[700x525]
[700x525]
3.
[700x525]
4.
[700x525]
5.
[700x525]
6.
[700x525]
7.
[700x525]
8.
[700x525]
9.
[700x525]
10.
[700x525]
11.
[700x525]
12.
[700x525]
Все упражнения разделены на группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности.
1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.
Первая группа – логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2. Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж.
Зелёный, синий, красный, жёлтый.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
3.Какое слово лишнее и почему?
Ель, сосна, кед, осина.
Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр.
Слайд 4. Слова могут быть напечатаны на доске, на индивидуальных карточках. Учитывая индивидуальные способности класса или ученика ( если работа по карточкам) слова можно поделить на слоги. Прежде чем выполнить задание слова обязательно нужно прочитать. Хоровое чтение, жужжащее, чтение «спринт», индивидуальное чтение – можно применить для выполнения задания. После такой работы ученик выполняет задание и не замечает того, что он читал.
4. Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв: они одного рода; они состоят из двух слогов.
5. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза. (корова)
Кора, лото, боксёр. (колобок)
Молоко, нерест, тарелка. (монета).
6. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама. (яма)
Пуговица, молоток, лава. (голова)
7. Даны три слова. Первые два находятся в определённой зависимости. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвёртое.
Песня – композитор; самолёт - ? аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель.
Нож – сталь; стул -? Вилка, дерево, стол, пища, скатерть.
8. Какие буквы, слог, слово лишнее.
а у р о ы
ма ра ла ны та
река, речка, ручей, ручка, ручеёк.
Эти упражнения дают возможность поработать над техникой чтения, ведь прежде всего надо прочесть какую-то группу слов, а затем подумать, применить логическое мышление, выполнить задание.
Вторая группа – игры по составлению слов со словами.
В эту группу входят упражнения также предполагающие прежде всего прочесть какую-то группу , а затем выполнить задание. Найди слово в слове, подбери пару, закончи предложение, различные ребусы, шарады, загадки.
Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами, работа с текстами учебника.
Задания этой группы способствуют развитию речи учащегося. Это начальный этап работы над текстом больших произведений.
1. Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются по теме урока.
2. Составь предложение (3-4) к теме урока. Можно дать слова помощники.
В школе.
Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3. Закончи рассказ. Даётся 2-3 предложения, продолжают дети.
4. Прочитай текст, ответь на вопросы.
5.Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.
6. Задай вопросы по тексту или части текста.
7.Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
8.Выборочное чтение.
9. Пересказ по вопросам и без них.
10.Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения.
Все эти упражнения тоже можно поделить на 2 группы: упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и упражнения со словами.
К первой группе отнесём следующие виды упражнений:
1. Выбери слова на данный звук ( чтение четверостишия, предложения, текста).
2.Придумай название продуктов на данный звук.
3.Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.
4.Покажи название 5-6 предметов. Выбери название предмета, в котором один слог, два слога.
5.Повтори скороговорку, предложение, текст.
6.Заучи четверостишие.
7. Повтори слова на тему, добавляя своё. Игра «Снежный ком».
Вторая группа это перевёртыши, сквозная буква, лесенка , послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой и морфемный состав.
III. Упражнения для развития беглости чтения.
Упражнения для развития беглости чтения можно поделить на две группы для расширения поля зрения и для активизации органов речи.
Упражнения для развития поля зрения – работа со словарными блока, по вертикали которых спрятано слово. Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам которые выделены.
Работа по созерцанию зелёной точки. На карточки ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
Специалисты рекомендуют. Работа по таблице Шульте. Развитие поля зрения по вертикали, горизонтали.
сок Света ива
носки место кресло
сам каток клетка
кукла кукла
магазин рак
Чтение столбиков с трафаретами. Дети, используя трафарет , читают слова в столбиках.
Чек красный защёлка универмаг
Зуб бегать лаборант продовольствие
Дом игра молоко учебники
Работа по таблицам. Пособие состоит из 4-х блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов. Работа проводится так: называется слово которое отыскивается. ( таблица).
Наборы по Т.Н.Федоренко.
Тексты зрительных диктантов. Методика профессора И.П. Федоренко, гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.
Что же зачастую наблюдается во многих семьях? Папа или мама усаживают своего ребенка, и говорят следующее: “Прочитай вот эту сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи”. При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник, ему необходимо час – полтора, чтобы прочитать эту коротенькую сказку. Это час – полтора очень трудной работы. Папа и мама допускают здесь очень серьезную педагогическую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание. Через час-два еще одна порция. Перед сном еще одна порция.
Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.
Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.
Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадриком прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадрик – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.
Учителя начальных классов имеют в своей педагогической копилке много приемов достижению результативности в обучении чтению. Следующая группа для активизации органов речи: скороговорки, чистоговорки, различные виды чтения шёпотом, затем громко, затем про себя, хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим, чтение с убыстрением темпа, чтение с переходом на незнакомый текст, жужжащее чтение, чтение «спринт».
IV. Упражнения для развития выразительности чтения.
Чтение слов с разными оттенками, чтение фраз с интонацией, соответствующей конкретной ситуации, прочитать передавая радость, печаль, гордость, чтение по ролям, в лицах и т. д.
Младшему школьнику трудно сосредоточиться, они быстро теряют интерес, очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Цель игры пробудить интерес к познанию. Система таких упражнений показывает , как можно привлечь внимание, заинтересовать ребёнка на уроке.