В продолжение поста
http://www.liveinternet.ru/users/fantast/post1505411/.
Я прочитал новый роман роман Лукьяненко. Не запоем в одну ночь, как
ValeZ, а не торопясь, дня за три.
Впечатление сложное. Привлекая образы из смежных дисциплин: хорошая фотография - сюжет, цвет, кадрирование, типаж, но... нерезко! Лукьяненко, бесспорно, очень хороший писатель в скромном ряду российско-советских фантастов. В "Дозорах" он щедро смешал фэнтази, боевую магию, добавил готики и даже Бабу-Ягу для колорита. И все это всунуто в блеклую оболочку социальной фантастики. И не просто социальной, а остро социальной, вплоть до новостных цитат и шпилек в адрес нынешних политиков.
Кинтьте в меня камни, но я не могу больше наблюдать "детей лейтенанта Шмидта" в нашей фантастике, простите, последователей Стругацких. Для них время остановилось тогда, в начале 70-х. Но мы живем дальше, сохраняя родовое проклятие советской фантастики - отсутствие Героя. Не его у нас. Есть рефлексирующие субъекты, в чьи руки вложена вся мощьнапряженной научно-магической мысли, вяло действующие, зато много размышляющие на темы Добра и Зла. Причем в максимально глобальном масштабе. А результат все равно известен - наши победят благодаря, или вопреки... Тонкие интриги, мощная запредельная магия побеждены усилием мысли малдшего научного сотрудника, хотя и не рядового НИИ.
Такой же кризис жанра наблюдается и в детективе, но это не оправдание. Героя нет, так как в социалистической культуре просто не могло быть конфликта личности и общества, в котором личность была права, а общество - нет. Поэтому "Визит к Минотавру" интересен вором Девушкиным, а не безликим следователем, поэтому в творчестве Стругацких замый известный и популярный персонаж - асоциальный Сталкер. Хотя и он ломается по воле авторов и скатывается к лозунгу: "Все будут счастливы и никто не уйдет обиженым!", так закономерно процитированному Лукьяненко в "Сумеречном дозоре". "От каждого по способностям, каждому по потребностям, или, хотя бы по труду"...
Грустно. Пойду читать Мураками.
solver