Это цитата сообщения
TimOlya Оригинальное сообщениеТропинин Василий Андреевич,1776-1857. Русский живописец

Кружевница. 1823 Третьяковская галерея, Москва.

Девушка с розами. 1850

автопортрет (1824 г.)
Василий Андреевич Тропинин родился 19 (30) марта 1776 года в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного Андрея Ивановича, принадлежавшего графу Антону Сергеевичу Миниху. Дочь графа вышла замуж за военачальника И. И. Моркова, вследствие чего и село, в котором жил Тропинин, и он сам стали собственностью Моркова. Отец Василия был старостой, затем управляющим, что вызывало неприязнь односельчан, и за честную службу получил от графа вольную, однако на его детей вольная не распространялась, они продолжали считаться крепостными. С раннего детства Василий рисовал людей, искусно отображая их характерные черты.
Автопортрет с кистями и палитрой на фоне окна с видом на Кремль (1846)
В столице Тропинин, находившийся под присмотром двоюродного брата графа, Алексея Ивановича Моркова, в свободное время продолжал заниматься рисованием. Вскоре Алексей Иванович с удивлением узнал, что Василий тайком посещает лекции в Императорской Академии художеств. После просмотра рисунков крепостного молодой граф решил во чтобы то ни стало уговорить кузена отправить Тропинина учиться в Академию художеств и в конечном итоге добился его согласия, пообещав родственнику, что возместит все издержки. В то время по уставу Академии крепостные могли быть лишь вольнослушателями за соответствующую плату.
Портрет жены Анны. 1809
Шесть лет Тропинин изучал искусство в гипсовом и живописном классах. Азы художественного ремесла будущий живописец постигал в мастерской знаменитого художника — профессора С. С. Щукина. Василий дважды занял первое место в конкурсах Академии. В 1804 году на академической выставке Тропинин впервые представил свою работу. Его картину похвалили адъюнкт-ректор Академии Иван Акимович Акимов и императрица Мария Федоровна, посетившая выставку. А президент Академии, граф Александр Сергеевич Строганов, узнав от Кипренского, что один из лучших студентов продолжает являться крепостным, пообещал выхлопотать для Тропинина вольную.
Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника. Около 1818.
Но как только граф Ираклий Морков узнал об интересе к его крестьянину столь высокопоставленных господ, он в 1804 году отозвал Василия из Петербурга в своё новое имение — подольскую деревню Кукавку на Украине, где Тропинин стал одновременно слугой, пастухом, архитектором и художником графа. Там он женился на Анне Ивановне Катиной, вольной поселенке. По законам того времени муж и жена должны были иметь равный статус, но вместо предоставления свободы Тропинину граф записал в свои крепостные и его жену.[источник не указан 603 дня] Спустя год у Тропининых родился сын Арсений. Позже в своих мемуарах Тропинин писал о благодарности графу, который сделал его большим художником.
Тропинина Анна Ивановна (урожденная Катина, жена художника)
Отечественная война 1812 года застала Тропинина в Малороссии. Граф Морков был избран в руководство Московского ополчения. Вызванный в Москву, Тропинин с обозом хозяйского имущества прибыл в древнюю столицу. Жизнь в сгоревшей Москве после изгнания Наполеона постепенно оживала. В 1813 году стали возвращаться с войны ополченцы, в 1814 — русские войска из заграничных походов. Тропинин вновь занялся живописью. В отстроенном после пожара доме графа у него появилась мастерская, где он писал портреты своих хозяев, их близких и знакомых дворян. На большом полотне семейства Морковых изображены отец с сыновьями-воинами и старшими дочерьми-невестами, счастливые встречей после окончания Отечественной войны. В 1818 году Тропинин написал портрет историка Николая Михайловича Карамзина, который был гравирован и открывал собрание сочинений писателя.
Семейный портрет графов Морковых, 1813 г.
Дворяне, следуя старинной моде, вновь возрождали в своих домах портретные галереи вместо сгоревших в московском пожаре полотен. Поэтому Тропинин писал портреты соседей графа, многочисленных военных, своих близких, москвичей. В этих произведениях заметно владение всей полнотой живописных приёмов, относящихся к портретным задачам. Появились заказы и от представителей купечества. В 1810—1820-е годы, совершенствуя свое мастерство, Тропинин копировал картины старых мастеров из московских частных коллекций. Это помогало овладению профессиональными «секретами»: выразительностью контуров, тонкостью светотеневых моделировок, колоритом. Хотя в Москве не проводились художественные выставки, мастер быстро получил известность как хороший портретист. Интерес любителей изящного к его личности вызвал лестные строки в Отечественных записках: «Тропинин, крепостной человек графа Моркова. Он также учился в Академии художеств и имеет счастливое дарование и склонность к живописи. Колорит его похож на Тицианов».

