Ко Дню моряка АиФ.ru вспоминает главные произведения искусства, героями которых являются представители этой профессии.
Кадр из фильма «Броненосец "Потёмкин"»
25 июня свой профессиональный праздник отмечают моряки. АиФ.ru вспоминает самые известных представителей этой опасной и романтической профессии в литературе, кино и других видах искусства.
Первый публичный показ фильма Сергея Эйзенштейна, снятого им к 20-летию революции 1905 года, состоялся в 1926 году. На следующий день после премьеры режиссёр, которому на тот момент было 27 лет, проснулся знаменитым, а картина и по сей день не покидает списки лучших фильмов всех времён.
В основу сюжета легла история о восстании матросов броненосца «Князь Потёмкин Таврический», с которого в 1905 году начались массовые военные выступления в России. Причиной для бунта на корабле, прибывшем в одесский порт, в фильме Эйзенштейна послужило испорченное мясо, которым накормили моряков. На помощь приговорённым к расстрелу зачинщикам восстания приходят другие матросы, и во время исполнения казни сбрасывают за борт офицеров. В схватке гибнет идейный вдохновитель и предводитель восстания Вакуленчук, на чьи похороны стекается всё население города. Важнейшая и с художественной, и с идейной точки зрения сцена фильма снята на одесской лестнице, ставшей одним из самых узнаваемых киносимволов — войска правительства расстреливают мирных граждан, вступившихся за команду броненосца. Тем временем к одесскому берегу движется Черноморская эскадра, которой также приказано подавить восстание, однако моряки отказываются стрелять по «Потёмкину», и тот нетронутым проходит сквозь строй кораблей — над кораблём реет поднятый матросами красный флаг, раскрашенный Эйзенштейном вручную.
Кадр из фильма «Броненосец "Потёмкин"»
Торжественная московская премьера картины проходила в кинотеатре «Художественный», который специально к этому дню декорировали тематически: весь персонал, от билетёров до киномехаников, был одет в морскую форму, а фасад здания украсил макет броненосца, который, будто в последней сцене фильма, словно выплывал с экрана в толпу людей. Афиши фильма нарисовал художник Александр Родченко.
Один из самых известных мультипликационных персонажей был создан в 1929 году американским карикатуристом Элзи Крайслером Сегалом, который рисовал комиксы для журнала New York Journal. По задумке автора, персонаж должен был появиться лишь в одном выпуске, однако Попай так понравился читателям, что стал не только постоянным участником новых историй, но и в конце концов главным героем, вытеснив прочих персонажей на второй план.
Попай, чьё имя с английского можно перевести как «пучеглазый», — моряк средних лет, в синих штанах, матроске и матросской шапке и с неизменной трубкой во рту. Он постоянно щурит один глаз и сильно картавит, но при этом обладает невероятной силой, которая удваивается, стоит Попаю проглотить банку своего любимого лакомства — шпината. В этом смысле популярность Попая сыграла на руку продавцам шпината и родителям, которым с появлением героя больше не приходилось уговаривать детей съесть побольше этого полезного продукта.
Кадр из мультфильма «Моряк Попай»
На экране моряк Попай впервые появился в мультфильме 1933 года, снятом на одной из нью-йоркских киностудий, которая выпускала анимационные фильмы про Попая до 1942 года — всего 108 короткометражных мультфильмов. Инициативу перехватили в начале 60-х годов сразу несколько студий, и до конца 80-х на экраны вышли ещё несколько сотен серий о приключениях моряка-силача. В этом году Попай празднует своё 80-летие, на 2016 год назначена премьера нового полнометражного мультфильма, создатели которого пока держат сюжет в секрете, но обещают, что все знакомые персонажи — и возлюбленная героя Олив Ойл, и его главный враг Блуто — обязательно появятся в фильме.
От лица моряка ведётся повествование в романе, написанном в 1851 году американским писателем Германом Мелвиллом. Измаил отправляется в рейс на китобойном судне «Пекод» под управлением капитана Ахава, который на протяжении многих лет силится одолеть гигантского белого кита-убийцу по имени Моби Дик, однажды лишившего Ахава ноги. Плавание длится долгие месяцы, корабль успевает обогнуть земной шар, а кит, хоть и показывается то и дело, остаётся недосягаем. Постепенно моряки, члены экипажа, начинают сходить с ума, в том числе и капитан Ахав — в конце концов ему удаётся настигнуть Моби Дика: схватка длится трое суток и заканчивается гибелью судна и всего экипажа. Выжить удаётся лишь рассказчику, моряку Измаилу, которого подбирает проходящее мимо судно.
Кадр из фильма «Моби Дик», 2010 год
Помимо многочисленных библейских символов и аллюзий, в романе содержится и довольно много сведений о китобойном промысле. Более того, в основе сюжета — реальный случай, произошедший с американским китобойным судном в 1819 году — тогда после атаки огромного кита и затопления судна в живых остались 20 матросов. Большинство из них, впрочем, позднее погибли от голода и жажды, однако один из выживших моряков не только добрался до дома, но и написал отчёт о случившемся.
Самый известный снимок Второй мировой войны был сделан 14 августа 1945 года на Таймс-сквер в Нью-Йорке. В этот день президент Трумэн объявил о капитуляции Японии (хотя официально документ был подписан 2 сентября), что стало поводом для спонтанного митинга в центре города — сотни людей вышли на улицу, чтобы отпраздновать окончание войны. Туда же отправился со своей камерой и штатный фотограф журнала Life Альфред Эйзенштадт. В общей суматохе в его объектив попался и моряк, целующий медсестру, — пара замерла посреди ликующей толпы в почти кинематографической, кажущейся одновременно постановочной и очень искренней позе.
«Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел, — неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я бежал перед ним со своей «Лейкой», оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился. И тут внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то тёмное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое — если бы на нём была светлая форма, снимка бы не было», — вспоминал Эйзенштадт.
Личности запечатлённых на снимке молодых людей не удавалось установить многие годы, так как Эйзенштадт не успел узнать их имён, а разглядеть лица почти невозможно. В конце 70-х стало известно, что медсестру с фото зовут Эдит Шэйн — она сама написала фотографу и в итоге была официально признана «девушкой со снимка».
«Я работала в больнице. Мы с другом услышали по радио, что Вторая мировая закончилась, и пошли на улицу, на которой уже была дикая толпа. Всё происходило очень бурно. Люди метались, обнимали и целовали друг друга. Один матрос схватил меня и очень долго целовал. Я даже не видела его, потому что закрыла глаза, когда мы целовались. А потом я повернулась и пошла в другую сторону. Мы даже ничего не сказали друг другу. Я даже не знаю, посмотрел ли он на меня. Может, и нет».
Претендентов на роль моряка оказалось гораздо больше — в «финал» вышли трое: Джордж Мендоса, Карл Мускарелло и Гленн Макдаффи. Сама Эдит Шейн поначалу была уверена, что целовал её Мускарелло, да и мать Мускарелло утверждала, что тогда узнала сына на фотографии в журнале Life. Через какое-то время Эдит Шейн начали посещать сомнения, и тогда на первый план вышел ещё один претендент — Гленн Макдаффи, который успешно прошёл несколько тестов на детекторе лжи и судебную экспертизу. Впрочем, в глазах общественности моряком с фото так и остался Карл Мускарелло.
http://www.aif.ru/culture/art/moryaki_v_iskusstve_ot_bronenosca_potemkina_do_popaya
26/06/2014