Казачий офицер Ф. К. Набоков в 1816 году был направлен в казахскую степь для выявления древних заброшенных рудников и месторождений полезных ископаемых. В своем отчете («Дневном журнале майора Набокова») он приводит множество сведений о старинных рудниках: Прииск Аннинский… был обработан древними народами по всем протяжениям. Насыпи, сими разработками произведенные, ныне покрыты густым лесом и занимают около 1000 квадратных саженей… Шурфы оных содержали в одном пуде от 1 до 10 фунтов меди, кроме серебра. По приближенному исчислению, прииск сей должен заключать руды около 8000 кубических сажен, или до 3 000 000 пудов… Барон Мейендорф находил разные признаки медной руды на Илеке и на Бердянке. Сей последний рудник, кажется, был описан Палласом. Он называет его Сайгачьим и пишет, что в нем была найдена хорошо сохранившаяся, пространная и во многих местах разработанная древняя штольня, при очищении которой отысканы лепешки сплавленной меди, плавильные горшки из белой глины и кости засыпанных землею работников. Тут же нашли множество кусков окаменелого дерева, но не заметили нигде признака плавильных печей. Если судить по общему объему добытой в древних рудниках медной руды или олова, человечество бронзового века должно было буквально завалить себя изделиями из меди или бронзы. Медь в далеком прошлом производилась в таких количествах, что ее хватило бы на нужды многих поколений людей. Тем не менее в захоронениях знатных людей археологи находят лишь отдельные предметы из меди, которая в то время ценилась очень высоко. Куда исчезали «излишки» металла, неизвестно. Любопытно, что в районе многих древних рудников не обнаружено следов плавильных печей. Видимо, переработка руды в металл производилась в другом месте и централизованно. Нет ничего невероятного в том, что пришельцы, используя бесплатный труд рабов-шахтеров, добывали таким способом полезные ископаемые из недр Земли и вывозили их на свою планету. Для проведения особо трудоемких работ и строительства гигантских сооружений ануннаки с помощью генной инженерии создали несколько разновидностей великанов ростом от 2,5 до 15 метров, наделив их значительной продолжительностью жизни. Причем в основном только мужского пола – видимо, чтобы они бесконтрольно не размножались (о женщинах-великаншах в древних преданиях почти не упоминается). В преданиях многих народов и библейских сказаниях сохранились сведения о «рефаимах» (исполинах), «медных гигантах», «инеистых великанах», которые почти все погибли во время потопа или были уничтожены богами. Вавилонский жрец Берос писал о том, что в допотопные времена земля была населена гигантами. Сначала исполины хорошо относились к людям, но со временем ожесточились и стали поедать их: Питаясь человеческим мясом, они изгоняли утробные плоды женщин для приготовления кушанья. Блудно сожительствовали с родными матерями, сестрами, дочерьми, мальчиками, животными; не уважали богов и творили всякие беззакония. Боги решили уничтожить этих злобных и грешных созданий, наслав на землю воды потопа. В кодексах южноамериканских индейцев – «Кодекс Риос» и «Кодекс Теллериано-Ременсис», хранящихся в библиотеке Ватикана и епископата в Реймсе, имеются сведения о существовании великанов, которые жили на нашей планете до Всемирного потопа: Наступил день, когда смерть овладела человечеством. Тогда взрослые должны были удалиться в страну Мистлан, а дети заняли места у чудотворного дерева. Это дерево вскормило детей своим молоком, как мать. Тогда образовалась новая раса великанов, которая существовала 4008 лет. Потом боги, недовольные ими, послали на Землю потоп. Когда потоп прекратился, возникла новая раса. Она существовала до тех пор, пока с небес не пришел ураган необычайной силы, уничтожая все живое… Уцелевшие люди превратились в обезьян… О людях огромного роста поведал старому солдату-священнику Сьеза де Леоне индеец племени кечуа в 1545 году: Эти гиганты были таких размеров, что от земли до колен они имели такую же высоту, как рост взрослого человека. Удивительный был у них вид с волосами, спадающими на