• Авторизация


МЕДНЫЙ ВСАДНИК: ПАМЯТНИК, СТАВШИЙ СИМВОЛОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 20-02-2025 20:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Медный всадник: памятник, который стал символом Санкт-Петербурга


undefined

fdc1fbce-ffee-11ee-a2f7-964544da762e.1220x600

Медный всадник — одно из самых известных изваяний в Петербурге. Но это не просто одна из достопримечательностей города, а ещё и интереснейший объект со своей историей. Открыли монумент спустя 14 лет после начала работы над композицией. 

Кому посвящён памятник
Один из самых знаменитых российских памятников изображает императора Петра I на коне. Величественный монумент появился в центре Петербурга по велению Екатерины II — так императрица решила увековечить память царя‑плотника, отдать дань уважения его реформам и одновременно подчеркнуть своё положение как продолжательницы его дел. Место для установки императрица тоже выбрала сама — на Сенатской площади, хотя изначально там планировалось возвести памятник в её честь.
 
Главный монумент Петербурга впечатляет размерами. Его высота — более 10 метров, пять из них приходится на гранитный постамент, а чуть больше пяти метров — на бронзовое изваяние императора.

129fddb6-b6d5-4ade-b9c3-e2c2de463025

Кстати, общеизвестное название никак не связано с материалом, из которого выполнены фигура императора и его коня, — композицию отлили из бронзы. Однако после 1833 года памятник стали называть Медным всадником после выхода одноимённой поэмы Александра Пушкина. В ней изваяние оживает и преследует главного героя, который от отчаяния проклинает императора. Очевидно, что писатель точно знал, что памятник не медный (в поэме есть строчки про бронзового коня), но слово «медный», возможно, появилось для рифмы и в итоге закрепилось в названии произведения, став почти нарицательным.

undefined

История создания Медного всадника
Воплощать свою задумку по созданию памятника императрица начала в 1760-е годы. Сразу же встал вопрос — кто будет его делать и какой будет скульптура. Считается, что царица видела Петра I на коне, а философ Дени Дидро, с которым она переписывалась, вообще предлагал вместо скульптуры установить в честь императора фонтан. И именно французский мыслитель порекомендовал российской правительнице малоизвестного мастера Этьена Фальконе, и она назначила его главным скульптором.

Ж.-Б. Лемуан. Портрет Этьена Мориса Фальконе. 1741. Бумага, три карандаша Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Ж.-Б. Лемуан. Портрет Этьена Мориса Фальконе. 1741.

В Петербурге приглашённый Фальконе оказался в 1766 году. С собой он привёз эскиз скульптуры, выполненный из воска. По преданию, ещё в Париже Фальконе изучил литературу про русского императора и придумал образ будущего памятника — это был всадник на вздыбившемся коне. А чтобы композиция приобрела более торжественный вид, скульптура должна возвышаться на огромном постаменте, напоминающем скалу.
Портрет Дени Дидро работы Луи-Мишеля ван Лоо (1767)
Портрет Дени Дидро работы Луи-Мишеля ван Лоо (1767)
Статую всадника скульптор развернул лицом к Неве. Правая рука императора указывает в сторону Швеции, а левая — к зданию Сената. При этом правитель изображён без парадной одежды и даже без седла — вместо него была звериная шкура. Единственным символом величия и побед Петра как полководца стал лавровый венец на голове. Придворные вельможи были недовольны — они представляли монумент более помпезным. Однако скульптор отстоял свой вариант.
Разработка монумента
В столице империи французский скульптор начал создавать новый макет — из гипса и в натуральную величину. Под мастерскую отдали один из залов Зимнего дворца, а моделями стали два породистых скакуна и гвардейский офицер. В помещении установили помост с наклоном, на котором коня заставляли вставать на дыбы.

