Из описания можно заключить, что кто-то (явно не человек) с помощью огнемета зачем-то поджигал леса и поля на территории Германии: В этом году огненный человек бродил в горах, как призрак. Это было в полночь. Человек переходил от одной березы к другой и зажигал их. Стражник сказал, что сам он был словно пылающее пламя. Он делал это всего три ночи. Георг Мильтенбургер. рассказывал: «При первом появлении воскресной ночью между 11 и 12 часами неподалеку от моего дома человек поджигал все вокруг. Он переходил от межи к меже, а после полуночи внезапно исчез. Многим людям он внушал страх, ибо из носа и изо рта у него шел огонь, со страшной скоростью разлетавшийся во всех направлениях. Неопознанные объекты поджигали строения несчастных землян не только в Германии, но и в Сибири. В «Летописи сибирской», которая была составлена книжником и начетчиком[11] Черепановым, имеются такие сведения о появлении пришельцев и необычных происшествиях в окрестностях города Тобольска: 1706 год. 20 ноября в Тобольску видено было: во исходе 4-го часа нощи, посреди небеси, на воздухе, выпал, будто свиток бел, растягиваясь, и вслух людям шустал, и пал среди двора воеводского, вблизи крыльца; и внезапно явился человек, от него же четыре искры огненные вверх порознь возлетели и совокупились вместе, и чрез малую минуту все исчезло; в то же время нанесло тучу, и гром велик, скрежета часа с два. И быть воеводскому дому пожар. 1709 год. 2 февраля в Тобольску горел в 7-м часу нощи дом купца Караваева, на большой улице под горой. И видели с горы при том пожаре три столба световидные; два по сторонам мосту стояли, между собой сажен на десять, а третий столб посреди мосту, близ переулка на берегу. И горел тот пожар великим пламенем. Хоромы же соседа Ошуркова стена о стену с его, Караваевым, ничем остались невредимы, нимало затлели, а его, Караваева, другая стена находилась чрез две сажени и мало что затлела. 1710 год. 21 ноября в ночи, перед заутренею, в Тобольску, на берегу реки Иртыша, горел амбар Петра Мелешкина с краденым хлебом, который он из казны государевой потаенным образом за себя переводил. И над этим огнем с востоку видна была комета-звезда, имела луч свой упором на оной огонь, и дотоль стояла, пока оный краденый хлеб – рожь, овес, мука, толокно – не сгорел. И сия комета явно объявляла ярость Божия на обличение татем, зло собирающим. Одно из самых подробных описаний загадочных объектов, напоминающих НЛО, можно найти в книге «Видения» аббатисы Хильдегарды Бингенской: Было это в лето 1141 от воплощения Бога-Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Мне тогда было 42 года и 7 месяцев. С ясного неба внезапно снизошел блистающий огненный свет. Он пронизал все мое существо и наполнил сердце мое и всю грудь мою, словно пылающее пламя; огонь этот не обжигал, но был весьма горячим, подобно тому, как солнце согревает все вещи, на которые падают лучи его…. Это было нечто вроде большой горы цвета сверкающего железа. На ней, как на троне восседал Некто, окруженный ярким сиянием, что великолепие славы его ослепило глаза мои. По обеим сторонам от него простирались подобия легкой тени, словно крылья невиданной длины и ширины. А перед ним, у подножья горы, стояло нечто, исполненное очей. Там я увидела другой милостивый образ в бесцветном одеянии, но в белых башмаках. От главы его исходило столь светлое сияние, падавшее на все, что пребывало на горе той, что я была не в силах взглянуть в лицо ему. Но тут от Того, кто восседал на горе, как на престоле, изошел дождь искр, осиявший это видение милостивым светом. В самой же горе я видела множество маленьких окошек, в которых появлялись то бледные, то ярко-белые человеческие головы. Хильдегарда наблюдала этот таинственный объект неоднократно и описывает его довольно подробно: После сего я увидела некое громадное темное создание, видом похожее на яйцо, обращенное острым концом вверх, в середине расширяющееся, а внизу