Тропинина Анна Ивановна (урожденная Катина, жена художника)
Очень многие просвещенные и благородные люди, узнавая о том, что живописец Тропинин — крепостной человек, бывали крайне этим возмущены. Молодые дворяне, с которыми граф Морков имел различные дела, считали своим долгом принародно требовать у него предоставления свободы талантливому крепостному. Есть сведения, что однажды в Английском клубе некто Дмитриев, выиграв у графа в карты крупную сумму, публично предложил ему обменять долг на вольную для Тропинина. Но Морков не желал лишаться личного художника: он никуда не отпускал от себя Василия Андреевича и по-своему заботился о нем. И все же граф Морков был вынужден уступить общественному мнению: в мае 1823 года в возрасте 47 лет, в качестве пасхального подарка Василий Тропинин получает вольную грамоту. Теперь он мог начать новую свободную жизнь, но необходимо было определиться со статусом, местом работы и проживания. Морков, у которого в крепостной собственности оставались жена и сын Тропинина (они получили вольную только через пять лет), предложил Василию Андреевичу остаться в его графском доме и обещал похлопотать для него о месте в военном ведомстве. Однако художник, так долго мечтавший о полной независимости, решил жить самостоятельно и заниматься тем делом, которое любил больше всего.

Тропинина Анна Ивановна (урожденная Катина, жена художника)
Тропинин обратился в Императорскую Академию художеств с прошением о присуждении ему звания художника. В сентябре 1823 года за представленные в Академию живописные работы: портрет Е. О. Скотникова, картины «Кружевница» и «Старик-нищий», — он получил звание «назначенного в академики». В картине «Кружевница» убедительно разрешены проблемы передачи иллюзии пространства, светотональной живописи. Миловидность модели, живописная красота полотна заставляла зрителя забывать, что в реальности труд девушки весьма нелёгок. По правилам Академии, для получения звания академика художник должен исполнить большое поколенное изображение одного из членов Совета Академии. Весной 1824 года он приехал в Петербург, где написал портрет профессора-медальера К. А. Леберехта и был удостоен звания академика портретной живописи.
Портрет купчихи в синем повойнике. 1830-е гг. Национальный художественный музей Республики Беларусь
Тогда же мастер показал свои картины на академической выставке. Получив признание коллег и любителей искусства, Тропинин написал свой автопортрет. Статус свободного человека и художника Василия Андреевича Тропинина в обществе повысился: звание академика и чин 10-го класса по Табели о рангах давали возможность поступить на государственную службу. С 1824 года и до конца жизни Василий Тропинин жил и работал в Москве. Неустанное портретное творчество сделало художника известнейшим и ведущим портретистом древней столицы. В 1820-х годах художник работал над портретами университетских профессоров и других знатных лиц Москвы. Выполненные им изображения видных городских сановников украшали залы Опекунского совета, Общества скаковой охоты, Сельскохозяйственного общества и других. Его кисть запечатлела целый ряд героев-победителей Отечественной войны 1812 года. Как иконографический материал они были использованы английским художником Доу при создании Военной галереи Зимнего дворца.

