


Цесаревна Мария Федоровна и цесаревич Александр Александрович
Венчание цесаревича Александра и Марии-Дагмар в церкви Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Иллюстрация к The Illustrated London News, 1 декабря 1866 г.
Зичи, Михаил Александрович (1827-1906) Обручение цесаревича Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны в церкви Зимнего Дворца, Венгрия-Россия, 1867 г.
Зичи Михаил Александрович. Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны
Осенью 1866 года состоялось бракосочетание наследника престола великого князя
Александра Александровича с дочерью датского короля Кристиана IX — принцессой Дагмарой, получившей после принятия православной веры имя
Марии Федоровны.
Шильдер Николай Густавович. Император Александр III
Алекса́ндр III Алекса́ндрович (26 февраля [10 марта] 1845, Аничков дворец, Санкт-Петербург — 20 октября [1 ноября] 1894, Ливадийский дворец, Крым) — император Всероссийский, царь Польский и великий князь Финляндский с 1 [13] марта 1881 года. Консерватор, проводивший контрреформы, а также русификацию нацокраин. При его правлении Россия не вела ни одной войны. Заключил франко-русский союз. За внешнеполитическое спокойствие при его правлении получил прозвище Миротворец.
Робертсон, Кристина (1796-1854) Цесаревич Николай Александрович, император Александр III и великий князь Владимир Александрович в детстве. Россия, 1849 г.

Владимир Иванович Гау (1816 – 1895) Портрет великих князей Николая Александровича, Александра Александровича, Владимира Александровича и Алексея Александровича, 1851
Четыре старших сына Александра II: царевич Николай Александрович (1843—1865) и вел. кн. Александр (1845—1894), Владимир (1847—1909) и Алексей (1850—1908)
Неизвестный художник. Групповой портрет великих князей Николая, Александра, Владимира и Алексея Александровичей, 1850-е гг.
Гау Владимир Иванович (1816-95). Великий князь Александр и великий князь Алексей в детстве, 1853
Беллоли, Андрей Францевич (1822-1881) Великий князь Александр
Зичи Михаил Александрович (1827-1906), 1868
Император Aлександр III
Русская школа, XIX век Александр III, Император России
Александр III, император России
Император Всероссийский Александр III. Литография 1881 г.
П. А. Брюлов. Александр III, 1878 г.
Худояров, Василий Павлович (1831-1892) Портрет великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III(1845-4894). Россия, конец 1870-х - начало 1880-х гг.
Василий Павлович Худояров. Портрет Александра III
Русская школа 19 века. Портрет императора Александра III
И. Н. Крамской. Портрет Александра III, 1886
И. А. Тюрин. Портрет императора Александра III, 1890
Шильдер Николай Густавович. Император Александр III. Конец XIX века
Н. Дмитриев-Оренбургский. Александр III, 1896 г.
Шильдер Николай Густавович. Портрет Александра III верхом на коне в Гатчине, 1880-90s
Сын императора
Александра II и внук
Николая I; отец последнего российского монарха
Николая II.
Владимир Егорович Маковский. Императрица Мария Федоровна, 1912
Мари́я Фёдоровна (Фео́доровна) (при рождении Мария София Фредерика Дагмар (Да́гмара), дат. Marie Sophie Frederikke Dagmar; 14 (26) ноября 1847 год, Копенгаген, Дания — 13 октября 1928 года, вилла Видёре[en] под Клампенборгом, Дания) — российская императрица, супруга
Александра III (с 28 октября 1866), мать императора
Николая II.
Иван Алексеевич Тюрин. Мария Фёдоровна, при рождении Мария София Фредерика Дагмар, 1869
Генрих фон Ангели. Портрет Марии Фёдоровны, 1874
Шильдер Николай Густавович. Императрица Мария Фёдоровна, 1875
Константин Маковский. Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III
Крамской, Иван Николаевич (1837-1887). Портрет императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар (1847-1928), супруги императора Александра III, Россия, 1881
Крамской, Иван Николаевич (1837-1887) Портрет императрицы Марии Федоровны, урожденной принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар (1847-1928), супруги императора Александра III, Россия, 1880
В. П. Худояров. Портрет императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III, 1880-е
F.Fleming. Maria Fedorovna (Hermitage, 1880)
Портрет императрицы Марии Федоровны. Россия, 1880-е гг. Неизвестный литограф. Автор живописного оригинала Фламенг, Франсуа (1856-1923)
Император Александр III и Императрица Мария Федоровна
Посещение Всероссийской Художественно-Промышленной выставки Его величеством Александром III, Ея величеством Мариею Феодоровною и Августейшим семейством в сентябре 1882 г. Изд. И.Д. Сытина. 1887 г.
Император Александр ІІІ со своей семьей
Цесаревич с Марией Федоровной и их трое старших детей, 1878 г.
Александр III, император России, и Мария Федоровна, императрица России, со своими детьми около 1889 г.
В Царском Селе молодой великокняжеской чете были предоставлены апартаменты в Александровском дворце, которые занимали большую часть левого флигеля и начинались сразу за парадной анфиладой. В этот период художественная отделка и убранство этих комнат, ранее принадлежавших императору Николаю I и его супруге Александре Федоровне, были частично обновлены. Частично сохранялись отделка и убранство интерьеров, выполненные в стиле ампир, но в то же время в некоторых интерьерах стены были оклеены обоями с фризами, панелями и бордюром; потолки покрыты «колерами» или обелены «…с вытянутием по оных фризов с филенками, орнаментацией и тягами…»; вызолочены рамы у зеркал над каминами и в простенках; сделаны вновь лепные украшения на потолках и карнизах.