вновь сужающееся. Наружный покров его состоял из светящегося огня, а под ним виднелось нечто, похожее на темную кожу. И в огне том пребывал светящийся красный огненный шар такой величины, что весь образ был освещен светом, исходящим от него. Над ним видны были три факела в высоте, кои огнем своим поддерживали шар, чтобы тот не упал. И шар тот много раз поднимался вверх, и пылающий огонь поднимался навстречу ему, так что его пламя извергалось. После сего он поворачивался вспять, и навстречу ему являлся сильный холод, так что он тотчас убирал свое пламя. От огня, коим был окружен отовсюду образ тот, исходил ветер с вихрями, а от кожи, находящейся под огнем, исходил иной ветер со своими вихрями, кои со всех сторон окружали образ. Внутри кожи той заключалось мрачное пламя, и было оно столь ужасно, что я не в силах была взирать на него. И пламя то грозно сотрясало кожу ударами грома, грозовыми вихрями, градом из больших и малых камней, весьма острых по виду. И когда начался великий шум, вновь вспыхнул светящийся огонь, а ветры и воздух пришли в движение, так что вновь засверкали молнии, и грянул гром, ибо огонь тот заключал в себе первый порыв грома. Далее аббатиса описывает что-то вроде сражения между представителями двух инопланетных цивилизаций, то есть между белыми и красными шарами: В воздухе том я заметила большой, раскаленный добела огненный шар, над которым ясно виднелись в высоте два пылающих факела. Они удерживали шар на той высоте, чтобы он не вышел за очерченный круг пути своего. А в воздухе том повсюду было множество светлых шаров. Белый шар тем временем то усиливал, то приглушал сияние свое. Потом он повернулся, оказавшись под вышепоименованным красным шаром, и с новой силой зажег от него пламя свое и возжег другие малые шары. В воздухе же возник ветер, который вихрями своими распространился во всех направлениях внутри сказанного создания. Под воздухом тем я увидела полосу дыма и под ней – белую кожу, которая распространялась тут и там, рассеивая сырость по всему созданию. Имеется описание необычных объектов и в «Истории Англии», которую написал Матье Парижский: 1077 год. 9 апреля. В этом году в Вербное воскресенье, примерно в 6 часов, в совершенно безмятежном небе возле солнца появилась громадная звезда. 1200 год. Говорят, что Господь начертал в небесах предостерегающее послание Земле… и все пали ниц, моля, чтобы оно не предрекало никаких бед. Опустившись над Иерусалимом, оно зависло над алтарем святого Симона на Голгофе, где был распят Иисус Христос. 1234 год. В полночь Обрезания Господня в ясном безоблачном небе, на котором светили звезды и восьмидневная Луна, внезапно появился некий крупный корабль чудесного цвета, изящной формы и хорошей оснастки. Некоторым монахам обители святого Альбана. наблюдавшим его в течение долгого времени, казалось, что его обшивка раскрашена. Потом он начал исчезать. В «Хронике Ланеркоста», которая рассказывает о примечательных событиях на территории Англии и Шотландии во времени правления Эдуарда III (1312–1377), имеется описание попытки похищения пришельцами одного из землян: 1289 год. Старый пастух Джон Фраунсис, вместо того чтобы идти в церковь, пас стадо в Дальтонском лесу под Ричмондом, в Англии. Явились духи воздуха, бесформенные гномы, которые стали наносить ему удары, от которых у него заболело все тело. Они пытались поднять его ввысь, но он крепко уцепился за землю, обратив свои помыслы к Страстям Господним, пока духи, наконец, поняв тщетность своих усилий, не улетели. Он дотащился до дома, неделю пролежал в кровати и рассказал о случившемся всем своим друзьям. 