
ПАМЯТКИ ПО ЧТЕНИЮ
Правило-совет для читателя
1. Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.
2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.
4. Умей беречь книгу!
Как составлять план текста.
1. Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Разделите текст на смысловые части, озаглавьте их.
4. Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом. Проследите, всё ли главное нашло отражение в плане, связаны ли пункты плана по смыслу, отражают ли они тему и основную мысль текста.6. Аккуратно перепишите усовершенствованный вариант плана.
Как подготовиться к полному пересказу
1. Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Ответьте на вопросы, приведённые в учебнике. В случае затруднения прочитайте соответствующие части текста.3. Сформулируйте тему и основную мысль текста.
4. Разделите текст на смысловые части согласно данному плану или составьте план самостоятельно.7. Закройте книгу и перескажите текст.
Как работать над сжатым пересказом
1. Прочитайте текст, определите его тему и главную мысль.
2. Выделите в тексте все части.
3. Определите, какие части можно исключить, объединить. Почему.
4. Составьте план сжатого пересказа.
5. В каждой части текста отметьте главное.
6. Подберите обобщающие слова и предложения.
7. Изложите сжато каждую часть.
8. Подумайте, как связать части между собой.
9. Прочитайте текст снова.Закройте книгу и перескажите текст.
Как готовиться к выборочному пересказу
1. Внимательно прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
2. Вдумайтесь в тему пересказа.
3. Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки, закладки в книге.6. Закройте книгу и перескажите текст.
Как подготовиться к выразительному чтению текста.
1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится (в тех случаях, когда это возможно).2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.5. Обозначьте, как вы можете использовать другие средства выразительности устной речи, например темп речи, громкость голоса.
Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение.
1. Приготовление уроков начинайте с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
Если стихотворение большое или трудно запоминается.
1. Раздели стихотворение на четверостишья или смысловые отрывки.
2. Выучи 1 отрывок.
3. Выучи 2 отрывок.
4. Повтори 1 и 2 отрывки вместе.
5. Выучи 3 отрывок.
6. Расскажи наизусть всё стихотворение.
7. Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.