
Дидактические игры по математике.
Игра «День и ночь»
Оборудование: карточки с цифрами у каждого ученика.
Содержание игры: учитель говорит «Ночь». Дети опускают головы на парту, закрывают глаза. Учитель: «Я задумала два числа, сложила их, у меня получилось 5 (4, 3, …). Какие числа я задумала? Кто отгадал эти числа, для того наступил день» (Дети поднимают головы и показывают числа)
Игра «Опусти рыбку в море».
Оборудование: На плакате изображён аквариум с рыбками. На каждой рыбке написан свой пример. Изображение Нептуна. Слова Нептуна говорит учитель.
Содержание игры. Нептун: «Мои рыбки попали в неволю. Дети помогите им вернуться в море.» Дети решают примеры, спасают рыбок и отпускают их в море. Если ученик решил пример неправильно, то рыбка остаётся в аквариуме.
Игра «Незнайка – математик».
Оборудование: изображение Незнайки, примеры могут быть записаны на доске или на плакате.
Содержание игры: Учитель вспоминает с детьми эпизоды из сказки Н. Носова о том, как Незнайка хотел стать поэтом, художником, музыкантом. «А вчера, ребята, он решил стать математиком и решил много примеров, и всем малышам и малышкам хвастался, что теперь он вместе со Знайкой будет делать математические расчёты космических кораблей и ракет. А сегодня он принёс нам свои расчёты, чтобы мы его похвалили. Давайте посмотрим, какой он математик». Дети по рядам проверяют 3 столбика примеров, исправляют ошибки.
Итог урока: Как вы думаете, ребята, возьмёт ли Знайка к себе в помощники Незнайку? Чему ещё надо научиться Незнайке? Итог игры можно связать с новой темой урока.
Игра «Сбор плодов»
Оборудование: изображены два дерева, около каждого корзинки. На одном дереве прикрепляются рисунки яблок, на другом – груш. На обратной стороне рисунков различные примеры на сложение и вычитание.
Содержание игры: Девочки собирают в корзины «яблоки», мальчики – «груши». Ученик подходит к доске, выбирает яблоко или грушу и «рвёт» её с ветки. Если он правильно решит пример, то положит плод в корзину, если же нет – вернёт на дерево, а к доске выйдет следующий ученик.
«Детский сад» (игра в парах)
В детский сад с соответствующим номером подбираются игрушки. Например, в наборе две большие карточки: на первой написано число 36 (номер детского сада), а внизу приклеен медвежонок, на второй число 24 (номер второго детского сада) и медвежонок. В конверте ещё 16 маленьких карточек: на каждой медвежонок и один пример, в ответе которого либо 24, либо 36 (например. 72: 2, 12*3, 18*2, , 9 * 4, 48:2, 72:3 и т. д.)
Каждый из играющих берёт себе по одной карточке и затем ходит по очереди. Выигрывает тот, кто скорее «завезёт» в свой детский сад всех медвежат, то есть подберёт 8 карточек с примерами, ответ которых соответствует номеру детского сада. Ценность игры в том, что у неё большое число вариантов (меняются игрушки и примеры).
«Лучший считающий в классе»
Работа в парах. 1 ученик показывает другому пример (на обороте ответ для быстрой проверки). Считает, сколько примеров решено за 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Кто больше всех решит примеров за 2 минуты, является лучшим считающим в классе.
Игра «Обгонялки»
Каждый ряд получает карточку с примерами. (Сколько учеников, столько и примеров.) Решив один пример, ученик передаёт следующему эту карточку.
Игра «Математическая рыбалка».
Оборудование: на 3-х альбомных листах нарисован плакат с рыбками – примерами.
Содержание:
- Наше путешествие продолжается. Мы летим над синим морем. А у самого синего моря жил старик со своею старухой. Какая это сказка? Кто её автор?
- Вот мы в гостях у золотой рыбки. Она приплыла к нам не одна, а со своими подружками и предложила поиграть в игру. Посмотрите на рисунок.
Кто из рыбаков поймал больше рыбок?
- Раскрасьте удочку каждого рыбака и рыбок, которых он поймал, одинаковым цветом.
Игра «Лабиринт»
Карточки.
- Надо пройти через двое ворот так, чтобы сумма чисел, стоящих в воротах, равнялась 11 (12)
Игра «Цветик – семицветик».
Оборудование: Макет цветика – семицветика, с обратной стороны задания – карточки.
