• Авторизация


МАЛЫЙ ЭРМИТАЖ В СПБ 01-02-2025 18:24 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения TimOlya Оригинальное сообщение

Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге


original

Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге входит в единый музейно-дворцовый комплекс Государственного Эрмитажа. Это изысканное строение, возведенное в стиле раннего классицизма, было одним из любимых мест императрицы Екатерины Великой. Сегодня его залы открыты для посещения и хранят в себе шедевры мирового искусства. Предлагаем узнать историю Малого Эрмитажа и интересные факты о нем. Подготовили рассказ, из каких частей он состоит, что посмотреть туристам, адрес и где находится Малый Эрмитаж.

История

visach_sad_armit10

Продольный разрез Малого Эрмитажа архитектора Юрия Фельтена, 1767 год,

Строительство в 60-70 гг. XVIII века узкой вытянутой пристройки к Зимнему дворцу для Екатерины Великой положило начало формирования целого комплекса музейных зданий в северной столице. В разное время это строение именовали Ламотовым павильоном, Оранжерейным домом и Малым Эрмитажем.
scale_1200
 
Возведение дворцовой пристройки началось в 1764 году по желанию Екатерины II, которая следовала за модными тенденциями аристократического Запада. Само слово «эрмитаж» в переводе с французского обозначает небольшой павильон, расположенный в глубине парка или сада, где представители высшего общества предавались изысканным развлечениям. Русская императрица пожелала, чтобы и у нее был такой уголок, где она могла отдохнуть от государственных дел и помпезности Зимнего дворца.
maliarmitag-e1613379392766
 
Другой причиной возведения пристройки к главной монаршей резиденции стала необходимость обустроить место для хранения картин и скульптур из личной коллекции императрицы. Роскошное собрание просвещенной правительницы и заложило основу для будущего музея, который станет одним из крупнейших в мире.
Малый Эрмитаж
Величественное здание Малого Эрмитажа в Санкт-Петербурге отличается изящными чертами. Он ничуть не меркнет на фоне роскоши Зимнего дворца, гармонично сочетая в себе элементы барокко со строгими линиями классицизма, едва начавшего обретать популярность в русских городах.
undefined
Вид Малого Эрмитажа с Дворцовой набережной
Северный павильон и Павильонный зал с часами «Павлин»
Архитектор Валлен-Деламот спроектировал здание, состоящее из двух павильонов, соединенных Висячим садом и боковыми галереями. Павильон с северной стороны, фасад которого выходил на Неву, задумывался как центр всей архитектурной композиции, но проект не удовлетворил государыню. Она внесла в чертежи корректировки и отправила их на доработку.
Возведение Северного павильона стартовало только в 1767 году по доработанному проекту Валлена-Деламота, а завершилось строительство двумя годами позже. Он примыкает к Зимнему дворцу со стороны набережной Невы.
Малый Эрмитаж, статуя на фасаде по Дворцовой наб.
Именно здесь Екатерина II придавалась изысканным увеселениям в небольшом кругу самых близких гостей. Эти вечера со спектаклями и камерным оркестром именовались «малыми эрмитажами», откуда и пошло название пристройки. Далеко не все могли получить приглашение от императрицы в это общество избранных. Счастливчики, которым это удавалось, обязаны были соблюдать свод правил, составленный самой хозяйкой.
Малый Эрмитаж, статуя на фасаде по Дворцовой наб
В центре второго этажа павильона был роскошный Двусветный зал с белоснежными мраморными стенами, украшенный плафонами итальянского художника Стефано Торелли. Между ним и Висячим садом была обустроена оранжерея, а рядом – Кабинет мозаичных картин.
Эдуард Гау. Северный кабинет
Северный кабинет Малого Эрмитажа. Акварель Э.П. Гау. 1860-е.j
Интерьеры Малого Эрмитажа. Восточная галерея
Интерьеры Малого Эрмитажа. Галерея видов Санкт-Петербурга
Интерьеры Малого Эрмитажа. Северная часть Романовской галереи
Интерьеры Малого Эрмитажа. Северная часть Романовской галереи
Интерьеры Малого Эрмитажа. Южная часть Романовской галереи
Интерьеры Малого Эрмитажа. Спальня цесаревича Николая Александровича
Интерьеры Малого Эрмитажа. Кабинет цесаревича Николая Александровича
 
Изюминкой екатерининских увеселительных вечеров стали подъемные столы, которые сервировали на нижнем этаже, а затем с помощью специального механизма поднимали наверх. Такая задумка нужна была для того, чтобы слуги не мешали гостям и не нарушали уединенную атмосферу. В конце XVIII века столы демонтировали по распоряжению Екатерины.
 
Кабинет Кваренги
Кабинет Кваренги в Северном павильоне Малого Эрмитажа. Арх. Кваренги; Штакеншнейдер
В середине XIX века архитектор Штакеншнейдер кардинально меняет планировку Северного павильона. Он объединяет Двусветный зал, оранжерею и несколько небольших помещений, чтобы создать роскошный Павильонный зал, предназначенный для отдыха и небольших приемов.

ermitag_smal1

Павильонный зал, картина Гау Э.П., 1860-е гг.

