
1 Тексты с нарушением структуры слов.
Упражнение « Что скрывается под кляксой?» (3-4 класс)
Цели:
1. Активизировать словарный запас.
2. Развивать языковой анализ и синтез.
3. Развивать навык установления грамматических связей между словами в предложении.
4. Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.
Задание: прочитайте историю маленького Сергея, спишите текст, вставляя буквы под кляксами.
Маленький Серёжа рисовал за столом брата. Он был увлечен работой и не заметил, что капает красками на тетрадь. Вошедший в комнату брат увидел, что вся его тетрадь покрыта кляксами. «Надо всё переписывать!» - воскликнул он. Но что скрывается под кляксами?
2 Тексты с заменой гласных или согласных букв, обозначающих артикуляционно сходные согласные
Цели:
1. Активизировать словарный запас.
2. Развивать фонематический анализ и синтез.
Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки.
Подготовительная работа: различать артикуляционно и акустически сходные звуки на уровне слогов, слов (устно и письменно).
Задание: прочитайте (спишите) текст, зменяя букву «д», буквой «т», и наоборот.
Текст:
Дым над лесом.
(2-3ий класс)
Насдал жаркий июль. Деплый тожть освежил поля, луга и леса. Но на огромных просдорах сдраны гроза несёд и бету. Од утара молнии вспыхиваюд ярким огнём ель, сосна и тругой могучий великан. Огонь в лесу опасе. Гибнуд молотые теревца, яготники, пдичьи гнезта. Лесные звери осдаются без корма. На помощь прихотид авиация. Крылатые машины помогаюд охранядь лесные массивы од огня.
3 Текст с пропущенными буквами, обозначающими артикуляционно и акустически сходные звуки
Цели:
1. Активизировать словарный запас.
2. Развивать фонематический анализ и синтез.
Место в системе занятий: на этапах закрепления и контроля за состоянием умения различать буквы, обозначающие артикуляционно и акустически сходные звуки; в качестве диагностического задания для определения состояния фонематической функции.
Подготовительная работа: задания на различение артикуляционно и акустически сходных звуков на уровне слогов, слов (устно и письменно).
Задание: прочитайте (спишите) текст, вставляя буквы «з» или «с».
Текст:
Медведь
(2-3й класс)
Моро… …ковал лужи. Тонкий …лой …нега покрыл …емлю. Медведь долго бродил по ле…у. Хо…яин ле…а на…лаждался по…ледними яркими днями. Он и…кал берлогу. Трудно человеку найти …имой в ле…у жилище ко…олапого. Вьюги и метели хорошо его укрыли. В лютые Моро…ы большущий …верь крепко …пит. На…тупит ве…на. …а…венят ручьи. Мдведь покинет …воё жилище.
4 Текст с пропущенными буквами
Цели:
1. Активизировать словарный запас.
2. Закреплять навыки использования орфографических правил для грамотного письма.
Задание: спишите (прочитайте) текст, вставляя пропущенные буквы, обозначьте (назовите) орфограммы, подберите проверочные слова.
Такие тексты могут быть использованы в качестве проверочных (самостоятельно) и обучающих (с разбором и проверкой) работ.
Текст:
Берегите птиц
(3 класс)