Традиционную восточную живопись любят за внутреннюю гармонию, распространяющуюся за пределы полотен. За способность восстанавливать пошатнувшееся душевное равновесие современного зрителя. За помощь в избавлении разума от суетного и наносного; постановке значимых целей, сообразных внутренним ценностям; нахождении рациональных пропорций меж устремлениями и энергозатратами.
«Водопад в горах Шаньшуй», живопись Китая
«Лунная река Янь Вэньлян», живопись Китая
«Городской пейзаж», Чжоу Чжуан
Сосредоточенность и покой, движение и статика, Инь и Янь, баланс входящих и исходящих сигналов, адресованных попеременно сознанию и подсознанию: старое искусство юго-восточной Азии обожает принцип «два в одном». И активно его исповедует, привлекая миллионы поклонников по всему миру. В то время как концепции-сверстницы с закатного края Евразии вымерли аки динозавры, традиция Дальнего Востока инфильтрировалась в современность. И прекрасно себя в ней чувствует. Пронизывая творения китайских, японских и корейских мастеров, не упускает случая инфицировать своими бессмертными идеалами актуальные полотна европейских лаоваев и американских гайдзинов. Импрессионизм и арт-деко, символизм и абстракционизм: выразительная минималистичность «плывущего мира» укиё оказалась поистине универсальной. Ничто не предвещает её закат.
Искусство со смещённым центром тяжести
А вот западная (да и отечественная) живописная традиция категорически «не умеет в баланс». Подавайте ей что-то одно: либо интеллект, либо эмоцию. С самого своего зарождения европейское изобразительное искусство летит сквозь века аки шальная пуля со смещённым центром тяжести, оставляя непредсказуемые выходные отверстия на портретах ушедших эпох. Ещё совсем недавно (по историческим меркам, разумеется) всем заправляла её величество Форма. Нынче же в моде Эмоция. Лидеры мнений решили, что всё рациональное есть зло, диктатура и моральный неоколониализм. И принялись наносить чувства и причинять ощущения всему, до чего только дотянется кисть.
«Пчёлы против мёда»: о культе чувств
«Эмоциональность — значит искренность!», «Чувствовать — значит жить!», «Любить, а не понимать!» — звучит со всех сторон. Арт-пространство стало эхо-комнатой, где кто-то постоянно рыдает или смеётся, пляшет или раскачивается из стороны в сторону, обняв руками колени. Знакомо ли Вам словосочетание «эмоциональный интеллект», уважаемый читатель? Если отбросить словесную эквилибристику и говорить прямо, то ЭИ — навык точного распознавания и последующего управления своими, а потом и чужими чувствами. Именно этот (простите за аглицкий термин) soft skill теперь прозывается вершиной эволюции мастерства живописца.
Занятно, не так ли? Умение манипулировать эмоциями зрителя заявлено как средство против манипуляций над искусством со стороны несовершенного человеческого разума... Звучит как противоборство левого полушария мозга с правым. Как шуточный лозунг: «Пчёлы — против мёда». Или: «Молодёжь — против ветра!». :) И это не хорошо и не плохо. Таков путь.
Сенсорика против структуры
Как видите, дорогой читатель, у западной живописи имеются свои Инь и Янь. Вот только жить в гармонии им не светит. Искусство нашей с Вами цивилизации, построенной на «достигаторстве», на концепции прорывов и революций, вынуждено время от времени одёргивать само себя ради вящего гуманизма и эстетики для. В эпохи особенно бурных перемен художникам отказываться от объяснения природы вещей ради сохранения её таинственной метафизики. Западная реальность в силу объективных историко-культурных причин оказалась цельнолитой и оттого неразборной. Пока Восток эволюционирует, перетекая между энергетически выгодными состояниями, Запад всякий раз плавит устаревающие идеалы над жарким огнём таланта своих мастеров, чтобы создать себя заново.
«Сближение», 1952, холст, масло, 237 х 390 см, Джексон Поллок, Художественная галерея Олбрайт-Нокс
«Глубина», 1953, холст, масло, 150,7 х 220,4 см, Джексон Поллок, Национальный Центр Искусства и Культуры имени Жоржа Помпиду
«Фреска», 1943, холст, масло, казеин, 243 х 604 см, Джексон Поллок, Художественный Музей Стэнли
Эволюция против революции
А знаете, дорогой читатель, что непременно случается, когда Разум отодвигается на задний план? Правильно: возвращается Тело. Приходит чувственное. Но уже не как идеал красоты, а как инструмент для работы. Раз художнику более нельзя целенаправленно мыслить, он щупает, кусает и вдыхает ароматы источника своего вдохновения, дабы его отображать. Как сказала пять лет назад одна начинающая художник(ца): «Новая живопись должна прорасти сквозь асфальт логики и бетон ностальгии. Зритель должен перешагнуть границы визуальной эстетики». То есть хрупкая Янь должна разрушить прагматичный мужской Инь, чтобы пробиться к Солнцу. А как и зачем она будет существовать дальше, в этом гордом одиночестве победы мягкого над твёрдым, аффективного над эффективным? Об этом она на тот момент ещё не подумала. Сначала — разрушить прежнее. А там уже будет видно.
Автор: Лёля Городная
https://dzen.ru/zhivopis