Кабинет цесаревича Александра Александровича
До нас дошли описания этого кабинета и его фотографии. В кабинете стояла тяжелая дубовая мебель, крытая сафьяном темно-синего цвета. Среди этой мебели упоминаются шесть стульев с овальными спинками, обитыми синим сафьяном; шесть кресел «с колесами» (имеются в виду бронзовые колесики на передних ножках кресел); полушкаф; зеркало; стол; столик круглый; корзина для бумаг камышовая бронзированная; две плевательницы «с машинками»; термометр внутренний в рамочке дубового дерева; шторы на двух окнах.
Рабочий стол императора был изготовлен из наборного дерева с бронзовой отделкой. Столешница была оклеена синим сукном, в столе имелось четыре выдвижных ящика на двух одностворчатых шкафиках, «в коих три глубоких и три открытых выдвижных ящика».
Вдоль стены стояла гигантская оттоманка длиной 5 метров на шести ножках, с колесиками на передних ножках, при ширине в 1 метр 80 см. Пол кабинета украшал персидский ковер. В углу у окна стоял телефон, служивший для вызова экипажей, здесь же – детская мебель. Поскольку в перечне вещей кабинета упоминаются и детские игрушки, то можно предположить, что в этом кабинете играли старшие сыновья цесаревича, Николай и Георгий, пока отец работал. Стены кабинета украшали картины. В основном это были картины художника-мариниста А.П. Боголюбова.
Охотничья (Туалетная) великого князя Александра Александровича, 1930-е
Охотничья комната Великого князя Александра Александровича. Фотография 1931
Туалетная комната Александра III (ранее там была спальня великой княгини Марии Николаевны) была щедро декорирована охотничьими трофеями. Цесаревич унаследовал страсть к псовой и ружейной охоте от отца. По принятой традиции, после того как зверь был застрелен, его доставляли таксидермистам, которые либо изготавливали чучела (особенно часто медвежьи), либо выделывали лосиные, оленьи, козьи рога. На рогах указывалась точная дата, когда был добыт тот или иной зверь. В Туалетной на стенах была собрана коллекция охотничьих принадлежностей – хлысты, кнуты, нагайки.
На комодах под стеклянными футлярами хранились «чучела птиц, убитых в царскосельских парках» цесаревичем еще в детские годы. В витринах – подковы, найденные «на счастье», и мелкие подарки, сделанные родителями и друзьями. По периметру комнаты, вверху, располагались фарфоровые и гипсовые раскрашенные собачьи головки с крючками-вешалками. На стенах видны картины художника Р. Френца, который не раз (с 1869 по 1875 г.) сопровождал цесаревича на охоту.
Егерь с двумя борзыми. Худ. Р. Френц, 1872
Егерь с двумя борзыми. Худ. Р. Френц, 1872
После проведения работ в убранстве залов соединились черты различных исторических периодов. «В этих комнатах можно видеть как предметы, унаследованные от предыдущих эпох, начиная со времени Екатерины II, так и приобретенные наследником Александром и его женой в России и заграницей, преимущественно в Копенгагене. Из последних особенно много картин; имеются вещи, перевезенные из других дворцов, например, Аничкова, Петергофских».
В 1870-х годах у известного коллекционера В. Кокорева были приобретены 146 картин русских художников XVIII — первой половины XIX века. Большую часть из них разместили в жилых интерьерах Александровского дворца. Здесь соседствовали марины И.К. Айвазовского, портреты С.К. Зарянко, пейзажи А.К. Беггрова. Ежегодно бывая заграницей, Александр Александрович и Мария Федоровна приобретали живописные полотна работы западноевропейских художников, а также предметы из керамики, стекла, мебель, бронзу.