Проект создания первого человека, согласно религиозным текстам, начался с выбора материала. В исламской традиции, в частности в Коране, указывается, что Аллах сотворил Адама либо из глины (7:11), либо из «праха земного» (3:59). Библейская Книга Бытия (2:7) вторит этому, сообщая, что Бог вылепил человека из «праха земного» (на иврите адама — земля, что и дало имя Адам — «красный» или «земной»). Этот выбор материала — простого, повсеместного, «земного» — немедленно стал камнем преткновения. В исламской традиции, после того как проект был завершен и Аллах «вдохнул» в него жизнь, всему ангельскому сонму было приказано поклониться новому творению, признав его в качестве «заместителя» (халифа) Бога на земле.
Все ангелы исполнили приказ. Все, кроме одного. Иблис, который, в отличие от ангелов, был сотворен не из света, а из «чистого огня», счел это унижением. Его аргументация была основана на превосходстве материала: как он, огненный, может поклониться существу, сделанному из простой глины? Это был первый зафиксированный отказ, первое нарушение субординации, основанное на иерархии материалов. За этот бунт Иблис был немедленно изгнан и низвергнут, превратившись во врага нового творения. Еврейские мидраши (трактаты Берешит Рабба) описывают этот момент еще сложнее: перед сотворением ангелы разделились на фракции. Ангел Милосердия говорил: «Сотвори, ибо он будет милостив», но ангел Истины возражал: «Не твори, ибо он будет полон лжи». Пока они спорили, Творец все равно создал человека. Таким образом, с самого начала проект «Адам» был сопряжен с конфликтом и высокими рисками, а в его конструкцию была заложена фундаментальная уязвимость.
Первоначальной средой обитания для Адама и его супруги, сотворенной из его ребра (в Коране она именуется Хавва, в Библии — Ева), был Эдемский сад (Джаннат). Условия были идеальными: им было позволено питаться от любого дерева, кроме одного — Дерева познания добра и зла. Это было единственное, но строгое ограничение в их «контракте». Иблис, уже находясь в статусе врага, воспользовался этой уязвимостью. Он подобрался к паре и, используя уловки, убедил их, что запрет — это лишь способ Бога удержать их от того, чтобы они сами стали «как боги». Как описывается в священных текстах, они оба поддались искушению и отведали запретный плод.
Последствия этого проступка были немедленными. Это не было просто нарушением диеты; это было осознанное нарушение прямого приказа. Первым результатом стало то, что они «осознали свою наготу» — метафора, описывающая потерю невинности и обретение стыда, — и они попытались спрятаться, прикрывшись листьями. Когда Бог обнаружил нарушение, последовало наказание, которое в христианской теологии ляжет в основу догмата о «первородном грехе». В Коране их проступок также рассматривается как грех, но с важным отличием: Адам и Хавва немедленно раскаялись («Господи наш! Мы обидели самих себя...»), и Аллах принял их покаяние, но процедура изгнания уже была запущена. Им было сказано: «Вы будете жить на земле вместе со своим потомством, будучи врагами друг другу». Райский этап проекта был завершен. Адам и Ева были изгнаны, как считается в исламской традиции, в разные точки Земли (Адам — на Цейлон, Ева — в Джидду), и лишь спустя много лет скитаний и раскаяния они встретились у горы Арафат близ Мекки.
Жизнь вне Эдема разительно отличалась. Библейское повествование описывает это как проклятие: «проклята за тебя земля; со скорбью будешь питаться от нее... в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:17-19). Это точное описание перехода от собирательства к земледелию, того, что историки называют «неолитической революцией». В исламской традиции этот переход также описывается как тяжелый, но с акцентом на то, что Аллах не оставил своих созданий. По утверждению Камала ас-Сайида, автора книги «Наши прародители Адам и Ева», именно по воле Всевышнего на Земле отступили ледники и холода, что позволило первым людям начать возделывать землю, строить жилища и обустраивать свой быт.
Жизнь на земле принесла и первую семейную трагедию. У Адама и Хаввы родилось множество детей (по некоторым преданиям, Хавва рожала двойни — мальчика и девочку). Двое из сыновей вошли в историю: Кабиль (библейский Каин) и Хабиль (Авель). Конфликт между ними, возникший из-за жертвоприношения, привел к первому трагическому событию на Земле — Кабиль из зависти лишил жизни своего благочестивого брата Хабиля. Это стало тяжелым ударом для Адама. Но, как сообщается в исламских источниках, Аллах утешил их: вскоре на свет появился сын Шис (библейский Сиф), который был так же благочестив, как и погибший Хабиль. Именно Шис и стал продолжателем духовной линии и главным наследником Адама.
