• Авторизация


Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста 12-02-2020 15:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

 

 

 

  1. глагольный словарь формируется значительно позже номинативного словаря;
  2. основную часть лексики составляет номинативный словарь, по отношению к которому предикативный (глагольный) ничтожно мал;
  3. в глагольном словаре преобладают названия обиходно-бытовых действий, с которыми ребенок встречается ежедневно («ест», «спит», «пьет», «лежит» и т.д);
  4. дети с ОНР с трудом усваивают грамматические категории глагола (число, род, лицо);
  5. значительные трудности отмечаются при усвоении навыков словообразования глагола.

Мы предлагаем игры и игровые упражнения, направленные  на расширение, активизацию и обогащение предикативного словаря у дошкольников с ОНР.

«Подскажи словечко»

Цель: расширять предикативный словарь детей, развивать умение  отвечать развернутыми  предложениями.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: воспитатель задает детям вопрос, дети смотрят на картинку и отвечают полным предложением.

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)

Сова летает, а кролик …? (прыгает)

«В зоопарке»

Цели:совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным. Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему.

Оборудование:  Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры: педагог предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные.  Дети описывают действия животных.

«Сочиним стихотворение»

Цели:Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять согласование существительного с глаголом настоящего времени.

Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.

Описание игры:  Воспитатель  предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).

УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА -

... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А

КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ...

МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ...

ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ...

МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ... КУКАРЕКАЕТ

«Кто чем занимается?»

Цель: развивать умение подбирать к существительному действие.

Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий.

Описание игры: педагог предлагает детям назвать действия, которые выполняет человек определенной профессии.

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …и т.д.

Ребенок называет действия людей.

«Что происходит в природе»

Цель: развитие глагольного словаря, употребление существительного с глаголом.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры: Воспитатель рассказывает стихотворение, задает вопросы.Дети выполняют задание педагога.

         Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.

«Кто в домике живет?»

Цели:развитие глагольного словаря, умения сочетать глаголы и существительные.

Оборудование:дом с окна­ми, закрытыми ставнями.

Описание игры:Детям предлагают рассмотреть  дом.  Педагог предлагает ребятам  угадать, кто живет в этом красивом доме. Дети называют  символы действий, изображенные на ставнях, и угадывают по ним «жильца». Например: Летает, вьет, клюет, поет – это птица.

«Необычные цветы»

Цель:Развивать умение детей составлять грамотно предложение с использованием глаголов.

Оборудование:Игровое поле,  на котором пред­ставлены цветы с крупными лепестками, в центре цветов изображены символы действий: светит, ска­чет, катится, хлопает, ныряет. Цветные лепестки, на которых нарисованы оду­шевленные и неодушевленные предметы.

Описание игры:Дети садятся вокруг игрового поля, выбирают кар­тинку с символом действия, а затем прикрепляют лепестки с изображениями предметов, способных про­изводить данное действие. Задача участника: быстро «собрать цветок» и объяс­нить подбор картинок, грамотно составляя предло­жения.

«Расскажу вам о делах…»

Цели:Уточнять и расширять предикативный словарь.Знакомить с глаголами совершенного и несовер­шенного вида. Закреплять навык построения простого распро­страненного предложения по модели «предмет — дей­ствие — предмет»:

Описание игры: Воспитатель  рассказывает детям шуточное стихотворе­ние о делах, которые сделал сегодня ребенок:

          РАССКАЖУ Я ВАМ, ДРУЗЬЯ,

         ЧТО СЕГОДНЯ ДЕЛАЛ Я:

ПРЫГАЛ, БЕГАЛ И СМЕЯЛСЯ,

ПЕЛ, КРИЧАЛ И БАЛОВАЛСЯ.

ОЧЕНЬ ДОЛГО Я ШАЛИЛ:

СТУЛ СЛОМАЛ И СУП ПРОЛИЛ.

 ИСПУГАЛСЯ Я, УСТАЛ И СОВСЕМ ПОСЛУШНЫМ СТАЛ...

