• Авторизация


Миф о любви нимфы Эхо к прекрасному Нарциссу — один из самых поэтичных и трагических сюжетов живописи 03-11-2025 12:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Среди богатейшего наследия классической мифологии история нимфы Эхо и прекрасного Нарцисса занимает особое место, представляя собой один из самых, на протяжении веков волновавших воображение художников.

Брюллов Карл Павлович  1799 - 1852"Нарцисс, смотрящий в воду". 1819 Холст, масло. 162 x 209 см Русский музей, Санкт-Петербург

 

Этот миф, дошедший до нас в изложении Овидия в его бессмертных «Метаморфозах», претерпевал удивительные трансформации в европейском искусстве, отражая изменяющиеся представления о любви, самопознании и природе человеческой души. От интеллектуально насыщенных композиций Никола Пуссена до чувственных образов Джона Уильяма Уотерхауса, от психологического реализма Караваджо до сюрреалистических видений Сальвадора Дали — каждое поколение художников находило в этой истории новые грани и акценты, созвучные своей эпохе. 

Джулио Карпьони (1613–1678), «Лириопа приводит Нарцисса к Тиресию» (ок. 1665), холст, масло, 160 x 230 см, Частная коллекция.

 

Миф об Эхо и Нарциссе, как его излагает Овидий в «Метаморфозах», представляет собой сложное переплетение двух самостоятельных, но связанных общим фатальным исходом историй. Нарцисс — сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы — был юношей необыкновенной красоты, но с холодным и надменным сердцем. Его мать, обеспокоенная судьбой сына, получила от слепого прорицателя Тиресия двусмысленное предсказание: Нарцисс будет жить долго, «если сможет не узнавать себя». Эта фатальная неопределённость становится завязкой трагедии, разворачивающейся на страницах поэмы.

Параллельно развивается история нимфы Эхо, наказанной Герой за многословие: она лишена возможности говорить первой и может лишь повторять окончания чужих фраз. 

Александр Кабанель (1823–1889), «Эхо» (1874), холст, масло, 97.8 x 66.7 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк.

 

Портрет «Эхо» Александра Кабанеля смело пытается передать это акустическое явление, изображая нимфу, прислонившую голову к отражающей звуки поверхности скалы.

Луи-Жан-Франсуа Лагрене (1725-1805) "Эхо и нарцисс", медь, масло

 

Проклятие Геры превращает Эхо из полноправной участницы диалога в пассивное эхо, лишённое собственного голоса. Когда нимфа встречает Нарцисса в лесу и влюбляется в него, её немота становится метафорой невозможности выразить свои чувства. Диалог между ними, мастерски переданный Овидием, наполнен горьким трагизмом:

«— Убери руки! Ты не должна обнимать меня. Лучше смерть, чем такая, кто когда-либо будет ласкать меня!
 —Ласкать меня, — неохотно ответила потрясённая Эхо и снова исчезла в лесу».

Завершается миф знаменитой сценой у ручья, где Нарцисс, увидев своё отражение, влюбляется в него и, не в силах обладать предметом своей страсти, умирает от безнадёжной любви, превращаясь в цветок. Эхо, отвергнутая и несчастная, также исчезает, оставляя после себя лишь голос, способный повторять чужие слова. Эта двойная метаморфоза — физическая (превращение в цветок) и акустическая (сохранение голоса без телесной оболочки) — становится мощным символом различных форм существования и продолжения жизни после физической смерти.

Никола Пуссен (1594–1665), «Эхо и Нарцисс» (ок. 1630), холст, масло, 74 x 100 см, Музей Лувр, Париж.

 

В творчестве французского художника Никола Пуссена миф об Эхо и Нарциссе нашёл одно из своих наиболее глубоких и многогранных воплощений. Картина «Эхо и Нарцисс» (ок. 1630), хранящаяся в музее Лувра, представляет собой композицию, наполненную сложной символикой и философскими аллюзиями. Пуссен изображает финальный эпизод истории: Нарцисс склонился над водой, любуясь своим отражением, в то время как Эхо печально наблюдает за ним. Рядом с Нарциссом уже виднеется цветок — предвестник его скорого превращения, а на заднем плане застыл с факелом Купидон, направляющий стрелу в небо.

Никола Пуссен (1594–1665) «Царство Флоры» (1631), холст, масло, 131 × 181 см, Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

 

Ещё более сложную интерпретацию мифа Пуссен предлагает в картине «Империя Флоры» (1631), находящейся в Дрезденской галерее старых мастеров. В этом произведении история Эхо и Нарцисса становится частью более обширной композиции, объединяющей различных персонажей, которые, согласно «Метаморфозам» Овидия, превратились в цветы после смерти. Среди них Аякс, бросающийся на меч; Клития, влюблённая в Аполлона; Гиацинт и Адонис; Смилакс и Крокус.

Фрагмент картины  «Царство Флоры»

 

Пуссен располагает фигуры в тщательно организованном пространстве сада, где центральное место занимает танцующая Флора, богиня цветов и весны. Художник не просто иллюстрирует миф, но создаёт сложную философскую притчу о цикличности жизни и смерти, о неизбежности метаморфоз как универсального закона бытия. В этой композиции Эхо и Нарцисс становятся частью всеобъемлющей картины, где частная трагедия отдельного персонажа обретает вселенский масштаб.

Караваджо (Микеланджело Меризи да Караваджо) (1571–1610), «Нарцисс» (1594-96), холст, масло, 110 × 92 см, Национальная галерея старинного искусства, Рим.