П. Э. Фальконе. Портрет Мари-Анны Колло. 1773 Холст, масло. 71 × 59 см (овал) Музей изящных искусств, Нанси

П. Э. Фальконе. Портрет Мари-Анны Колло. 1773 

Работа над конным памятником стала для Фальконе настоящим испытанием. Первые трудности начались во время изготовления гипсовой статуи царя. Скульптору никак не удавалось вылепить голову. Три варианта, которые он изготавливал, не понравились Екатерине II. В итоге сделать голову доверили ученице ваятеля. За образец Мари-Анн Колло взяла прижизненную маску императора, благодаря чему гипсовое лицо получилось максимально похожим на лик Петра I. На этот раз Екатерина II осталась довольна.

6ed5f648-91cd-4e59-ad54-de5e99b3d258

Ещё один помощник Фальконе занимался змеёй, которая должна была располагаться под задним копытом лошади. Эту часть композиции создал Фёдор Гордеев — в дальнейшем русский скульптор стал ректором Академии художеств. По задумке Фальконе, змея у ног правителя стала символом препятствий, которые преодолевал на своём пути император. Одновременно у неё был и другой, более практичный замысел. Змея служила дополнительной точкой опоры для коня и придавала устойчивость композиции.

Отливка скульптуры
В 1768-м гипсовая модель Медного всадника была закончена. Уже пора было приступать к отливке монумента из основного материала — бронзы, но появилась новая проблема. Чтобы сделать скульптуру более устойчивой, её нужно было выполнить по особой технологии: верх более тонким, а низ — массивным. Фальконе пригласил из Франции литейщика, но тому оказалось не под силу справиться со сложной задачей.

5ff8824e-c22a-43e4-a793-e3b5a5489906

1770‑е годы. Схема отливки памятника

Весь следующий год ушёл на поиски русского мастера. В итоге взяться за работу согласился литейщик пушек. Ко второй попытке отлить статую Емельян Хайлов вместе со скульптором приступили в 1774-м. Когда работа была почти завершена, в мастерской лопнула труба с расплавленной бронзой и начался пожар. Его Хайлов смог погасить, но сам он получил ожоги, а верх скульптуры был испорчен. Заново её выполнили только в 1777 году, а вся композиция была готова спустя год. Почти сразу после этого Фальконе уехал из Петербурга: причиной стал конфликт с приближёнными императрицы.

d6045ed5-71ad-4327-86b6-528961ea6257

1770‑е годы. Схема отливки памятника

Постамент
Ещё в Париже в качестве пьедестала для памятника Фальконе задумал использовать огромный валун, похожий по форме на волну — как символ выхода к морю. Согласно его плану, камень должен был быть грандиозных размеров: около 5 метров в высоту и 10 — в длину, под стать величию царя. Однако Фальконе сомневался, что такой камень можно найти и даже собирался построить постамент из нескольких валунов, найденных на берегу Финского залива. Но на всякий случай разместил объявления в петербургских газетах. Откликнулся крестьянин Семён Вешняков, который занимался поставкой камня в столицу. Он рассказал, что недалеко от Лахты нашёл кусок гранита необходимых размеров.

bb91f2ff-812d-4c65-8082-a9828bf952a6

1770 год. Транспортировка «Гром‑камня». Художник: Ю. М. Фельтен

Фальконе остался доволен найденным валуном, но перед скульптором стояла новая проблема: как отправить камень весом две тонны в Петербург. В результате валун обтесали и дотащили до залива на специальной платформе, которую приводили в движение 36 человек при помощи лебёдок. Затем глыбу погрузили на корабль и доставили в Петербург.