плечи. Но они были безбороды. А ели они больше, чем полсотни людей. Глаза у них были с тарелку величиной. Соответственно невероятных размеров были руки и ноги. Некоторые укрывались шкурами животных, другие просто были голыми. Их не сопровождали женщины. Продвигаясь в глубь континента, они буквально опустошили страну… По преданию индейцев, передающемуся из поколения в поколение, великаны прибыли на тростниковых лодках из Тихого океана в очень давние времена. Гиганты сломили сопротивление индейцев и взяли их женщин себе в жены: Но они привели к гибели этих женщин; гиганты оказались слишком большими для них, и женщины были просто разорваны и погибли. Позже великаны стали гомосексуалистами: …потому что с ними не было женщин; когда они открыто занимались своим непотребным делом на рыночной площади, разверзлись небеса, и огонь покарал их. Самый авторитетный хронист перуанской истории Гарси-ласо де ла Вега (1539–1616), потомок перуанской принцессы и испанского конкистадора, в «Истории государства инков» писал о появлении на южноамериканском континенте племени исполинов: Рассказывают местные жители, основываясь на услышанном от своих отцов рассказе, который существовал и существует очень давно, что на плотах из тростника, сделанных в виде больших лодок, по морю приплыли такие огромные люди, что у некоторых из них высота колена была такой же, как [длина] тела обычного человека, даже если сам он был хорошего роста, и что части их тела так соответствовали их огромной величине, что вызывал ужас вид [их] голов – такими огромными они были – и спадавших на плечи волос. Глаза были такими же большими, как небольшие тарелки; утверждают, что у них не было бород, и что некоторые из них были одеты в звериные шкуры, а другие [ходили] в том, чем их наградила природа, и что они не привезли с собой женщин. Прибывшие на этот мыс устроили свое жилище наподобие селения [ибо даже в эти времена сохраняется память о местах, где стояли эти их штуки, которые они построили] и не обнаружили [пресную] воду, от отсутствия которой они страдали. Они вырыли глубочайшие колодцы, являвшиеся сооружением, само по себе достойным памяти, ибо оно было создано столь чрезвычайно сильными людьми, как это можно предположить о них, поскольку они были такими громадными. Они рыли эти колодцы прямо в скале, пока не обнаружили воду, а затем они выложили их камнем от воды до самого верха, так что они просуществовали много времен и веков; в них имеется очень хорошая и вкусная вода, и она всегда холодная, по причине чего пить ее – большое удовольствие. Когда эти большие люди построили свои жилища и у них появились колодцы, из которых они пили, они стали уничтожать и поедать любую пищу, которую обнаруживали в окрестных землях; они столько ели, что, как говорят, один из них съедал больше, чем пятьдесят мужчин из местных жителей той земли; а так как им не хватало еды, которую они находили [на земле], чтобы поддерживать свое существование, они убивали много рыбы в море, [ловя] ее своими сетями и рыболовными принадлежностями, которые у них имелись. Местные жители испытывали к ним великое отвращение, потому что если они пользовались их женщинами, то те умирали… В «Преданиях иудеев древности» говорится о нескольких разновидностях исполинов, существовавших на нашей планете в незапамятные времена, – эмитеры («ужасные»), рефаитеры («гиганты»), гиборимы («могучие»), самсунитеры («лукавые»), авиды («извращенные»), нефелимы («развращенные»). В апокрифе «Откровения Варуха» (греческая версия) указывается даже точное количество великанов: …когда устроил Бог потоп на земле и истребил всякую плоть и 4 090 000 исполинов, и поднялись воды на 15 локтей выше самых высоких гор. Когда Ной, предупрежденный богами о предстоящем потопе, стал строить свой ковчег, исполины, которые были выше верхушек самых высоких пальм, смеялись над ним: «Потоп не причинит нам вреда. Мы слишком высокие и можем ступнями своими преграждать реки». Но разразился Всемирный потоп, и почти все надменные гиганты погибли. Великан Ог (Огмий) избежал гибели, укрывшись на крыше