Портрет Николая Ивановича Бера. 1842
Среди частных заказных работ, в 1827 был написан портрет Александра Сергеевича Пушкина по просьбе друга великого поэта — Соболевского. Современники отмечали поразительное сходство изображенного на портрете поэта с живым Пушкиным. Помимо портретов на заказ художник писал своих друзей, приятелей и хороших знакомых. К этим дружеским работам художника относятся портреты: гравера Е. О. Скотникова, владельца багетной мастерской П. В. Карташева, скульптора И. П. Витали, любителя-гитариста П. М. Васильева, гравера Н. И. Уткина. В начале 1836 года, зимой, москвичи торжественно встретили К. П. Брюллова. Состоялось знакомство автора картины «Последний день Помпеи» и портретиста Тропинина. В своей скромной мастерской Василий Андреевич в знак дружбы и признания таланта написал портрет Карла Павловича Брюллова.
Портрет А. С. Пушкина. 1827.
С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почётным членом Московского художественного общества.
Мальчик с топориком.
В начале 1850-х годов небывалая популярность Василия Тропинина стала угасать. В богатую Москву зачастили на заработки многие иногородние и зарубежные портретисты, которые предлагали свое услуги дешевле да и работали быстрее, чем пожилой художник. Но привычка к ежедневному труду не позволяла Василию Андреевичу Тропинину оставить кисть. Он продолжал писать, пробовать различные варианты портретных композиций, стараясь соперничать с мастерами салонного направления.
Золотошвейка
В 1855 году после смерти жены художник переехал в Замоскворечье. Он купил домик в Наливковском переулке. В нём выдающийся русский портретист и скончался 3 мая 1857 года по старому стилю (15 мая по новому). Спустя два дня Тропинина похоронили на Ваганьковском кладбище (11 уч.).
.Портрет Петра Булахова. 1823. Государственная Третьяковская галерея
Варвара Ивановна Ершова, рожденная Барышниковой (1797–1847), с дочерью Екатериной Гаврииловной (1826–1845). Дочь Ивана Ивановича Барышникова (1749–1834), титулярного советника и богатого помещика, владевшего обширными землями в Вяземском и Дорогобужском уездах Смоленской губернии, жена статского советника Гавриила Петровича Ершова (1772–1839).

Воейков Дмитрий Петрович, его дочь Варвара и гувернантка мисс Сорок (1842)

Портрет Николая Ивановича и Надежды Михайловны Бер.

Портрет Николая Карамзина. 1818

Женский портрет

Анна Федоровна Мазурина

Любовь Бараш

Портрет дамы. Елена Григорьевна Пушкина, ур. Воейкова (1778—1833). Копия с её портрета находится в Пушкинском Доме.

Мадам Боцигетти, гувернантка дочерей графа И.И.Моркова.


Портрет Екатерины Ивановны Карзинкиной

Екатерина Васильевна Киреевская, урожд. Нелидова (1788 - 1865)

Киселева (имя неизв., Урожд. Лазарева, владимирская купчиха, вторая жена Д.В. Киселева)


Портрет Левицкой-Волконской

Портрет писательницы ВИ.Лизогуб. 1847г.

Мешкова Е.В., урожд. Билибина (1832)

Мешкова Е.В., урожд. Билибина (1832)

Портрет Елизаветы Ивановны Нарышкиной (1791-1858), фрейлина.

Княгиня Александра Алексеевна Оболенская, ур. Мазурина (1817—1885)


Протасьева Елизавета Петровна

Портрет Е.П.Ростопчиной. 1853г.

Портрет П.И. Сапозниковой

Селивановская Евгения Антоновна (урожд. Гизетти)

Елена Щепкина


Екатерина Александровна Сеславина, ур. Лухманова.

Мария Антоновна Нарышкина, ур. княжна Святополк-Четвертинская (1779–1854).

Портрет девушки

Портрет А.А.Тропининой - сестры художника., 1825

София Петровна Тутолмина, ур. графиня Панина (1772—1833)

Екатерина Илларионовна Васильчикова, урождённая Овцына (1754-1832), жена Василия Алексеевича Васильчикова.


Вера Павловна Жихарева, ур. княжна Шаховская (1795-1881), дочь князя Павла Петровича Шаховского и княгини Аграфены (Агафоклея) Алексеевны Шаховской, замужем за Александром Матвеевичем Жихаревым.


Зубов Платон Николаевич


Волконский Сергей Григорьевич (князь, декабрист)


Загоскин Михаил Николаевич



Портрет К.Брюллова
Портрет князя С.М.Голицына



Портрет Степана Дмитриевича Нечаева

Портрет князя М.А. Оболенского («Бандит»)
Никита Петрович Панин

Матвей Платов

Портрет купца Александра Сапожникова

А.С. Талызин

Портрет сына художника за мольбертом. 1820-е гг.

Иван Васильевич Тутолмин

Портрет гравера Н.И. Уткина

Украинский мужик. 1820

Константин Георгиевич Равич. 1823

Устим Кармелюк. 1820-е

Ямщик, опирающийся на кнутовище. 1820-е
********************