Э. П. Гау. Павильонный зал. Акварель. 1864. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Э. П. Гау. Павильонный зал. Акварель. 1864. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

undefined

П. В. Тутукин Павильонный зал. Ок. 1857. Холст, масло. Государственный Эрмитаж

Сегодня этот зал под номером 204 считается одним из самых прекрасных во всем Эрмитаже. Взору посетителей открываются стройные мраморные колонны и легкие арки, позолоченная лепнина и люстры с хрустальными подвесками на потолке. Для отделки использован янтарь, хрусталь и цветное стекло. Пол декорирован мозаичным изображением античных героев из мифов Древней Греции. Углы зала украшают 4 мраморных фонтана, которые подражают Фонтану слез в Бахчисарае.

undefined

Павильонный зал

Павильонный зал в Северном павильоне Малого Эрмитажа. Арх. Штакеншнейдер

Люстры Павильонного зала
Люстры Павильонного зала
Экседра восточной части зала и два «бахчисарайских фонтана»
Экседра восточной части зала и два «бахчисарайских фонтана»
Конха экседры Павильонного зала
Конха экседры Павильонного зала
Фонтан
Фонтан
Мозаика Отрикулума. Копия
Мозаика Отрикулума. Копия
Деталь мозаики
Деталь мозаики
Столешница с видами Италии в технике римской мозаики. Мастерская М. Барбери. Деталь. 1852
Столешница с видами Италии в технике римской мозаики. Мастерская М. Барбери. Деталь. 1852
В годы советской власти в Павильонном зале Малого Эрмитажа разместили часы «Павлин», созданные в XVIII веке Джеймсом Коксом. Покупка этого уникального шедевра инженерной мысли была сделана Григорием Потемкиным для Екатерины. Разобранные часы были доставлены из Англии в нескольких больших корзинах, и течение девяти лет их сборкой занимался механик И. П. Кулибин. В наши дни музейные работники заводят механизм часов каждую среду – на этом событии экскурсии в Малый Эрмитаж собирают много туристов.

Часы «Павлин». Мастер Дж. Кокс, Англия. 1772

Часы «Павлин». Мастер Дж. Кокс, Англия. 1772

Южный павильон и Висячий сад

Зимний сад в Северном павильоне Малого Эрмитажа, 1865 год, картина Гау Эдуарда Петровича
Так как первоначальный проект не был утвержден, воплощать задумку императрицы начали с Висячего сада в 1764 году. Работами руководил Фельтен, которому годом позже императрица поручила построить павильон, где она хотела разместить своего фаворита графа Орлова.
undefined
Фасад Южного павильона выходит на Миллионную улицу и сочетает в себе классические и барочные черты. Стены второго и третьего этажей декорированы пилястрами и панно с барельефами. В Фаворитский корпус, как его именовали в те времена, вел воздушный переход прямо из личных покоев государыни. После графа Орлова покои занимал другой фаворит Екатерины – Григорий Потемкин. В дальнейшем апартаменты переходили от одного фаворита к другому. Сегодня в помещениях Южного корпуса разместилась Научная библиотека Государственного Эрмитажа.
«Юнона»
Cтатуя «Юнона» (А.Тарсия, ок. 1717 – 1718 гг.) в Висячем саду Малого Эрмитажа. Копия с мраморного оригинала выполнена в 2009 г. ООО «РМ «Наследие» методом прямого копирования и отлита из полимербетона (полиэфирная смола с мраморной крошкой).
Cтатуя «Геракл Фарнезский» (копия XVIII в. античного оригинала) в Висячем саду Малого Эрмитажа. 
На втором этаже под открытым небом расположился Висячий сад. Он стал уникальным местом, где можно было любоваться цветением растений с ранней весны до глубокой осени. Закрытый от ветров стенами павильонов и боковых галерей, он дополнительно отапливался нагретым воздухом, поступающим с нижнего этажа. Императрица и ее приближенные могли наслаждаться прогулками среди алых и белых роз, цветущих вишен, белой сирени и других редких в ту эпоху растений.
Cкульптура «Америка» (И. А. Цвенгоф, 1750 г.) в Висячем саду Малого Эрмитажа. Копия с мраморного оригинала выполнена в 2007 г. ООО «РМ «Наследие» методом прямого копирования и отлита из полимербетона (полиэфирная смола с мраморной крошкой).
Cкульптура «Живопись» (неизвестный итальянский скульптор XVIII в.) в Висячем саду Малого Эрмитажа. Копия с оригинала выполнена в 2007 г. ООО «РМ «Наследие» методом прямого копирования и отлита из полимербетона (полиэфирная смола с мраморной крошкой).
«Скульптура» (неизвестный итальянский скульптор XVIII в.) в Висячем саду Малого Эрмитажа. Копия с оригинала выполнена в 2007 г. ООО «РМ «Наследие» методом прямого копирования и отлита из полимербетона (полиэфирная смола с мраморной крошкой).
В 40-х гг. XIX века В. П. Стасов провел перестройку екатерининского сада, усовершенствовав систему отопления. В это же время Южный павильон обзавелся четвертым этажом. В 50-х гг. XIX века изменения внес Штекеншнайдер, обустроив Зимний сад. Крайнюю перестройку Висячий сад перенес в 2004 г., и сегодня там растут те же цветы и деревья, коими любовались члены царской семьи и их приближенные в XIX веке.

