О воде еще мое слово.
Человеческий организм на 78,2% состоит из воды. Согласны? Читали? Видели где -то? Ну-ну... А я нет. Я читал, что на 70. В другом месте написано, что на 80. В третьем : на 90%, и даже на 60% (Ф.Н. Ромашов . М. «Советская Россия» 1983г.) И понял, что все пишут, опираясь на какую-то научную книгу, которую прочитали. Только читали они разные учебники. Напрашивается вопрос: почему в разных научных книгах содержатся такие противоречивые сведения? Настолько далёкие друг от друга. Заметьте, разница не в 1-2% а на 30%! Получается, что это всё берётся от фонаря? Как говорил Иосиф Виссарионович, «Важно, как считают». В одной лаборатории считают так, в другой так... Вся наука такая - она постоянно меняет свои положения и выводы, потому что оперирует последними сведениями - статьями и диссертациями. Кто знает, как пишутся диссертации - sapienti sat. И, заметьте, каждый раз Наука выдаёт эти сведения за истину в последней инстанции. Очень легко отказываясь от того, что считалось истиной 3-5 лет назад и утверждает нечто новое. Иногда прямо противоположное. Даже не столько отказываясь, сколько не замечая, легко забывая о том, что утверждала ранее.
И когда вы увидели 78,2% - вы этому поверили)). И, что интересно, некруглое число имеет большую убедительность. Сейчас мы выяснили, что никто не знает, сколько в человеческом организме воды. Тогда для чего в контенте приводятся цифры? Для перехода к дальнейшему изложению. После аргументации цифрами легче развивать повествование по стереотипному штампу: «Поэтому Вы понимаете, какое огромное значение имеет для нас вода…»
Без воды будет и непонятно и негладко. Без воды — только физические формулы. Кому-то достаточно формул. Тем, кто мыслит формулами. Любой физик глянет, сразу поймёт. Как говорил баснописец Иван Андреевич Крылов: «Но мы истории не пишем...». В нашем случае: «Но мы учебник физики не пишем».
Среди моих читателей есть интроверты и экстраверты. Интроверты легко понимают ВСЁ из схем и формул. Для экстравертов такой текст может оказаться сложным для восприятия. Раньше было более можно делить людей на физиков и лириков. Интроверты, как бы, физики. Экстраверты - лирики. Большинство из вас (по статистике) экстраверты, то есть одних формул будет мало. Главное, что я, лирик, не пойму ничего. Писать без воды — значит, писать без всяких объяснений, отклонений, лирических отступлений и слов-паразитов.
Вот смотрите, слово «ведь» - мой слово паразит. Я не могу без него обходиться. Мне оно нравится. Бывают такие случаи, что без него акцент не поставишь. «Как без воды — и не туды и не сюды». А как обходиться без паразитического «как бы»?. Там, где всё неточно, где никто не знает истину; где существует масса приближений и вариантов, «как бы» спасает и стиль и логику изложения.
Без воды пострадает восприятие текста читателем — отрывочные сухие научные положения, без всякой связи друг с другом, лишены своей главной функции — доступности, то есть возможности усвоения. Набор формул — это как комок — не усвоить и не проглотить — он сэкономит бумагу, но будет недоступен для восприятия организмом (той его частью, на которую шляпу надевают). Набор формул компактен, но ничего не выражает. Вода в тексте книги нужна для того, чтобы разбить этот комок формул, объяснить их простыми доступными словами; перейти от одной формулы к другой, выстраивая логическую цепочку. Каждое звено этой цепочки должно быть ясным и доступным для понимания — усвоения. Только после такого полного усвоения каждое отдельное звено может быть использовано для построения очередной схемы, для выработки следующей структурной единицы - главы или параграфа, части или раздела.
Вода создаёт среду, в которой плавают смыслы
То есть, повествование без воды быть не может. Вода смягчает, разбивает, перемешивает и несёт, как река. Метафоры вроде “плавное течение повествования” сравнивают повествование с рекой, которая вбирает все маленькие ручейки второстепенных сюжетов (фактов, гипотез, открытий, экспериментальных показателей, клинических примеров, статистических данных) в один большой ровный поток к конечной цели — одному большому озеру. И это красивое ровное спокойное озеро — законченная картина — и есть конечная цель повествования. КРАСОТА И ЯСНОСТЬ — вот к чему стремится автор. Красота и ясность создают картину ГАРМОНИЧНОЙ ЗАКОНЧЕННОСТИ. Самые красивые ландшафты в природе - те, которые объединены рекой или горным озером.
[700x400]
Однако любой, даже самый красивый, пейзаж - лишь изображение природы. И пейзаж часто выигрывает, если в него вписано и какое-нибудь здание. Цель автора: построить здание своего произведения так, чтобы это был не просто красивый замок на песке, но добротный дом, на прочном фундаменте научных данных. А чем скрепить здание своих построений? Без воды ни здания не построишь - нечем разводить и скреплять цемент логических построений - ни красивый ландшафт не создашь.
И вот сейчас мы, упомянув воду всуе, подошли к одному очень важному моменту понимания её значения для организма.
Так же, как и вода в тексте книги, вода в организме разбивает пищевой комок «химус», смягчает эту пищу для ума, разъединяет её на сотни составляющих и растворяет миллионы молекул, которые, после этого могут всосаться в кишечнике. То есть вода делает пищу пригодной для усвоения её организмом. Всё это всасывается из просвета кишечника в кровь. Кровь — особым образом переработанная и обогащённая вода — переносит питательные вещества и кислород к каждой клетке нашего организма. Все эти вещества вместе составляют один большой поток, необходимый для того, чтобы создать одно большое озеро здоровья. А что такое здоровье? Гармония всех потоков. Нейро-гуморальных, кровеносных, лимфатичских, энергетических.