Открытие памятника
Торжественная установка готового монумента состоялось только через пять лет, в 1782-м. Дату приурочили сразу к двум историческим событиям: 20 лет со дня воцарения Екатерины II и 100 лет восшествия на престол Петра.
Грандиозный монумент так впечатлил собравшихся, что почти все преклонили колени. Медный всадник стал первым городским памятником, который появился в Российской империи: прежде в стране в честь исторических событий или правителей было принято возводить только церкви или монастыри.
Патерсен. Вид Сенатской площади с памятником Петру I, 1799 г.
«Пётр Великий, новый сенат и синод», Академия художеств, русский альбом Лизинки Пуаре
Л.-Ж. Арну. Памятник Петру I на Сенатской площади. 1824-1827.
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге (более ранняя версия; Красноярский художественный музей)
undefined
Памятник Петру I, фото 1870-х годов
undefined
Медный всадник в 1896 году. Фотохром Петра Павлова
Легенды
За пару столетий вокруг монумента сложилось множество мифов и преданий, в том числе самых фантастических. Одни из них появлялись ещё во время работы над памятником, другие — спустя годы. Вот самые интересные из них.
«Медный всадник». Деталь
Пётр I пообщался со скульптором Фальконе Да, к моменту работы над памятником императора уже не было в живых, но по легенде царь явился художнику во сне, чтобы расспросить его о работе. Дело в том, что Этьен Фальконе очень тщательно подошёл к созданию образа основателя Петербурга. Он изучал архивные документы про императора и даже общался с придворными, которые помнили монарха. Однажды скульптор попросил разрешения переночевать в бывшей спальне царя, которая находилась во дворце Летнего сада. Там художнику и приснился Пётр. Фальконе хоть и нервничал, но пообещал самодержцу создать великолепный монумент в его честь. Но француз якобы так переволновался от этого события, что именно поэтому не смог закончить лицо и поручил это своей ученице.
undefined
 
Постамент появился благодаря молнии Согласно легенде, огромный камень, на котором стоит Медный всадник откололся от скалы после удара молнии. За это местные жители прозвали его Гром-камнем и уверяли, что когда-то сам император Пётр I забирался на эту глыбу во время Северной войны, чтобы осмотреть окрестности.
Медный всадник защитил столицу В 1812 году, когда русская армия отступала из Санкт‑Петербурга, Александр I повелел эвакуировать все ценности, включая монумент основателю города. Так император хотел защитить памятник на случай вторжения наполеоновских войск. Однако к одному из придворных пришёл человек по фамилии Батурин и рассказал о своём видении. Якобы ему приснился такой сон: Пётр I на коне подъехал к царю Александру I и сказал, что городу нечего опасаться, пока первый император стоит на своём месте. Правящий монарх так впечатлился этим рассказом, что отменил решение. Петербург французы занять так и не смогли, и с тех пор монумент слывёт защитником города на Неве.
undefined
 
Император восседает на любимом коне Считается, что Фальконе усадил царя на Лизетту — этого скакуна бурого окраса Пётр задорого купил у купцов. Лошадь служила императору почти 10 лет, а после её смерти царь приказал сделать чучело животного — его и сейчас можно увидеть в Зоологическом музее.

На 2017 год

Глаза Медного всадника говорят о любви Действительно, зрачки статуи царя сделаны в форме сердечек. Это объясняется романтической легендой: как будто голову царя делала ученица, влюблённая в мастера Фальконе, и таким образом она хотела намекнуть ему о своих чувствах. Ещё одна версия гласит, что задумка принадлежит скульптору — так он решил показать любовь императора к своему городу.

На 2020 год

https://experience.tripster.ru/sights/mednyj-vsadnik/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Медный_всадник

********************


 

Для тех, у кого кнопка "нравится" не работает.

Серия сообщений "***Петербург 3":
Часть 1 - Александро-Невская лавра — первый монастырь Санкт Петербурга
Часть 2 - Мариинский театр — главная сцена Санкт‑Петербурга
...
Часть 8 - Стрелка Васильевского острова
Часть 9 - Марсово поле: один из главных парков Петербурга
Часть 10 - Медный всадник: памятник, который стал символом Санкт-Петербурга
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МЕДНЫЙ ВСАДНИК: ПАМЯТНИК, СТАВШИЙ СИМВОЛОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА | Sofija_Dubrovina - Дневник Sofi_Dubro | Лента друзей Sofija_Dubrovina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»