Манеж и конюшни

В 40-х гг. XIX века во время перестройки под руководством Василия Стасова вместо дровяных складов в нижнем этаже здания появились конюшни, Манеж и сарай для экипажей. Зодчий укрепил своды перекрытий, возвел каменные усиленные опоры, а в конюшнях своды стали опираться на массивные колонны из гранита. Стасов также усовершенствовал систему отопления, разместив в подвалах Аммосовские печи. Еще он обустроил канализационную систему. В 70-е годы XIX века Штакеншнайдер сделал ее более совершенной, а в конюшни провел водоснабжение.

Стасов. Разрез по Конюшне Малого Эрмитажа. 1843
30-е годы ХХ века ознаменовались для Эрмитажа непростым периодом. Денег, выделяемых на содержание музейного комплекса, не хватало. Управляющие музеем приняли решение сдать конюшенные помещения в найм Кавалерийской школе общественно-политической оборонной организации ОСОАВИАХИМ.
Стасов. Разрез по Манежу Малого Эрмитажа.
В 1938-1940 гг. А. В. Сивков реконструирует Манеж и конюшни, перестроив их под залы для экспонатов. В экспозиционных залах Манежа организуют всевозможные временные выставки. Бывшие конюшни стали местом, где находится вход в Малый Эрмитаж со стороны Шуваловского проезда.
undefined
Проект переустройства Манежа и конюшен. 1940

Сивковский переход

ermitag_smal2

Во время перестройки Манежа и конюшен в холлы для экспонатов архитектор Сивков принял решение соединить их с Зимним дворцом. Он спроектировал и построил сквозную галерею на уровне первого этажа, сумев гармонично вписать ее общую концепцию. Она выполнена в стиле классицизм, материалом для отделки стен и пола стал каррарский мрамор из купальни Николая II. На карте Малого Эрмитажа галерея значится, как зал № 102 или Сивков переход.
Сивковский переход также соединил Малый Эрмитаж с Новым. Стены площадок перехода полностью остеклены. Сегодня Сивковский переход используется в качестве экспозиционного зала, посвященного древнеримской культуре. На вишнево-красных стенах эффектно смотрятся римские мраморные рельефы первых веков нашей эры.

Малый Эрмитаж, зал 102 "Сивков переход" - Античные рельефы

Малый Эрмитаж - зал 103 - Манеж. Вид с балкона

Малый Эрмитаж - зал 103 - Манеж. Вид с балкона

Эрмитаж - Здание Малого Эрмитажа - зал 104: вестибюль входа со стороны Шуваловского проезда, бывшая конюшня Малого Эрмитажа

Эрмитаж - Здание Малого Эрмитажа - зал 104: гранитная ванна в вестибюле входа со стороны Шуваловского проезда

Эрмитаж — Малый Эрмитаж — 2-й этаж — зал 255 — зал немецкого искусства XVI–XIX веков (Санкт-Петербург, Россия)

неопределенный

 «Портрет женщины (Лукас Кранах (I) — Эрмитаж)»

Кристоф Амбергер — Портрет мужчины (Отшельник)

Кристоф Амбергер — Портрет молодой женщины 

Кранах — Альберт Гогенцоллерн

Лукас Кранах Старший — Венера и Амур (Эрмитаж)

Амброзиус Гольбейн — Портрет молодого человека

Анжелика Кауфман — Вергилий, читающий «Энеиду» Августу и Октавии (Эрмитаж)

Антон Керн Сериал "Времена года"

Антон Керн Сериал "Времена года"

Малый Эрмитаж - зал 258

Малый Эрмитаж - зал 258

Эрмитаж, зал 261 — Романовская галерея

Малый Эрмитаж — зал 261 — Рогир ван дер Вейден «Святой Лука, рисующий Мадонну»

Малый Эрмитаж - Зал 261

Малый Эрмитаж - Зал 261

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

Малый Эрмитаж - зал 262

[Малый Эрмитаж - зал 262

url]https://ru.wikipedia.org/wiki/Малый_Эрмитаж[/url]

https://www.spbmuzei.ru/malyj-ermitazh-v-sankt-peterburge

 

**************


 

Серия сообщений "***Петербург 2":
Часть 1 - Музей-усадьба Гавриила Романовича Державина в Санкт-Петербурге.
Часть 2 - Особняк Павла Николаевича Демидова в Петербурге
...
Часть 41 - Эрмитаж в Санкт-Петербурге/3
Часть 42 - Эрмитаж в Санкт-Петербурге/4
Часть 43 - Малый Эрмитаж в Санкт-Петербурге
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МАЛЫЙ ЭРМИТАЖ В СПБ | Sofija_Dubrovina - Дневник Sofi_Dubro | Лента друзей Sofija_Dubrovina / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»