 

Кардинально иной подход к мифу демонстрирует итальянский художник Караваджо в своей работе «Нарцисс» (1594–1596). В отличие от интеллектуальной сложности Пуссена, Караваджо сосредотачивается на психологическом аспекте, изображая момент самопознания (или самообольщения) героя с беспрецедентной напряжённостью и драматизмом.

Композиция картины строится на строгой симметрии: фигура Нарцисса и его отражение в воде разделены линией водной глади, создавая почти зеркальное повторение. Однако это непростое зеркалирование — Караваджо тонко передаёт искажения, вносимые водной поверхностью, одновременно подчёркивая сходство и различие между реальным юношей и его отражением. 

Интересно, что на полотне полностью отсутствует фигура Эхо. Это акцентирование одиночества героя, его замкнутости в себе самом, становится мощной метафорой нарциссизма как фундаментальной человеческой склонности. 

Фрагмент картины

 

Светотень — характерный приём Караваджо — усиливает драматизм сцены: освещённая фигура Нарцисса и его отражение контрастируют с тёмным, нейтральным фоном, что создаёт ощущение интимности и одновременно фатальности момента. Одна рука юноши уже касается воды, нарушая покой поверхности, в то время как другой он ещё устойчиво опирается о берег — эта двойственность передаёт внутренний конфликт между осознанием иллюзорности образа и неспособностью оторваться от него. Караваджо оставляет вопрос открытым: 

«Нарцисс Караваджо будто загипнотизирован собственным отражением, будто склоняется всё ниже и ниже, приближая собственную гибель... однако нет никаких явных указаний на то, что исход будет именно таким».

Иоганн Генрих Тишбайн (1722-1789), Нарцисс (ок. 1770), холст, масло, 32,5 х 39,5 см, Музейный пейзаж Гессен-Касселя, Кассель, Германия

 

 

 

 

 

«Эхо» Талбота Хьюза (1900) представляет обратную, менее популярную сцену: нимфа на большей части переднего плана, окружённая цветами нарцисса, а призрачное изображение мужчины, возможно, появляется в водопаде в верхнем левом углу с его вызывающим жалость отражением. Эхо находится в скалистом ущелье, ожидая услышать звуки, прижимает правую ладонь к уху. В её волосах тоже видны цветы нарцисса.

В викторианскую эпоху миф об Эхо и Нарциссе переживает новый расцвет, особенно в творчестве английского художника Джона Уильяма Уотерхауса. Его картина «Эхо и Нарцисс» (1903), хранящаяся в Ливерпульской галерее Уолкера, представляет собой синтез литературной основы и живописной эмоциональности.

Джон Уильям Уотерхаус (1849–1917), «Эхо и Нарцисс» (1903), холст, масло, 109.2 x 189.2 см, Художественная галерея Уокер, Ливерпуль, Англия.

 

Уотерхаус избирает для изображения драматический момент, когда Эхо, лишённая возможности выразить свои чувства, с безнадёжным обожанием смотрит на Нарцисса, поглощённого созерцанием собственного отражения в воде. Художник мастерски передаёт контраст между активным, хотя и иллюзорным, любованием Нарцисса и пассивным, молчаливым страданием Эхо. Композиция строится на диагональном расположении фигур: Нарцисс растянулся на берегу ручья, его тело образует плавную дугу, повторяющую изгиб берега, в то время как Эхо сидит в тени деревьев, её фигура почти сливается с окружающим пейзажем.

Фрагмент картины

 

 

 

В отличие от Пуссена, английский художник уделяет больше внимания эмоциональному состоянию героев, их психологическому взаимодействию, пусть и выраженному через молчание и неподвижность.

Важной деталью композиции Уотерхауса являются нарциссы, изображённые у ног героя — они служат одновременно и предвестником его превращения, и символическим напоминанием о неизбежном финале. Пейзаж, окружающий фигуры, отличается мечтательной, почти идиллической красотой, контрастирующей с трагизмом ситуации. Этот контраст между внешней гармонией и внутренним драматизмом характерен для романтической традиции, в которой работал Уотерхаус.

История Эхо и Нарцисса продолжает волновать художников и в XX–XXI веках, обретая новые интерпретации в контексте современных художественных направлений. От сюрреалистического прочтения Сальвадора Дали в «Метаморфозе Нарцисса» (1937) до концептуальных произведений современных авторов, миф демонстрирует удивительную способность к трансформациям, сохраняя при этом свою сущностную основу.

«Метаморфоза Нарцисса». Сальвадор Дали, 1937

 

На картине Дали изображён Нарцисс, сидящий на корточках у озера и положивший голову на колено. Справа видна каменная рука, сжимающая яйцо, из которого прорастает цветок нарцисса. В середине картины представлена группа отвергнутых женихов Нарцисса, а среди гор на заднем плане покоится третья фигура Нарцисса.

Дали по-своему переосмысливает историю мифа: для него Нарцисс, заглядевшийся на своё отражение, — не столько эгоист, презревший мир людей, сколько герой, совершающий восхождение в своём внутреннем мире и достигающий в нём высот.

Беда Стерншанц.: Пастораль. 1897

 

 

 

https://dzen.ru/vitalyiline

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Миф о любви нимфы Эхо к прекрасному Нарциссу — один из самых поэтичных и трагических сюжетов живописи | Stefaniia-Stefa - Дневник Stefaniia | Лента друзей Stefaniia-Stefa / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»