- Добрая старушка из сказки «Цветик – семицветик» прислала нам свой волшебный цветок. Теперь мы стали волшебниками и будем исполнять желания своих товарищей. Кто сорвёт лепесток и выполнит задание верно, имеет право на три желания, которые волшебники исполнят. Но эти желания математические.
По команде учителя выходит ученик, срывает лепесток, правильно отвечает и задаёт свои три вопроса классу.
Итог игры: победили те, чьи желания выполнились.
Задания на лепестках:
1 лепесток: Прочитай примеры и посчитай
14 – 7 + 8
12 – 8 + 9
13 – 5 + 6
2 лепесток: Ребусы. Прочитай слова, которые здесь написаны:
ВИ 3 НА 100 Л
3 лепесток: Отгадай загадки.
1) Два братца пошли купаться;
один купается,
а другой у воды дожидается.
Что это? (ведра)
2) У него 4 лапки,
Лапки – цап-царапки,
Пара чутких ушей.
Он – гроза для мышей. (кот)
4 лепесток: Задача
Утром над окном висело 11 сосулек. За день 4 сосульки растаяли. Сколько сосулек было над окном вечером?
5 лепесток: Задача.
Маша нарисовала 5 ромашек, а васильков – на 2 меньше. Сколько васильков нарисовала девочка? Сколько всего цветов нарисовала Маша?
6
лепесток: Используя краткую запись, составь задачу.
1 ваза – 6 яблок ? яблок
2 ваза – 11 яблок
7 лепесток: Сравни выражения:
6 + 8 … 12 – 4
0 + 7 … 11 – 3
Игра «Корабль стартует в космос»
Оборудование: макеты 3 кораблей, на отдельных трёх листах записаны примеры.
Содержание: На доске 3 модели ракеты и записаны задания для каждого члена экипажа корабля (в одном экипаже 7 человек). Выполнив своё задание, каждый ученик передвигает свою ракету на ступеньку вперёд.
Итог игры: команда, закончившая решение примеров первой, говорит: «Пуск» - и первой летит в космос.
Игра «Поставь стрелку правильно»
На доске круг, разделённый на несколько секторов. В каждом секторе – геометрическая фигура (треугольник, квадрат, овал, круг, прямоугольник, прямая), в центре круга подвижная стрелка.
- Один из учеников перечисляет признаки геометрической фигуры, но не называет её, а другой указываете стрелкой и называет.
Игра «Выиграй миллион»
Цели игры: Развитие произвольной сферы, умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания.
Эту игру можно проводить на уроках закрепления или проверки знаний на любом предмете и по многим темам.
Оборудование: карточки.
Ход игры: Играющий берёт карточки по порядку. За каждый правильный ответ даётся бонус.
Условия игры: Выбери верное утверждение.
1 карточка 5 + 4 = 10
5 + 5 = 10
2 карточка 6 + 3 = 10
6 + 4 =10
3 карточка 7 + 1 = 10
8 + 2 = 10
4 карточка 1 + 3 + 6 = 10
1 + 2 + 5 =10
13 «Занимательные квадраты»
Материал игры: не заполненный занимательный квадрат, то есть в котором отсутствуют числа в клетках.
Содержание: Заполнить квадрат так, чтобы сумма, расположенная в рядах, в столбиках и по диагонали получилась одинаковой.
|
135 |
120 |
195 |
|
|
|
|
|
|
|
165 |
Игра «У кого больше рыбок»
Материал для игры: иллюстративное наборное полотно, на котором изображён пруд; в прорези этого полотна вставлены рыбки; на рыбках написаны числа (трёхзначные)
Содержание игры: Соревнуются 3 команды по 3 – 4 человека в каждой. Каждый член команды (поочерёдно) ловит рыбку, громко называет число и проводит его анализ. Ученик должен сказать, сколько знаков в числе, определить его место в числовом ряду, дать анализ его по десятичному составу. Если ответы его правильные, то он поймал рыбку;. Если ученик ошибся, то рыбка уплыла (её снова вставляют в наборное полотно). Команда, которая поймала больше рыбок, выигрывает.
Игра «Кто быстрее и верно назовёт числа по порядку от большего к меньшему и наоборот?»
|
21 |
28 |
30 |
23 |
|
35 |
27 |
36 |
32 |
|
26 |
34 |
25 |
33 |
|
22 |
29 |
31 |
24 |
Соревнуются 2 ученика. Эта игра развивает внимание, наблюдательность, способствует отработке счёта.
Игра «Кто больше составит чисел?» Содержание игры: учащимся предлагают три цифры 4, 7, 9.