ЖЕНЩИНЕ
Ты - женщина, ты - книга между книг,
Ты - свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток,
В его листах безумен каждый миг.
Ты - женщина, ты - ведьмовский напиток!
Он жжет огнем, едва в уста проник;
Но пьющий пламя подавляет крик
И славословит бешено средь пыток.
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
Мы для тебя влечем ярем железный,
Тебе мы служим, тверди гор дробя,
И молимся - от века - на тебя!
11 августа 1899
Валерий Брюсов
Jacquet Gustave
Роберт Шуман. Любовь и жизнь женщины
История создания
1840 год был знаменательным в жизни Шумана. Завершилась многолетняя «борьба за Клару», дочь крупнейшего лейпцигского педагога Фридриха Вика, у которого Шуман жил, беря уроки фортепиано. Будучи моложе Шумана на 9 лет, Клара была уже известна как выдающаяся пианистка, но отец всеми силами противился ее стремлению соединить свою судьбу с Шуманом. И хотя во второй половине 30-х годов Шуман создает множество оригинальных фортепианных сочинений, публикует статьи в основанном им «Новом музыкальном журнале», Вик отказывает ему от дома и на протяжении 5 лет всячески чернит в глазах дочери. Последняя попытка Шумана получить согласие Вика на брак завершается обращением влюбленных в суд. Судебное разбирательство продолжается больше года и изобилует крайне неприятными эпизодами, так что за Шумана вынуждена вступиться общественность. Лишь через 13 месяцев суд выносит решение в пользу Шумана, и 12 сентября 1840 года влюбленные венчаются.
Роберт и Клара
Этот счастливый поворот в жизни Шумана
рождает бурный прилив творческих сил, прежде всего в вокальном жанре,
ранее почти не привлекавшем композитора. За 1840 год им написано более
130 песен, в том числе лучшие вокальные циклы. Среди них «Любовь и жизнь женщины» на стихи Шамиссо.
Прежде ни у кого из композиторов не было
такого пристального, как у Шумана, внимания к личности женщины, к
сокровенным движениям её души, к её повседневности, наполненной отнюдь
не героическими, но не менее глубокими переживаниями. Просто и
проникновенно музыка вместе с поэзией рисуют печали и радости,
раскрывают эмоциональный мир женщины: первая любовь, замужество,
рождение ребёнка, счастье материнства, утрата любимого...
Женщина в музыке воспета не раз. Предшественники Шумана воспевали
героизм, жертвенность, готовность к подвигу, бесстрашие женщины в
исключительные, решающие моменты её жизни. Но не в повседневности, где
есть и первое свидание, и семья, и дети (у Роберта с Кларой было семеро
детей)... и трагедия тоже, без мифов и легенд. В последнем, трагическом
романсе шумановского цикла - «Мне В первый раз наносишь ты удар» женщина
оплакивает смерть своего мужа, и неожиданно возвращается тема песни, в
которой говорится о юности и первом свидании с любимым. Этот контраст
пронзает душу...
У Шумана больше психологизма, он глубже всматривается в потаённое души.
Может, и эта пристальность рождалась от собственных предчувствий будущей
болезни и вглядывания со страхом в самого себя?.. А ведь в последней
песне «Любовь и жизнь женщины» он словно напророчил свою смерть,
оставляя вдовой свою любимую.
Адальберт фон Шамиссо (1781—1838), немецкий поэт-романтик и ученый, был
лотарингским графом, сыном французского эмигранта, бежавшего от
революции.
Паж прусской королевы, окончив военное
училище, он стал прусским офицером. Когда родители вернулись во Францию,
20-летний Шамиссо остался в Германии и занялся литературой, а приехав
несколько лет спустя в столицу Франции, по собственным словам, «нигде не
чувствовал себя до такой степени немцем, как в Париже». В 1812 году
Шамиссо окончательно связал судьбу с Германией, которая стала его второй
родиной. Кстати, он сам выбрал себе немецкое имя вместо французских Луи
Шарль Аделаида, данных ему при рождении. Шамиссо становится студентом
Берлинского университета, где увлекается ботаникой, в 1815 году
отправляется в 3-летнее кругосветное путешествие с русской научной
экспедицией на корабле «Рюрик» и с 20-х годов до смерти работает в
качестве ботаника в различных учреждениях. Тогда же он пишет свои лучшие
стихотворения и поэмы, в том числе «Бестужев», издает «Немецкий
альманах муз», где печатает Гейне, занимается переводами. Стихи Шамиссо
приобретают широкую популярность («народ поет мои песни», — утверждает
он), особенно любовные и посвященные жизни семьи, поэтизирующие будни. К
ним относится и цикл «Любовь и жизнь женщины» (1830), рассказывающий незамысловатую историю о первой встрече, обручении, свадьбе, рождении ребенка и смерти мужа героини.
Музыка
«Любовь и жизнь женщины» — цикл, состоящий из 8 песен, в
которых господствуют светлые чувства; вместо обычного для романтиков
конфликта с окружающими людьми и миром — радостное приятие их. Это мало
характерное для Шумана содержание получило и более простое, чем в других
его песнях, воплощение. Здесь меньше внимания к слову, декламации,
преобладают напевные простодушные мелодии с обилием повторов, куплетные
или трехчастные формы.
№2, «Он прекрасней всех на свете», пленяет энергичной, восторженной
мелодией, развиваемой в вокальной и фортепианной партиях. Задушевная
многократно повторяющаяся мелодия присуща №4, «Колечко золотое». №6,
«Милый друг, смущен ты», выделяется декламационным складом. №7, «Нежно
прильни ты к сердцу скорей», — самая радостная песня в цикле, с все
более ускоряющимися краткими фразами, словно захлебывающимися от
восторга. И тем резче контраст с финалом, №8, «Ты в первый раз наносишь
мне удар», — единственной трагической песней цикла, где радостям любви и
материнства противостоит смерть. Это монолог, сжатый по форме и
сдержанный по выражению чувств. Заканчивается цикл светло: в большой
фортепианной постлюдии повторяется куплет №1, «Взор его при встрече», —
воспоминание о начале любви, которая побеждает отчаяние.
А. Кенигсберг