1295 год. 27 июля в небе Шотландии появились красные щиты с гербами короля Англии… Их великое множество заняло весь небосвод. Бельгийский монах-иезуит Альбер д'Орвиль наблюдал необычное явление в Лхасе (Тибет). Его описание практически не отличается от рассказов очевидцев этого феномена в наше время: Ноябрь 1661 года. Мое внимание привлекло нечто, двигавшееся в небесах. Я сначала подумал, что это была птица неизвестной породы, водившейся в этой стране. Но при приближении это приняло очертание сдвоенной китайской шляпы [типичная форма летающих тарелок], летя и медленно вращаясь, словно невесомое, на невидимых крыльях ветра. Наверняка это было чудом, волшебством. Этот предмет, проходя над городом, словно для того, чтобы им полюбоваться, совершил два круга и исчез в туманной дымке. Как я ни напрягал глаз, но видеть его больше не мог. Я задавался вопросом, не сыграла ли со мной шутку высота, на которой я находился, однако, заметив поблизости ламу, спросил его, видел ли он это. Закивав головой, он сказал мне: «Сын мой, то, что ты видел, – колдовство. Существа из других миров столетиями бороздят океаны космоса. Они принесли просветление разума первым людям, населяющим Землю. Они запрещали любое насилие и учили любви друг к другу. Однако их учение было подобно семенам, брошенным на камень, и не дало всходов. Мы хорошо принимаем этих светлых существ, и они часто спускаются возле наших монастырей, уча нас и раскрывая вещи, утраченные много веков назад во время катаклизмов, изменивших облик мира». Аналогичный объект наблюдал 5 августа 1926 года во время экспедиции в горы Тибета известный русский художник и исследователь Николай Рерих. В «Сердце Азии» он писал: И мы замечаем – на большой высоте что-то блестящее движется в направлении с севера на юг. Из палаток принесли три сильных бинокля… Мы наблюдали объемистое сферическое тело, сверкающее на солнце, ясно видимое среди синего неба. Оно движется очень быстро. Затем мы видим, как оно меняет направление более к юго-западу и скрывается за снежной цепью Гумбольдта. В сборнике «Акты исторические, собранные археографической комиссией» (Санкт-Петербург, 1842, т. 4) имеется письмо-донесение о странном событии, произошедшем в Белозерском уезде. Оно составлено Ивашкой Ржевским и направлено «государю архимандриту Никите». Безусловно заслуживающий доверия документ повествует о загадочном явлении. В современном пересказе писателя Ю. Росциуса события развивались следующим образом: 15 августа 1663 года между 10 и 12 часами дня местного времени послышался сильный шум и с севера из ясного неба появился громадный пламенеющий объект, диаметром не менее 40 метров, который, двигаясь в южном направлении, спустился и стал скользить над поверхностью Робозера. Из передней части объекта исходили два огненных луча, а по бокам исторгался сизый дым. Пройдя некоторое расстояние над озером, тело исчезло при невыясненных обстоятельствах. Однако через малое время оно снова появилось примерно в полукилометре к юго-западу от того места, где исчезло. Второе его появление также через некоторое время закончилось уменьшением яркости свечения и исчезновением. Еще через некоторое время то же раскаленное тело, ставшее как бы больше, ярче, страшнее, появилось на полкилометра западнее, а затем, померкнув, исчезло. Общее время пребывание странного тела над озером около полутора часов. Размеры озера невелики – примерно 2 километра в длину и около 1 километра в ширину. Во время появления этого тела по озеру в лодке ехали крестьяне, которые попытались к нему приблизиться. Попытка не увенчалась успехом, вблизи тела было невыносимо жарко. Свет от тела был столь ярок, что видны были расположенные на глубине около 8 метров дно озера и расплывшаяся в стороны от огня рыба. Там, где огонь при своем движении опалял воду, на ее поверхности появилась бурая, похожая на ржавчину пленка, которую потом разнесло ветром. Писатель пытался проанализировать рассказ очевидца: Что же это было за явление? Его можно было бы принять за мираж, но тогда остается неясным шум при появлении тела; жара, которую почувствовали люди в лодке; поведение рыбы; появление рыжеватой пленки. Быть может, это случай массовой галлюцинации? Но явление наблюдали две группы людей, разделенные