ковчега. В вавилонских сакральных книгах упоминается об этом событии: Ной спас Ога, гиганта, разрешив ему поместиться за решетчатой дверью ковчега. Сквозь решетку Ной каждый день подавал ему пищу. Уцелевшие великаны обосновались в Палестине. После исхода евреев из Египта Моисей послал разведчиков в Палестину, которые донесли ему: Там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними как саранча, такими же были мы и в глазах их (Числ. 13, 34). В Талмуде так описывается встреча Моисея с гигантом Огом Моисей увидел гигантскую массу, возвышающуюся над стеной. «Что это?» – подумал Моисей… Это оказался царь Васанский Ог. Он сидел на стене, и ноги его достигали до земли. В Пятой книге Моисея сообщается о размерах кровати царя исполина: Ибо только Ог, царь Васанский, остался от Рефаимов. Вот одр его, одр железный, и теперь в Равве, у сынов Аммоновых: длина его девять локтей [4,5 метра], а ширина его четыре локтя, локтей мужских (Втор. 3, 11). Рефаим в переводе с иврита означает «великан». У одного из палестинских племен кровать последнего рефаимского царя долгое время хранилась как реликвия. В кельтских сказаниях сохранились сведения о великанах-каннибалах, которые вырывали животы у людей и, перекусив человечиной, устраивали пляски около своих жертв. Статуэтка антропоморфного монстра, из пасти которого торчит человеческая рука, очень точно изображает процесс насыщения великана. В лапах монстр держит головы людей. Аналогичные рельефы и статуи встречаются и у индейцев Южной Америки. Упоминания о гигантах есть в ведийской и индуистской мифологиях. Демоны-великаны дайтьи, противники богов, были детьми Кашьяпы и Дити. Ракшасы, исполины со щетинистыми волосами, открытой пастью и острыми выдающимися вперед зубами, были созданы Брахмой для охраны первозданных вод, но со временем они вышли из повиновения и стали вредить богам и людям: по ночам разоряли алтари, пили кровь спящих животных и похищали женщин. Эти людоеды хватали несчастную жертву, разрывали ей брюхо и упивались кровью, а после пиршества предавались пляскам. Много сведений о великанах имеется и в греческой мифологии. От бога неба Урана богиня земли Гея породила титанов и титанид, в том числе – Кроноса и Рею. Когда же зародились киклопы (с одним глазом во лбу) и гекатонхейры (сторукие), Уран был так испуган, что не выпускал их из чрева Геи. Страдая от тяжести плода, она решила пресечь излишнюю плодовитость супруга, и по ее наущению Кронос оскопил отца. Из крови оскопленного Урана, впитавшейся в землю, и произошли гиганты. (Здесь можно усмотреть явный намек древних греков на использование хромосом Урана в генетическом эксперименте, проводимом богами.) Гиганты восстали против олимпийских богов, но были побеждены Гераклом и низвергнуты в подземный Тартар. Киклопы (циклопы) отличались необычайной силой, грубым и жестоким нравом. Они жили порознь в пещерах на вершинах гор и занимались скотоводством. Киклоп Полифем, который описывается в «Одиссее», легко поднимал и швырял камень, который едва ли могли бы сдвинуть с места 22 лошади, запряженные в телеги. Вероломный и бесстрашный, он сожрал нескольких спутников Одиссея. Гесиод в «Трудах и днях» писал о людях медного поколения, которых древние греки считали великанами: Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих, Медное создал, ни в чем с поколеньем несхожее с прежним. С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели. Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться К ним не решался: великою силой они обладали, И необорные руки росли на плечах многомощных. Были из меди доспехи у них и из меди жилища, Медью работы свершали: никто о железе не ведал. В поэме «Теогония» он, вероятно, основываясь на более древних источниках, описывает битву титанов с богами: Ибо долгое время сражалися друг против друга В ярых могучих боях, с напряжением, ранящим душу, Боги Титаны и боги, рожденные на свет от Крона: Славные боги Титаны – с Орфийской горы величайшей, Боги, рожденные Геей прекрасноволосой от Крона, Всяких подателя благ, – с вершин многоснежных Олимпа. Заревело