Детям предлагается назвать слова — названия дей­ствий, которые они запомнили, прослушав стихотво­рение.

 «Что делаю, что сделала»

       Цель: развивать умение детей подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида.

       Оборудование: картинки с изображением разных предметов и действий.

       Описание игры: Воспитатель,   показывая на картинку с изоб­ражением лампы, говорит: Я включаю... лампу, — до­бавляют дети,  Воспитатель  продолжает: Я включил...

Затем дети  по аналогии подбирают к картин­кам глаголы совершенного и несовершенного вида и составляют с ними предложения. Наконец, дошколь­никам предлагается вспомнить и рассказать о себе: какие дела сделали сегодня они.

«День доктора Айболита»

Цель:Совершенствовать навыки употребления в речи
глаголов прошедшего времени.Закреплять умение составлять простые распространенные предложения.

Оборудование: Игровое поле, 6 сюжетных картинок, изобража­ющих действия доктора Айболита. Картинка с изображением доктора Айболита.

Описание игры:Воспитатель предлагает им рассказать, чем занимался доктор Айболит вчера. Ре6бята  по очереди составляют предложения по картинкам: Доктор Айболит ходил утром на работу. Он осматривал горло у попугая. Доктор измерял темпе­ратуру у зайчика и т. д. Педагог следит за порядком слов в предложениях и за тем, чтобы глаголы были употреблены в прошедшем времени.

«Скажи иначе»

Цель:Расширять глагольный словарь.  Тренировать в подборе глаголов, близких по зна­чению (синонимов).

Оборудование:  магнитная дос­ка.Картинки с изображениями котенка, смотряще­го вверх, пьющего молоко, лежащего, прыгающего, спящего.

Описание игры: Дети приглашаются в гости к котенку. Интерес­но, чем он сейчас занят. (Раздаются картинки, вы­резанные по контуру.) Дети  по очереди наклеи­вают на игровое поле свою картинку и поясняют дей­ствие котенка словами: « Котенок смотрит». Воспитатель  предлагает подумать, как можно иначе назвать это действие: «Смотрит — глядит — наблюдает».

ЛАКАЕТ – ПЬЕТ

ЛЕЖИТ — ОТДЫХАЕТ

ПРЫГАЕТ – СКАЧЕТ

«Унылый и веселый»

Цели:  Закреплять способы образования глаголов.Знакомить детей с синонимами и антонимами.

Оборудование:  Картинки с изображениями клоунов с прорезя­ми вместо лиц; изображения лиц клоунов, отражаю­щие различные эмоциональные состояния.

Описание игры: Воспитатель знакомит детей с двумя клоунами, за­крепляя картинки с их изображениями на игровом поле. У клоунов необычные имена. Одного зовут «Ве­селый», а другого —  «Унылый». Педагог предлагает ма­лышам определить, кто из клоунов Веселый, а кто Унылый. (В прорези вставляются изображения лиц с соответствующими мимическими выражениями.). Воспитатель спрашивает: Что всегда делает Веселый? Дошкольники отвечают, что Веселый веселится, смеется, радуется, хохочет, шутит, забавляется.  - А что делает Унылый? -  унывает, грустит, огорчается, скучает, печа­лится, расстраивается.  Воспитатель  просит детей ответить, что делают они сами, когда вокруг них радость. Дети отвечают: Мы радуемся. (Веселье — веселимся; смех — смеемся; хохот — хохочем; грусть — грустим; скука — скучаем;  печаль — печалимся и т.д.)

«Кто интереснее придумает?»

Цель:развивать умение детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование: флажки.

Описание игры: воспитатель произносит глагол, например, «играет». Дети придумывают с ним  предложения. У кого самое интересное предложение, тот получает флажок. Выигрывает тот, у кого больше

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста | МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ - МАМЫ и БАБУШКИ как пуговки - на них всё держится..... ВСЁ ДЛЯ МОИХ ВНУКОВ, для их развития | Лента друзей МОИМ_ВНУКАМ_ПОЛЕЗНОСТИ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»