоваться только для определения их клиентов.Мужчины,которые продавали секс — ими чаще всего становились молодые люди,недавно приехавшие в город из деревни,ученики в мастерских, бездомные,учащиеся,солдаты или матросы, — никаким специальным словом,по крайней мере,внутри своей субкультуры,не назывались.
К 1870-м годам в Петербурге сложилась специфическая гомосексуальная география: для встреч,обмена информацией и поиска партнеров (будь то продавцы секса или другие члены гомосексуальной субкультуры) стали использоваться определенные места.
1. Самый известный гомосексуальный маршрут — Невский проспект от Знаменской площади до Аничкова моста и далее до Публичной библиотеки и Пассажа,оказавшегося идеальным местом для поиска однополых связей,особенно зимой.
«По воскресеньям зимою тетки гуляют в Пассаже на верхней галерее,куда утром приходят кадеты и воспитанники,а около шести часов вечера — солдаты и мальчишки-подмастерья.Любимым местом теток служат в особенности катки, куда они приходят высматривать формы катающихся молодых людей, приглашаемых ими затем в кондитерские или к себе на дом».
Из анонимного донесения, конец 1890 года — 1894 год
2. Популярностью также пользовались выставки и ярмарки в Михайловском манеже.

© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга