• Авторизация


Зима на картинах Айвазовского 15-12-2025 10:46 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Иван Айвазовский. Зимний пейзаж
Иван Айвазовский. Зимний пейзаж

Ну не любил Иван Айвазовский, а вернее Ованес Айвазян, зиму. А как ещё может относиться к морозу, снегу и прочим прелестям русской погоды человек, выросший в теплой Феодосии. Зимних картин в творчестве русских художников, вообще в целом, существенно меньше, чем картин летних, весенних и осенних. Были, конечно, ярые фанатики, вроде Игоря Грабаря, который умудрялся часами писать натуру на морозе, но по большей части вылазки на пленэр у художников долго не длились, и все они предпочитали работать в своих теплых мастерских.

Но вот Айвазовский зимних пейзажей просто избегал. Иначе как объяснить тот факт, что в его творческом наследии, которое насчитывает более 6000 (!!!) картин едва ли найдется пара десятков изображений зимы. Хотя стоит заметить, что Айвазовский как раз на пленэре предпочитал не работать вообще. Когда-то еще на заре своей творческой карьеры он пришел к выводу, что у публики наибольший интерес вызывают не те его картины, что он писал на натуре, подражая Сильвестру Щедрину, которого он глубоко уважал и талантом которого восхищался, а исключительно нафантазированные и сочиненные пейзажи, которые Айвазовский писал, основываясь на своих впечатлениях, но отнюдь не на натурных штудиях. Обычно художник, гуляя по берегу, запоминал понравившиеся ему элементы пейзажа, потом, вернувшись в мастерскую очень быстро фиксировал  все свои впечатления на холсте, а затем уже дорабатывал картину, придавая ей законченный вид, то есть, возможно, добавляя какие-то детали или убирая то, что ему казалось лишним. Любопытно, что Айвазовский всегда начинал писать картину с неба и стремился закончить его изображение за один сеанс, даже если полотно было большого формата.

Впрочем, стоит заметить, что передача световоздушной среды, которой виртуозно владел Сильвестр Щедрин требует не только выучки, но и особого таланта, коим  Айвазовский не обладал. В своих маринах он превосходно передавал настроение, особенно драматическое или трагическое (романтик, однако), но вот физического ощущения соленого ветра, тепла солнечных лучей или брызг морской воды на губах в его пейзажах все-таки никогда не было.

А передавать настроение в зимнем пейзаже еще сложнее, ведь если море изменчиво, то вода замерзшая всегда статична, и чтобы придать такой композиции какой-то смысл (а русский пейзаж обязательно требует какого-то содержания), недостаточно изобразить только заснеженные деревья или уходящую вдаль белую равнину.

Иван Айвазовский. Сигнал бури. 1851
Иван Айвазовский. Сигнал бури. 1851

Один из наиболее ранних зимних пейзажей, написанных Айвазовским — «Сигнал бури» 1851 года. Картина была написана в Феодосии и посвящена его обожаемой теме  — противоборству морской стихии и кораблей как рукотворных объектов. Главное, что выделяет эту марину из ряда прочих аналогичных произведение, — то, что действие происходит не просто у берега, а у берега, покрытого снегом.

Картина выполнена в исключительно холодной серо-белой  гамме, единственные яркие пятна — это флаги на кораблях: один красный и два триколора. Причем красный флаг довольно четко отмечает центр композиции.  Небо надвигается на корабли низкими свинцовыми тучами, сливаясь с морем и составляя с ним грозное единство. Для того, чтобы подчеркнуть динамику небесной и морской стихии, Айвазовский использовал стаффажи — фигурки наблюдателей, очевидно крестьян или рыбаков.

Уязвимость кораблей перед разгулявшейся бурей Айвазовский обозначает,  используя прием контраста тяжестей, когда мощная статичная крепость и причал соотносятся с неустойчивыми хрупкими кораблями и их ажурными мачтами. Кажется, еще немного, и под нарастающим натиском волн  корабли сорвутся с якорных цепей, и волны унесут их в открытое море. Заснеженный морской берег несет в себе и вполне конкретный художественный  смысл, создавая вместе с белыми прибрежными волнами особый тональный контраст, усиливающий выразительность картины и ее драматическое звучание. Работу отличает исключительное богатство цветовых оттенков, найденных художником для изображения волн и неба.

Иван Айвазовский. Зимний обоз в пути ("Караван золота"). 1857
Иван Айвазовский. Зимний обоз в пути ("Караван золота"). 1857

В 1857 году Айвазовский пишет картину «Зимний обоз в пути». И это совершенно другая история. Дело в том, что этот один из очень немногих  своих «сухопутных пейзажей», художник писал чисто по памяти в парижской мастерской. «Зимний обоз» входил в серию из четырех полотен под названием «Богатства России», которая предназначалась для показа в Парижском салоне. Айвазовский весьма остроумно создал традиционную для изобразительного искусства серию на тему «Четыре времени года», одновременно представив и четыре важнейших отрасти народного хозяйства. «Обоз» обозначал богатства российских недр. В серию также входили «Нивы Малороссии» (земледелие), «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и «Крым с его садами» (богатство природы). Серия произвела на выставке настоящий фурор, а  Айвазовский за эти работы  стал первым среди русских художников кавалером Ордена Почетного легиона.

«Зимний обоз» представляет природу Восточной Сибири. На ней изображён торговый обоз, едущий по зимней дороге, который словно выплывает из голубовато-сиреневой морозной дымки. Лошади на переднем плане остановились, опустив головы; одни из сопровождающих, мужичок в тулупе, направляется к обледенелому колодцу с «журавлём». Застылость, неподвижность пейзажа нарушают лишь взлетающие с дерева птицы: видно, как с задетых ими веток осыпается снег. Композиция построена по диагонали, что ещё больше увеличивает и без того кажущееся огромным пространство, и в то же время  придает сюжету определенную динамику. В цветовой гамме доминирует белый цвет, складывающийся из тончайших оттенков голубого, розового, жемчужного. Замёрзшая вода у колодца показана прозрачно-зеленоватой; от деревьев тянутся синие тени.

https://nikonova-alina.livejournal.com/921696.html

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Зима на картинах Айвазовского | Stefaniia-Stefa - Дневник Stefaniia | Лента друзей Stefaniia-Stefa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»