Степаан Фёдорович Александровский (1842—1906) — русский живописец, академик портретной и акварельной живописи (с 1874, за портрет Д. А. Милютина).
Степан Фёдорович Александровский родился в 1842 году в городе Риге, в купеческой семье.
Он воспитывался в тамошней Классической гимназии и предназначал себя к медицинской деятельности, но поддался своему влечению к живописи и, переселившись в столицу Российской империи город Санкт-Петербург, поступил учеником в Императорскую академию художеств.
Посещая академию, Александровский был награждён в 1861 году малой серебряной медалью за портрет, написанный с самого себя.
После того, являясь со своими работами на академических выставках, последовательно получал звания неклассного художника (в 1864 г.), классного художника II степени (в 1868 г.), классного художника I степени (в 1869 г.), академика (в 1874 г., за портрет тогдашнего военного министра Д. А. Милютина), и наконец, почетного вольного общника Академии (в 1884 г.).

С. Ф. Александровский был одним из основателей «Общества русских акварелистов» и состоял его деятельным членом. Из огромного, можно сказать, несчётного числа произведений этого художника особенно интересны: альбом 30 портретов представителей среднеазиатских народов, бывших в Москве во время коронования императора Александра III (1884; приобретён Его Императорским Величеством), 45 портретов кавалеров знака военного ордена, присутствовавших на открытии в Петербурге памятника славы, в 1886 г. (собственность Е. И. В.), портреты членов посольств бухарского эмира, являвшихся в российскую столицу в 1886 и в 1889 гг. (то же), альбом этюдов и рисунков, сделанных во время путешествия на Восток, портрет немецкой актрисы Циглер в роли королевы Елизаветы в шиллеровской трагедии «Дон Карлос», портрет матери художника.
С. Ф. Александровский написал также несколько портретов масляными красками.
Степан Фёдорович Александровский скончался в 1906 году.

Великий князь Александр (будущий Император Александр III)

Император Александр III и Императрица Мария Фёдоровна с приближёнными в царской ложе Большого театра

Портрет ВК Елизаветы Фёдоровны 1887 год

Портрет Николая II

* * *

Луиджи Премацци (1882)

* * *

«Юная леди» (1886)

Портрет баронессы Фелейзен

Портрет княгини Тенешевой

* * *

Русская крестьянка.

* * *

1885 год

Портрет фёдора Тютчева 1886 год

Портрет Ольги Палей

* * *

Еврейский мальчик

* * *

* * *

1902 год
19
* * *

* * *

Сочная кисть Александровского с особенным совершенством передает самое трудное в изображении человеческого лица — его молодость, юную свежесть и нежность тонов кожи и едва уловимую округленность планов, которые почти сливаются из-за отсутствия резких черт, которые накладывает время лишь в зрелом возрасте. Головки женские и детские, требующие особенно нежного исполнения, стяжали нашему художнику вполне заслуженную славу. Образцом такого мастерского преодоления почти непобедимых трудностей может служить прилагаемый портрет молодой шведской крестьянки, с характерным для скандинавских народов песочным оттенком белокурых волос и темно-голубыми глазами.