Вопрос о продолжительности жизни Адама — один из пунктов, где традиции расходятся в деталях, но сходятся в общем принципе «бюрократической» ошибки. В Библии (Быт. 5:5) четко указано, что Адам прожил 930 лет. Исламская традиция, опирающаяся на хадисы (предания), передает другую, более подробную историю. Согласно ей, изначально Аллах отмерил Адаму жизнь ровно в тысячу лет. Однажды Адаму было явлено все его будущее потомство. Среди мириад душ он заметил одну, от которой исходило особое свечение. Адам спросил, кто это, и Аллах ответил, что это один из его потомков, пророк Дауд (библейский Давид), которому суждено прожить всего 60 лет.
Адам, восхищенный сиянием Дауда, обратился к Богу с просьбой: «Господь, продли ему жизнь!». Ему ответили, что срок Дауда уже установлен. «Тогда дай ему 40 лет из моей жизни», — попросил Адам. Аллах согласился. Таким образом, контракт Адама был скорректирован: его срок жизни уменьшился до 960 лет, а срок Дауда, соответственно, увеличился до 100 лет. Прошли столетия. Когда Адаму исполнилось 960 лет, к нему явились ангелы смерти, чтобы забрать его душу. Адам был возмущен. «Вы ошиблись!» — заявил он им, — «Господь отмерил мне тысячу лет, у меня в запасе еще сорок!». Адам, как и свойственно человеку, забыл о своем давнем даре.
Этот спор разрешился на высшем уровне. Как сообщается в хадисе, который передал имам ат-Тирмизи, Аллах предъявил Адаму «доказательство» — письменный договор или расписку (фигурирующую в источниках), где был зафиксирован факт передачи 40 лет жизни. Адам был вынужден уступить. Эта история о «забывчивости» прародителя имела важное юридическое последствие. Как пишут авторы книги «Священная история согласно Корану», именно из-за этого инцидента Аллах и велел людям впредь всегда составлять письменные договоры о долгах и сделках и скреплять их подписями свидетелей, чтобы избежать споров в будущем.
Осознав, что его срок на земле подошел к концу, Адам, как и положено прародителю, занялся передачей дел. Он составил завещание и назначил своим духовным преемником благочестивого сына Шиса. Ему он передал не только устные наставления, но и материальные реликвии, взятые из Рая — посох и печать. Кроме того, как отмечается в исламских текстах, Адам доверил Шису особый ларь (ковчег), в котором хранились свитки и, по некоторым толкованиям, изображения всех будущих пророков и посланников, которые должны были прийти после него. Он также, по преданию, обязал Шиса в будущем призвать к ответу Кабиля за проступок против брата.
Сам момент ухода, описанный в книге «Коранические истории» Камала ас-Сайида, полон бытового трагизма. В один из последних дней Адам почувствовал себя плохо и попросил Шиса принести ему винограда. Шис отправился на поиски, а когда вернулся с гроздьями, его отец был уже мертв. И здесь возникла уникальная процедурная проблема: это была первая естественная смерть человека на земле (жизнь Хабиля была прервана, и он был похоронен иначе). Шис и другие сыновья Адама не знали, что делать с телом.
Согласно исламской традиции, Аллах не оставил их и в этой ситуации. Он послал на землю ангелов Джибриля и Микоила (Гавриила и Михаила), которые должны были провести для Шиса первый в истории мастер-класс по погребению. Они показали ему всю процедуру, ставшую каноном: как омывать тело, как заворачивать его в саван и как совершать «намаз джаназа» (погребальную молитву). Только после этого ангелы положили тело в могилу и засыпали землей. Завершив ритуал, Джибриль и Микоил обратились к Шису и его братьям со словами: «Это будет вашим обычаем, как нужно хоронить». Так была установлена стандартная операционная процедура для проводов человека из земной жизни. В то время как христианские апокрифы («Пещера сокровищ») рассказывают, что Ной взял останки Адама в ковчег, а Сим похоронил его череп на Голгофе, исламская традиция делает акцент на том, что Адам был похоронен сразу, а его сын Шис стал первым человеком, обученным ангелами правилам погребения.