расстоянием в несколько сот метров. Показания очевидцев из разных групп взаимно согласованы и дополняют друг друга рядом подробностей, в полном соответствии с положением наблюдателей. С паперти видели явление в целом, без детализации. Наблюдатели в лодке зафиксировали недоступные для стоящих детали… Что это было? Кто знает? Во времена Средневековья еще не существовало технических терминов для описания неопознанных летающих объектов, и зачастую в рассказах очевидцев они выглядят как морские корабли, «летающие дома», а также нечто мистическое или дьявольское. В некоторых странах Западной Европы сохранились предания о таинственных явлениях, которые обычно назывались «дикой охотой», или «ночной охотой» (когда загадочное «нечто» навсегда похищало людей или возвращало их, как правило, страшно изуродованными). Фольклорист Карл фон Леопрехтинг, живший в XIX веке, приводит такой рассказ немецких крестьян: Между Ленгефельдом и Штоффеном в Лехе расположена просторная запущенная пустошь, лежащая на возвышенности. Именно там и замечали люди дикую охоту, которая происходила долго и жестоко. Однажды там случилось проходить одному человеку из Хофштеттена. Уже темнело. Внезапно он услышал вдали вой и странные звуки, как будто начиналась неистовая буря. Он притаился и замер и, оглядевшись, увидел, что прямо над ним по воздуху несется дикая охота… И когда он, растерявшись и оцепенев от ужаса, забыл прижаться к земле, некая сила легко подняла его в воздух и повлекла за собой. Шесть долгих недель бедняге не удавалось вернуться на землю; ни одна живая душа не знала, где он и что с ним, и его близкие уже начали было горевать о нем. Да он и сам не знал, куда он попал и как ему оттуда выбраться; он был словно не в себе и никак не мог собраться с мыслями. У него постоянно кружилась голова, стоило ему только подумать о чем-нибудь, и у всех, кто слышал об этом, тоже голова шла кругом. Еще одно свидетельство о похищении людей оставил Ренварт Кисат, писарь города Люцерн: В лето 1572 года, месяца ноемврия в 15-й день, мой земляк, по имени Ханс Бухманн, именуемый также Криссбюлер фон Ромершвиль, служащий из роттердамской конторы, коему уже исполнилось 50 лет, довел до моего сведения, что однажды он, имея много поручений от начальства, неожиданно пропал невесть куда. Четыре недели спустя от пропавшего пришла весточка, что он находится в Милане. Наконец на Сретение следующего, 1573 года (2 февраля, то есть два с половиной месяца спустя после своего исчезновения), он вернулся домой, лишившись волос на голове, бороды и даже бровей; при этом лицо и голова его были разбиты и покрыты ссадинами. Как только власти узнали об этом, они провели особое дознание, чему я был свидетелем. Что же произошло с пострадавшим от неведомой силы в тот злополучный день? Направляясь в местечко Земпах, чтобы выполнить поручения, он замешкался и проплутал вплоть до вечера. Он, правда, подвыпил, но не так чтобы слишком много. Он хотел возвратиться домой, но ему пришлось провести надвигающуюся ночь в лесу. Возле Вальштатта, где некогда произошла Земпахская битва, каждый год в самый ее день слышны странные звуки, грохот и вой, поначалу напоминающее жужжание целого пчелиного роя, затем отовсюду начинают раздаваться звуки игры на неведомых струнных инструментах, что повергло его в уныние и печаль, ибо он никак не мог понять, куда он попал и что с ним творится. Однако он собрался с силами, стиснул оружие и приготовился постоять за себя. Но затем он на целый час словно лишился рассудка, потерял оружие и камзол, шляпу и перчатки. Одновременно с этим некая сила подняла его в воздух и перенесла в какие-то чужие края, так что он никак не мог понять, где же он. Его мучили боли и жжение в лице и по всей голове; к тому же он начисто лишился волос и бороды. Наконец, когда прошло уже 14 дней с момента его исчезновения, он очутился в городе Милане, где какой-то немец-гвардеец сразу узнал в нем своего земляка.