Ребёнок в 5 лет
.
Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит, появилась
прекрасная возможность
своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать,
соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов
, проверить
потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он
преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.
К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого
возраста, потребности детей в
новой информации, считают, что еще впереди много времени и
рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до
поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает
познавательная активность,
а последующие экспресс
–
занятия приводят к перегрузкам и
переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.
С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а
главное, сможете подвести итог продела
нной работы по развитию своего ребенка, и
подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.
К 5 годам ребенок должен уметь:
Внимание.
•
Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут.
•
Находить 5
-
6 отличий между предметами и между двумя рисун
ками.
•
Удерживать в поле зрения 8
-
10 предметов.
•
Копировать в точности узор или движение.
•
Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте
существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки
–
хлопнуть в л
адоши; если услышал название школьных принадлежностей
–
сложить руки
на столе; если услышал название предмета для спорта
–
положил руки на плечи и т.п. Или
так: если услышал слово, на конце которого звук «а»,
–
подними руку и т.д.
Математика.
•
Цифры 0, 1,
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9; знаки «+», «
-
», «=»,
•
Как составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание.
•
Как пользоваться арифметическими знаками действий.
•
Как разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.
•
Состав чисел первого десятка.
•
Прямой и обратный порядок числового ряда.
•
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и
вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
•
Название текущего месяца, последовательность дней недели.
Память.
•
Запоминать 8
-
10 карт
инок.
•
Запоминать считалочки (например: «Три гуся летят над нами, три гуся
–
над облаками,
два спустились за ручей. Сколько было всех гусей?») и скороговорки (например:
«Цыпленок с курицей пьют чай на улице»).
•
Запоминать фразы (например: «Юля и Оля рисуют ц
ветными карандашами»; «Осенью
часто идет дождь»; «Лена играла мячом, кубиками, юлой, куклой и мишкой»).
•
Рассказывать по памяти рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.
•
Повторять в точности текст, состоящий из 3
-
4 предложений.
•
Закончить предложение: «Е
сли стол выше стула, то стул...», «Если два больше одного,
то один...», «Если река глубже ручья, то ручей...» и т. д.
•
Находить лишнее слово среди группы слов, например: «Василий, Федор, Семен,
Иванов, Евгений», «Гнездо, нора, муравейник, курятник, берлога», «Смелый, храбрый,
отважный, злой, решительный».
•
Отвечать на замысловатые вопросы, например: «Когда гусь стоит на одн
ой ноге, он
весит 2 килограмма. Сколько будет весить гусь, если встанет на две ноги?»
–
и т. д.
•
Определять последовательность событий.
Мышление.
•
Находить и объяснять несоответствия на рисунках.
•
Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.
•
Н
аходить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
•
Сложить из конструктора по образцу любую фигуру.
•
Сложить из бумаги, по показанному взрослым образцу, простой предмет (кораблик,
лодочку и т. д.).
•
Вырезать ножницами сложную фигуру по контур
у, нарисованному на листе бумаги.
•
Выполнять аппликации на бумаге, как самостоятельно, так и по образцу.
•
Складывать пазлы без посторонней помощи.
Мелкая моторика.
•
Регулировать силу нажима на карандаш и кисть и изменять направление движения руки
в зависи
мости от формы изображенного предмета.
•
Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на
широкой полосе.
•
Штриховать рисунки, не выходя за их контуры. Аккуратно раскрашивать сложные
рисунки.
•
Ориентироваться в тетради в клетку
или в линейку.
Развитие речи.
•
Строить сложные предложения разных видов. Например, составлять предложения из
предложенных слов:
рисунок, девочка, рисовать, красками; ребята, горка, санки, кататься,
с , на и т. д.
•
Быстро образовывать новые словосочетания
. Например: шапка из меха | меховая шапка
и т.д.
•
Объяснять содержание пословиц. Например, пословицу: «Без труда не вытащишь и
рыбку из пруда».
•
Составлять рассказы по одной картинке, по серии картинок, из жизни.
•
Выразительно исполнять стихи, с разной интона
ции передавать строки, содержащие
радость, восхищение, грусть и т. д.
•
Составлять предложения из 3
-
4 слов. Составлять схему предложения. Делить простые
предложения на слова.
Делить слова на слоги (части).
•
Различать гласные и согласные буквы.
•
Определять, на
какой слог падает ударение.
•
Определять на слух мягкость и твердость звука в словах.
•
Определять количество звуков и букв в слове.
•
Определять по интонации, какое предложение: повествовательное, восклицательное,
вопросительное.
Окружающий мир.
•
Называть сво
е имя и фамилию. Называть имя и фамилию своих родителей. Знать
название своего города (села). Знать название столицы Родины. Знать название нашей
планеты.
•
Знать названия основных профессий людей. Объяснять, чем характерны эти
профессии, какую приносят поль
зу людям.
•
Называть времена года, части суток, дни недели в их последовательности.
•
Называть весенние, летние, осенние и зимние месяцы.
•
Отличать хищных животных от травоядных.
•
Отличать перелетных птиц от зимующих.
•
Отличать садовые цветы от полевых.
•
Отличать
деревья от кустарников.
•
Называть все явления природы