ужасно безбрежное море, Глухо земля застонала, широкое ахнуло небо, И содрогнулась; великий Олимп задрожал до подножья От ужасающей схватки. Тяжелое почвы дрожание,Ног топотанье глухое и свист могучих метаний Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней. Молнии сыпля, пошел Громовержец-владыка. Перуны, Полные блеска и грома, из мощной руки полетелиЧасто один за другим; и священное взвихрилось пламя, Жаром палимая, глухо и скорбно земля загудела, И затрещал под огнем пожирающим лес неисчетный. Почва кипела кругом. Океана кипели теченья И многошумное море. Титанов подземных жестокий Жар охватил. Подземь их сбросили, столь глубоко, сколь далеко от неба, Ибо настолько от нас отстоит многосумрачный Тартар… Публий Овидий Назон в труде «Метаморфозы» тоже упоминает об уничтоженном богами племени гигантов В царство небес, говорят, стали стремиться Гиганты, К звездам высоким они громоздили ступенями горы. Тут всемогущий отец Олимп сокрушил, ниспослал он Молнию; с Оссы он сверг Пелион на нее взгроможденный. Грузом давимы земли, лежали тела великанов, Тут по преданью, детей изобильной кровью Влажной стала земля и горячую кровь оживила; И, чтоб от рода ее сохранилась какая-то память, Образ дала ей людей. Но и это ее порожденье Вовсе не чтило богов, на убийство свирепое падко… Библейский Голиаф, поверженный Давидом с помощью пастушеской пращи, судя по описаниям, был ростом около трех метров. Родом из Гефа, он принадлежал к остаткам древнего исполинского племени рефаимов. Во время войны филистимлян с израильтянами в царствование Саула он наводил ужас на войско израильтян. Вооружение Голиафа подробно описывается в Библии: Он с головы до ног был закован в военные доспехи: на голове у него был медный шлем, а туловище было одето в чешуйчатую броню, так что вес брони его составлял 5000 сиклей меди [81 килограмм], и один наконечник его железного копья весил 600 сиклей [9 килограммов]. Меч Голиафа еще долго хранился при скинии как реликвия. Во 2-й книге Царств (15–22) описывается война между израильтянами и филистимлянами, в которой участвовали пять потомков рефаимов (исполинов) – Сафут, Голиаф Тефянин и двое неназванных. Один из них был шестипалым. Все они были убиты воинами Давида. В фольклоре народов Кавказа, Малой и Средней Азии, Западной Сибири дэвы (дэва, див, дайва) – злые духи, или сверхъестественные существа, главным образом антропоморфные или зооморфные великаны. Большого роста, сильные и глупые, они часто изображались с небольшими рожками. Согласно легендам, дэвы были втрое выше людей, их грудная клетка представляла собой целиковую костяную пластину, поэтому убить их было трудно. Поскольку великаны были страшной силой в военных действиях, люди старались заручиться их дружбой: за них выдавали дочерей и сестер, но эти браки были обречены, дети в таких семьях не рождались. Жили дэвы замкнуто и отдельно друг от друга, дома строили такие же грубые, как и они сами: неотесанные глыбы укладывали друг на друга и перекрывали бревнами В скандинавской мифологии упоминаются етуны (турсы) – великаны, возникшие из довременного Хаоса мировой бездны. Они противопоставляются богам-асам, с которыми они будут сражаться в Конце Мира. Народные поверья рассказывают также о троллях – уродливых, глупых и вредных великанах, обитающих внутри гор. Фоморы в ирландской мифологии – хтонические (порожденные землей) существа, описываемые в легендах как однорукие и одноглазые великаны. Они были побеждены воинами богини Дану в битве при Маг Туиред и навсегда изгнаны из Ирландии. Русские сказания описывают великанов как дикарей, ростом выше леса, с вырванным из земли деревом вместо палки. Они могут выжать из камня воду, вброд перейти глубокое море. В былинах так рассказывается о великане Святогоре: Стоит шатер под великим сырым дубом, И в том шатре кровать богатырская немалая: Длиной кровать десяти сажен, Шириной кровать шести сажен. <…> Мать сыра-земля колыбается, Темны лесушки шатаются, Реки из крутых берегов выливаются <.> …едет богатырь выше лесу стоячаго, Головой упирает под облаку ходячую,