Салли Шнайдер, автор книги "Лоскутное одеяло для Королевы", издательство Мартингейл (вряд ли издадут у нас), дает полезные советы по использованию полосок ткани в лоскутном шитье в блоге издательства blog.shopmartingale.com.
Читаем и "мотаем на ус".
Несложные правила работы с лоскутками в пэчворке по Салли Шнайдер:
1. Купленные лоскуты ткани, в особенности если это "толстые четвертинки" (45 на 55 см, четверть ярда ткани шириной 110 см) сразу режем на полосы в следующей последовательности: 1.5 (3.75 см) дюйма, 2 (5 см) дюйма, 2.5 (6.25 см) дюймов, 3 (7,5 см) дюймов, 3,5 (8,75 см) дюймов и 5 (12.5 см) дюймов.
Полученные полоски сразу раскладываем по емкостям, например по корзинкам, пластиковым контейнерам или обувным коробкам по размеру - в одной коробке все полосы полтора дюйма, в другой двухдюймовые и так далее.
Удобство очевидно: Когда начинаем делать очередной проект, сразу определяем ширину основных деталей (полосы, квадраты, прямоугольники) и берем соответствующую коробку. Конечно, еще проще покупать ткань уже в нарезке.
2. В задуманном квилте сразу определяем фон - берем на него полосы или лоскут ткани одного цвета, например белого или кремового, и используем эту ткань во всем изделии - так создается целостность изделия, особенно если блоки собраны из лоскутков десятков разных расцветок.
3. Допустим, изделие построено на блоках из трех расцветок ткани (помимо фоновой, которая у нас уже отложена). Фасуем полоски на кучки по три полоски в каждой. При этом расцветки полосок должны быть скоординированы по цвету: или разные оттенки одного цвета (синий - голубой - аквамарин) или комплиментарные (по разные стороны цветового круга : синий - желтый - красный) или контрастные (красный - желтый - зеленый).
В общем, в выборе расцветок должен быть какой-то принцип. Таким образом все блоки, хоть и набранные из десятков оттенков, будут производить впечатление гармоничности, как будто вы специально подбирали для этого изделия именно эти расцветки.
3. Детали, точнее ткань деталей, может сочетаться в каждом блоке еще и по принципу "пестрый - однотонный". Например в приведенном примере все "стрелки" выкроены из однотонных лоскутков, а все "уголки" - из пестрых.
4. Самый простой способ. Когда у вас ну просто страшное количество полосок одной ширины и вы решили сшить одеяло именно из них, надо расфасовать их на две корзины - светлые и темные. В представленном примере именно так и поступила Салли. А это одеяло получилось просто чудесным!
Оно мне, кстати, понравилось больше других, поэтому я хочу с вами поделиться своими соображениями, как сшить не хуже.
Итак, у нас два контейнера с полосками - в одном светлые - от белых до нежно розовых, в другом - темные - от синих, бутылочных, цвета бургундского до черного.
Далее смотрим, из каких блоков собрано одеяло.
Их два - "Звезда Охайо" "Ступени суда", вариация "бревенчатой избы". Сочетая в шахматном порядке блоки в каждом ряду, Салли удалось добиться впечатления узорных ромбов, "ступени" образуют уступчатые границы между звездами.
Вот смотрите, какая хитрость применена при создании блока "ступени суда".
В центре - блок "вертушка" из темных и светлых треугольников. При этом темные треугольники образуют фигуру песочных часов.
Те полоски, которые пришиваются выше и ниже "часов" - из темных полосок; те, которые справа и слева - из светлых полосок.
Второй блок - "Звезда Огайо" - состоит из четырех блоков "вертушка", четырех угловых квадратов фоновой светлой ткани и одного центрального темного квадрата.
Благодаря светлым фоновым квадратам узор дополнительно размывается, как-бы стирается граница между блоками.
Третий секрет - в порядке расположения блоков "ступени суда". Если приглядеться, то заметно, что они, помимо того, что сшиты в шахматном порядке со "Звездами", имеют еще одну особенность.
В нечетных рядах темные наборные полоски лежат вертикально, справа и слева от "песочных часов", а в четных - горизонтально, сверху и снизу от "часов".
В результате получается сложный гармоничный узор, который можно разглядывать хоть целый вечер!
Вот несколько образцов творчества Салли Шнайдер из книги: